Назначение
человека
Таково все
мое возвышенное назначение, моя истинная сущность. Я — член двух
порядков: одного чисто духовного, в котором я властвую только
посредством чистой воли, и другого — чувственного, в котором я
влияю своими действиями. Конечная цель разума всецело есть его
чистая деятельность только через самого себя и без необходимого
посредства какого-нибудь внешнего орудия — независимость от всего,
что само не есть разум, абсолютная безусловность. Воля есть жизненный
принцип разума, она сама — разум, когда она берется в своей чистоте
и независимости; разум самодеятелен, это значит: чистая воля,
как таковая, действует и властвует. Непосредственно в этом чисто
духовном порядке и всецело в нем одном живет только бесконечный
разум. Конечная личность, которая есть не сам мир разума, а только
один из его многих членов, необходимо живет и в чувственном порядке,
т. е. в таком, который ставит перед нею кроме чистой деятельности
разума еще другую цель, материальную, достигаемую посредством
орудий
вытекало что-нибудь
второе, из второго — третье и т. д., то сила воли была бы сломлена
сопротивлением приводимых ею в движение самостоятельных членов
этого мира; образ деятельности не соответствовал бы уже вполне
выраженному хотением понятию цели, и воля не оставалась бы свободной,
но отчасти была бы ограничена своеобразными законами инородной
сферы своего действия. Так должен я смотреть на волю в здешнем,
единственно известном мне чувственном мире. Я вынужден, конечно,
верить, т. е. действовать так, как будто бы я думал, что мое хотение
может привести в движение мой язык, мою руку, мою ногу; однако
я не только ничего не могу мыслить о том, каким образом простое
желание, давление разума на самого себя, называемое волей, может
быть принципом движения в косной земной массе, но даже простое
утверждение этого является сущей нелепостью перед судом размышляющего
рассудка; ибо в этом мире движение материи — даже во мне самом
— должно быть объясняемо только из внутренних сил одной материи.
Изложенное
воззрение на свою волю я получаю, лишь постигая в себе, что она
не есть только высший деятельный принцип для этого мира (таким
принципом она могла бы стать без всякой свободы, только благодаря
влиянию целого мировой системы; приблизительно таким образом мы
представляем себе образующую силу в природе), но что она совершенно
отвергает все земные и вообще все существующие вне ее цели и последней
целью ставит себя ради себя же. И только такое воззрение на мою
волю указывает мне на сверхчувственный порядок, в котором воля
сама по себе, без всяких внешних орудий становится причиной в
подобной ей, чисто духовной, вполне проницаемой для нее сфере.
Первым звеном моего мышления было познание того, что закономерное
хотение требуется только ради себя самого; это познание могло
быть найдено только как факт моей внутренней жизни, и невозможно
найти его другим каким-нибудь путем. Вторым звеном моего мышления
было убеждение, что это требование сообразно разуму, что оно —
источник и руководящая нить всего иного, что сообразно разуму,
— убеждение, что оно само не направляется согласно чему-нибудь
внешнему, но что все другое должно направляться согласно ему и
быть от него зависимым; и к этому убеждению я могу прийти также
не извне, но только внутренним путем, благодаря непоколебимому
подтверждению, которое я свободно даю этому требованию. И лишь
исходя из этих звеньев, я пришел к вере в сверхчувственный, вечный
мир. Если я уничтожу первый, не может быть речи о последнем. Если
бы было так, как говорят многие, — они считают это за само собой
разумеющееся без всяких доказательств и превозносят это как высшую
житейскую мудрость, — если бы всякая человеческая добродетель
должна была постоянно иметь перед собою определенную внешнюю цель
и, прежде чем действовать и быть добродетелью, должна была бы
иметь уверенность в осуществимости этой цели, если бы,
следовательно,
разум не содержал в самом себе принципа и руководящей нити для
своей деятельности, но должен был лишь получать эту нить извне
через размышление о чуждом мире, если бы было так, что цель нашего
бытия была бы здесь, на земле, _ человеческая природа совершенно
исчерпывалась бы и объяснялась нашим земным назначением, и не
было бы разумных оснований выходить в наших мыслях за пределы
здешней жизни.
