«...
Покажи мне твоего человека, и я покажу тебе моего Бога...»
(св. Феофил Автиохииский).
АПОЛОГЕТЫ
Св.
Иустин философ.
Следующий за временем
апостольских мужей период апологетов представляет больший интерес
для исследователя. Они уже богословствуют, правда, еще не конструктивно,
и еще не испытывают глубин. Их богословие скорее отрицательное,
оно носит обличительный оттенок, т. к. призвано защищать христианство
от нападений отвне. И в этой защите, как против иудейства, так
и против языческой стихии, религиозной, культурной и политической,
они все же формулируют христианское вероучение.
И в интересующей нас
антропологии исследователь находит у этих писателей примечательные
мысли, направленные, конечно, больше в защиту, чем с целью вопрошания
и «испытывания откровений» (псал. 118, 2). Характер этих мыслей
определяется, прежде всего, тем, откуда шли нападения.
Иудейству надо было
противопоставить твердую веру в божественность Спасителя и в истинность
Его вочеловечения. Надо было этим отразить и усиливающийся докетизм.
Эллинской мудрости противопоставлялось убеждение в общем воскресении,
в личном бессмертии, в прославлении человека. Гностицизму с его
баснословиями христианская мысль давала отпор своим учениям об
единстве всего человеческого рода, с достоинстве самого человека,
о ценности плоти.
В писаниях этого периода
ясно звучит вера в светлое будущее человека, которое у св. Иринея
выразится в определенное исповедание обожения человека. Это одно
м. б. признано заслугою лионского святителя и достижением эпохи.
Св. Афанасий только восприимет от Иринея свою классическую формулу
об обожении.
Еще одной заслугою
писателей апологетов должна быть признана их ожесточенная борьба
с фатализмом языческого мира. Уже в Клементинах можно найти целый
арсенал доказательств против языческой веры в судьбу, рок, основательно
развитое апологетами350.
Можно смело говорить
о том, что в произведениях разбираемого периода, определенно намечается
основная линия всего восточного учения о Боге, мире и человеке.
Св.
Иустин философ.
Одно из наиболее выдающихся
мест среди апологетов несомненно занимает св. Иустин Философ.
Прежде всего, потому, что он первый по времени среди них и является
учителем для других. Кроме того, Иустин не даром вошел в историю
христианской мысли с титулом «философа». Крестившись, он не сбросил
своей философской тоги, и остался по духу своему верен философской
традиции. Он представляет собою в христианстве то же отрадное
явление, как впоследствии и Климент Александрийский, Ориген и
другие, которые в строительстве христианского просвещения не отвергали
наследия эллинской культуры. Поэтому его синтез в области антропологии,
как бы он ни был еще малозначителен, все же очень ценен и поучителен.
Тема о человеке занимала
Иустина Философа и в своих произведениях он часто говорит об этом.
Не следует, впрочем, у него искать готовых решений и ясных определений.
Их мы не будем иметь и у многих позднейших писателей. Терминология
его не четка и порою двусмысленна.
Человек, прежде всего,
«разумное животное»351. Кажется, можно с уверенностью характеризовать
Иустина Философа, как дихотомиста. Это явствует, как из всего
контекста его произведений, так с особой яркостью и из одного
отрывка «о воскресении», как бы подлинность этого произведения
и ни подвергалась сомнению. «Что такое человек, как не животное
разумное, состоящее из души и тела? Разве душа сама по себе есть
человек? Нет, она душа человека. А тело разве м. б. названо человеком?
Нет, оно называется телом человека. Если же ни то ни другое в
отдельности не составляют человека, но только существо, состоящее
из соединений той и другого, называется человеком, а Бог человека
призвал к жизни и воскресению: то Он призвал не часть, но целое,
т. е. душу и тело»352.
Но эта определенность
в одном месте не освобождает, однако, апологета от сбивчивости
в других выражениях. Определение души им не дано, но ему известно,
что она божественна и бессмертна, и есть часть верховного Ума353.
Это последнее выражение, несмотря на всю свою соблазнительность,
будет использовано неоднократно, и не только не ортодоксальным
Татианом, но и православнейшим Богословом Григорием Назианским.
Но, однако, не ясно,
что такое душа. То она ум, ей присуща способность мыслить354 и
она божественного происхождения, то она ни чем не отличается от
душ животных. Так в «Диалоге» находим такое место: «Ужели души
всех животных постигают Бога?
Или душа человека одного
рода, а душа лошади или осла иного? - Нет, - отвечал я, - но души
всех одинаковы»355.
Из этого как будто
бы явствует, что душа не столько ипостасное, духовное начало в
человеке, сколь витальный принцип.
Он не говорит, что
душа сотворена, но как будто бы и не склонен соглашаться с «мнением
некоторых платоников, что душа безначальна и бессмертна»356. Что
же? Креационист ли св. Иустин или исповедует некое иное учение
о происхождении души? Искать ответа на это, кажется, безцельно.
Несколько больше сказано в шестой главе «Диалога»: «Душа, или
сама есть жизнь, или только получает жизнь. Если она есть жизнь,
то оживотворяет иное что либо, а не самое себя; так же, как движение
движет скорее иное что либо, чем само себя. А что душа живет,
никто не будет отрицать. Если же живет, то живет не потому что
есть жизнь, а потому что причастна жизни: причастное чего либо
различно от того, чего причастие. Душа причастна жизни, потому
что Бог хочет, чтобы она жила, и поэтому может перестать некогда
жить, если Бог захочет, чтобы она не жила боле. Ибо душе не свойственно
жить так, как Богу. Но как человек существует не всегда, и тело
его не всегда соединено с душою, но когда нужно разрушиться этому
союзу, душа оставляет тело, и человек уже не существует: так и
от души, когда нужно, чтобы ее более не было, отнимается жизненный
дух, и душа уже не существует, а идет опять туда же, откуда она
взята357. Терминология этого отрывка оставляет все же желать лучшего.
Из приведенных слов не стало яснее, что есть душа. Не ясно также,
что означает «жизненный дух», Spiritus vitalis? Есть ли это действие
Святого Духа? Или же это высшая часть души? Во всяком случае,
под этим выражением нет основания понимать что то третье в составе
человека, и, так. обр., зачислять св. Иустина в трихотомисты.
Душе, стало быть, не
«свойственна жить так, как Богу», и «она причастна жизни, потому
что Бог хочет, чтобы она жила...» Следовательно, она не бессмертна,
т. е. не обладает бессмертием сама по себе. Ее бессмертие относительно
и зависит от высшего божественного начала. Интересно, что в рассуждениях
о бессмертии Иустин Философ становится на неожиданную позицию,
и его аргументация делается узко судебной, юридической. «Бог призвал
человека к жизни и воскресению»358, однако, рассуждает апологет:
«души не бессмертны, но они не уничтожатся, ибо это было бы весьма
выгодно для злых... Что же бывает с ними? Души благочестивых находятся
в лучшем месте, а злые в худшем, ожидая здесь времени суда. Так.
обр., те, которые удостоены видеть Бога, уже не умирают, а другие
подвергаются наказанию, доколе Богу угодно, чтобы они существовали
и были наказываемы»359. Значит, бессмертие души (не безусловное,
конечно, ибо абсолютно бессмертен только Бог) постулируется моральным
принципом. Вероятно, это различие бессмертности человека и Бога
навеяно апостолом Павлом: «Царь царствующих и Господь господствующих
Единый, имеющий бессмертие» (1 Тимоф. VI, 15-16). В этом Иустин
будет влиять и на своего ученика Татиана Асирийца360.
Из только что приведенного
отрывка может создаться впечатление, что Иустин сторонник временных
загробных мук: «подвергаются наказанию, доколе Багу угодно, чтобы
они были наказаны. «Но наряду с этим находим и совершенно противоположные
утверждения. Так: «души их будут соединены с теми же телами и
будут преданы вечному мучению, а не в продолжение только тысячи
лет, как говорил Платон»361. «Диавол будет послан в огонь...,
чтобы мучиться безконечный век»362. Кроме того, и во второй Апологии
он говорит о «наказании неправедных людей в вечном огне»363, а
в «Диалоге» указывается про «червя и неугасающий огонь»364.
Второе пришествие Христово
связано с воскресением тел и наказанием грешников. Смерть не есть
«состояние безчувствия, ибо это было бы выгодно для всех злодеев...