Но так, как
я говорил теперь с собою, может говорить и учить всякий мыслитель,
который — может быть, из страсти к новому и необычному — где-нибудь
воспринял как историческое знание эти первые посылки моего рассуждения
и, восприняв их, сделал из них затем правильные выводы. Он будет
излагать нам образ мышления чужой жизни, а не своей собственной;
все будет для него пусто и бессмысленно, ибо ему будет недоставать
того чувства, которым постигается реальность этой жизни; он будет,
как слепой, который построил на нескольких правильно заученных
истинных положениях о цветах совершенно правильную теорию цветов,
но для которого не существует никакого цвета; он в состоянии будет
сказать, что должно быть при известных условиях; но для него оно
не будет таким, ибо эти условия не применимы к нему. Только отказываясь
от чувственного и его целей и принося его в жертву закону, который
требует только нашей воли, а не наших действий, только поступая
так в твердом убеждении, что это — сообразный разуму, единственно
сообразный ему образ действий, — только так получаем мы то чувство,
через которое постигается вечная жизнь. Лишь после такого отказа
от земного является в душе нашей вера в вечное;
она обособляется
как единственная опора, остающаяся еще для нас, после того как
мы отказались от всего другого, как единственный оживляющий принцип,
подымающий еще нашу грудь и одушевляющий еще нашу жизнь. Поистине,
чтобы войти в царство Божие, должно сперва — если употребить образы
священного учения — умереть для мира и вновь родиться затем.
Я вижу теперь,
о, ясно вижу причину моей прежней слепоты и невнимания к духовным
предметам. Уйдя в земные цели, погрузившись в них всеми своими
помыслами и чувствами, побуждаемая и влекомая только понятием
о результате, который должен действительно проявиться вне нас,
только желанием такого результата и удовольствием, получаемым
от него, глухая и мертвая для чистого разума, который сам себе
законодатель и который ставит нам чисто духовную цель, бессмертная
Психея остается прикованной к земле и со связанными крыльями.
Наша философия есть история нашего сердца и жизни, и какими мы
находим себя самих, такими мы мыслим человека вообще и его назначение.
Если нас влечет только к тому, что Должно действительно осуществиться
в этом мире, то для нас "тогда нет истинной свободы, — свободы,
которая абсолютно и безусловно в себе имела бы основание своего
определения. В лучшем случае наша свобода — свобода развивающегося
растения;
по своей сущности она не выше последней, но только производит
более искусные результаты — не корни, листья. цветы, а дух с влечениями,
мыслями, поступками. Не обладая истинною свободой, мы решительно
ничего не можем познать о ней; когда о ней идет речь, мы принижаем
слова до нашею;
понимания
их или просто-напросто объявляем слышанное 'л, бессмыслицу. Теряя
познание свободы, мы теряем и чувство другого мира. Все относящееся
к нему мелькает перед нами, не задевая нас, как речи, направленные
не к нам, как мертвые тени без цвета и значения, которых мы не
можем схватить и задер жать. Без малейшего участия мы оставляем
все на своем мест',:
Если нас охватит
стремление к тому, чтобы серьезно поразмыс лить об этих предметах,
то мы ясно уразумеваем и можем доказать, что все идеи об этих
предметах — неосновательны.' и пустые вымыслы, отвергаемые рассудительным
человеком и с точки зрения предпосылок, из которых мы исходим
и кого рые почерпнуты из нашего собственного внутреннего опыта,
мы совершенно правы, неопровержимы и не можем быть переубеж дены,
пока мы остаемся собою. Пользующиеся в нашем народе особенным
авторитетом превосходные учения о свободе, долт е и вечной жизни
превращаются для нас в фантастические басни подобные басням о
Тартаре и Елисейских полях, хотя мы скрываем это настоящее мнение
нашего сердца, находя нужным удерживать такими образами чернь
во внешней благопристойности. Если же мы мало склонны к размышлению
и сами еще связаны узами авторитета, мы сами опускаемся до настоящей
черни, веря в то, что превращается при таком понимании в но шлые
басни, и находя в этих чисто духовных символах обеща ние на вечное
продолжение той же жалкой жизни, какую мы ведем здесь, в этом
мире.