Души и по смерти сохраняют чувство365. В том, что души не умирают,
убеждают нас некромантия, вызывание душ умерших, предсказания,
оракулы и писания отдельных языческих писателей (Эмпедокл, Пифагор,
Платон и др.). «Мы веруем и надеемся получить опять умершие и
в землю обратившиеся тела наши, утверждая, что нет ничего невозможного
для Бога»366. Но как? Аргументация ведется от таинственного процесса
зарождения человека от малой капли семени. Трудно понять и разумно
обосновать тождество человеческого семени и уже готового, сформировавшегося
человека, и это не легче, чем понять образ воскресения разложившегося
тела. Неверие происходит оттого, что вы не видели еще воскресшего
мертвеца»367. Для всемогущества Божия возможно и это.
Об образе Божием Иустин
Философ не богословствует; он только мимоходом упоминает, что
Адам есть «тот образ, который Бог сотворил и он был обителью дыхания
Божия»368.
Немало внимания посвящено
им вопросу о богопознании. Душа имеет способность богопознания.
Бога и человека нельзя познать так же, как мы можем знать музыку,
арифметику, астрономию и т. под. «Божество не м. б. видимо глазами,
как прочие живые существа; Оно м. б. постигнуто только умом, как
говорит Платон»369.
Однако, познание это
связано с особыми нравственными требованиями. «Око ума таково
и для того дано нам, чтобы мы могли посредством него, когда оно
чисто, созерцать то истинно сущее, которое есть источник всего
того, что постигается умом, которое не имеет ни цвета, ни формы,
ни величины, ни другого чего-нибудь видимого глазом, но есть существо
тожественное себе, высшее всякой сущности, неизреченное, неизъяснимое,
единое прекрасное и благое, внезапно проявляющееся в благородных
душах по причине их сродства и желания видеть Его»370. «Мы можем
умом нашим постигать Божество и через то уже блаженствовать»,
так как душа наша «божественна и бессмертна» и есть часть того
верховного Ума»371.
И хотя св. Иустин в
своем «Диалоге» утверждает, что души у всех живых существ одинаковы,
но дар богопознания сообщен не всем. Не только животные бессловесные
лишены этого дара, но и из людей немногие видят Бога, а только
те, которые жили праведно и сделались чисты чрез праведность и
всякую добродетель372.
На этих отрывочных
мыслях, однако, не построить сколько нибудь удовлетворительную
гносеологию.
Иустин Философ, кроме
того, поставил, но не развил интересную тему: «Что мы сотворены
в начале, это было не наше дело; но чтобы мы избирали следовать
тому, что Ему приятно, Он посредством дарованных нам разумных
способностей убеждает нас и ведет к вере»373. В этих словах заключена
мучительная проблема свободы человека. Не по своей воле, не свободно,
но человек должен был принять свою свободу. Это является одним
из самых острых противоречий в антропологии.
ПРИМЕЧАНИЯ
350 W. Bousset, op.
cit. p. 327, nota 4.
351 Didal. cuna Triph.
Jud. cap 93.- MPGr. t. 6. col. 697 C.
352 «De resurrect»,
cap. 8. - MPGr. t. 6, col. 1585.
353 «Dialog.» cap.
4.- col. 484 B.
354 ibid.
355 «Dialog.», cap.
4.- col. 484.
356 ibid. cap. 5.-
col. 485
357 «Dialog.», cap.
VI, - col. 490 В - 492 A.
358 «De resurrect.»,
cap. 8.- col. 1585.
359 «Dialog.», cap.
V,- col. 435.
360 «Contra graec.»,
cap. 13.
361 1 Apolog. cap.
8. - col. 337 C.
362 ibid., cap. 28.
- col. 372 B.
363 2 Apolog. cap.
9, col. 460 A.
364 «Dialog.», cap.
130. - col. 777 D.
365 1 Apolog. cap.
18. - col. 356 A.
366 ibid.
367 1 Apolog, cap.
18. - col. 356 AB.
368 «Dialog.» cap.
40. - col. 561 C.
369 «Dialog.», cap.
3. - col. 481 D.
370 «Dialog.», cap.
4.- col. 484.
371 ibid.
372 «Dialog.», cap.
4.- col. 484.
373 1 Apolog., X, 4.
- col. 541 A.
|