Говоря коротко,
только благодаря коренному улучшению моей воли восходит новый
свет над моим существованием и назначением; без такого улучшения
во мне и вокруг меня только тьма, сколько бы я ни размышлял и
какими бы духовными способностями я ни был одарен. Только улучшение
сердца ведет к истинной мудрости. И пусть же беспрестанно стремится
к этой одной цели вся моя жизнь!
Фихте И. Г.
Назначение челонека. Спб., 1905. С. 101—II!
и сил, которые,
правда, подчинены непосредственной власти воли, но обусловлены
в своей деятельности еще и собственными законами. И все же, насколько
несомненно, что разум есть разум, воля должна действовать только
через себя, независимо от естественных законов, которыми определяется
действие; поэтому чувственная жизнь конечной личности есть указание
на жизнь высшую, в которую ее вводит и в которой ей дает место
воля сама по себе, — место, для нас, конечно, представляющееся
опять-таки чувственно — как состояние, а отнюдь не как чистая
воля.
Эти два порядка,
чисто духовный и чувственный, последний из которых может состоять
из необозримого ряда отдельных жизней, находятся во мне с первого
же момента развития деятельного разума и протекают во мне рядом
один с другим. Чувственный порядок есть только явление для меня
и для тех, кто существует со мною в одинаковой жизни; только духовный
порядок придает ему значение, целесообразность и ценность. Коль
скоро я принимаю решение повиноваться закону разума, я уже бессмертен,
непреходящ, вечен; я не должен еще становиться таким. Сверхчувственный
мир — не какой-нибудь будущий мир; он существует теперь; ни в
один момент конечного бытия он не может быть более близким и действительным,
чем в другой; после бытия, которое продлится мириады жизней, он
не будет ближе и действительнее, чем в настоящий момент. Другие
определения моего чувственного существования суть будущее определение;
но они так же мало составляют истинную жизнь, как и мое теперешнее
определение. Решая повиноваться закону разума, я проникаю в вечность,
сбрасываю с себя жизнь во прах и всякую другую чувственную жизнь,
какая может мне еще предстоять, и высоко поднимаюсь над ними.
Я становлюсь единственным источником всего моего бытия и моих
проявлений; и с этого момента, не обусловливаясь ничем внешним,
я имею свою жизнь в себе самом. Моя воля, которую я сам, а не
кто-нибудь другой, ввожу в порядок сверхчувственного мира, есть
этот источник истинной жизни и вечности.
Только моя
воля есть этот источник; только познавая эту волю за средоточие
нравственной благости и, действительно, возвышая ее до этой благости,
я получаю достоверное обладание всем сверхчувственным миром. Я
должен закономерно хотеть, не рассчитывая на какую-нибудь понятную
и видимую цель и не исследуя того, вытекает ли из моей воли что-нибудь
Другое, кроме самого хотения. Моя воля существует сама по себе,
обособленная от всего, что не есть она, и составляет через себя
и для себя свой мир; следовательно, она не только абсолютно первое,
так что перед нею нет ничего, что определяло бы ее своим воздействием,
но из нее также не следует никакого мыслимого и понятного второго,
которое подчиняло бы ее Деятельность чуждому закону. Если бы в
мыслимом для нас чувственном мире, противоположном духовному миру,
из воли
Фихте
И.Г. Назначение человека. СПб, 1905. С. 101-111.
Примечания:
“Назначение
человека” представляет собой как бы краткое учение о человеческой
душе, попытку рассмотреть “телесное ее воплощение”, где тело,
по мнению Фихте, есть реальное выражение души. Причем душа выглядит
как индивидуальная и неизменная сущность, конечная субстанция.
|