Иоанн
Скот Эриугена (ок. 810 - ок. 877) |
||
Сочинения О Божественном Предопределении Глава IX Во-первых, следует отметить, что о Боге нельзя сказать ничего, что соответствовало бы Его достоинству, - ни имени, ни глагола, ни других частей речи, поскольку знаки в собственном смысле не могут быть приписаны Богу. Да и каким образом чувственно воспринимаемые знаки, то есть знаки, сопутствующие телам, могут быть с определенностью отнесены к чуждой всякого телесного ощущения божественной природе? Ведь эта природа, превосходящая любую способность понимания, с трудом поддается постижению даже самым наичистейшим и непорочнейшим умом! Однако именно чувственно воспринимаемыми знаками - в силу ограниченности своего разумения - пользовался первый человек после грехопадения, для того чтобы каким-либо образом веровать и обозначать изобилующее величие Создателя. Далее, если все слова существуют не от природы, но суть изобретения людей в соответствии с их произволением, то что удивительного в том, что они недостаточны для выражения той божественной природы, которая, как истинно говорят, является единственной? 2. Далее, из тех слов человеческой речи, которыми по привычке люди пользуются для именования самого Бога или Его осуществления в сотворенном мире, некоторые являются как будто приложимыми к Нему, свойственными Ему. Таковы, например, глаголы есмь, еси, был, быть, имена - сущность, истина, добродетель, мудрость, знание, избрание и другие этого же рода. которые обозначают в нашей человеческой природе то, что имеет отношение к первейшему и лучшему, то есть саму субстанцию и лучшие ее акциденции, без коих она не может быть бессмертной. Поэтому перечисленные выше слова следует относить к первейшему и лучшему основанию всего благого, каковым и является Бог. Некоторые из слов, коими пользуются люди для именования божественной природы, происходят от трех оснований, а именно от подобия, противоположности и различия. Примеры первого: "Рука Господа кому обнажена"(1), "Руки Твои создали меня"(2), "Глаза Господа на честных, и уши Твои - к мольбам их"(3). Эти слова, употребляемые, исходя из отношения подобия, применяются здесь по праву, хотя божественная субстанция абсолютно лишена телесных очертаний. Об этом некотором подобии ранее было сказано достаточно. Ведь природа все поместила как будто на своих, надлежащих, местах: силу - в руках, действия - также в руках, зрение - в глазах, слух - в ушах. Так и божественная добродетель, милосердие, и щедрость обычно называются соответствующими именами. Примерами третьего основания для обозначения неизменно субстанции являются те имена, что произошли от возбуждения наших душ. Таковы гнев, ужас, негодование, страх, печаль и другие, которые не имеют никакого сходства с божественной природой и используются на основании отношения различия. Обычно они переносятся с человеческой природы на божественную лишь в силу необходимости именования божественной природы максимально чуждым способом катахрезы (4). 3. Остались те названия, которые берутся, исходя из отношения противоположности. Столь велико значение и сила этого отношения, что греки заслуженно именовали их энтимемами, то есть словесными выражениями ума. Ибо хотя все, произнесенное голосом, прежде содержалось в уме, однако не все, что содержится в уме, как кажется, имеет ту же самую силу обозначения, что и внушенное грубыми чувствами. Следовательно, подобно тому как из всех доказательств наиболее сильным является доказательство от противного, так и из всех слов наиболее подходит то, которое применяется на основании того же отношения противоположности. Из слов, взятых на основании отношения противоположности, одни употребляются безусловно, другие - во взаимосвязи. Форма безусловных выражений - "Я уничтожу мудрость мудрых и отвергну разум разумных"(5). Правильно понять это высказывание можно, только исходя от противного, то есть так, как если бы было сказано в прямом смысле: "Я уничтожу безрассудство безрассудных и отвергну неразумие неразумных". Это ясно следует из слов апостола, говорящего: "Мудрость этого мира есть глупость перед Богом"(6). Ведь если всякая мудрость от Господа Бога, то разве можно даже помыслить, что Бог разрушает то, что происходит от Него? Если все, сказанное выше, справедливо относительно мудрости, то так же следует мыслить и о разуме. Ведь, конечно. Бог не уничтожает в человеке никакого блага; но эта безусловная форма нелегко открывается человеку Богом. 4. И неудивительно, что коль скоро нет ничего противоположного Богу, помимо небытия, потому что Он сам - единственный, кто мог сказать: "Я есмь, который Я есмь" (7), то все прочие, о ком говорят, что они существуют, с одной стороны, существуют не в полной мере, так как они суть не то, что есть Он сам, и, с другой стороны, нельзя сказать, что они вовсе не существуют, поскольку они существуют от Него самого - единственного, существующего в полной мере. Если мы говорим о чем-то, относящемся к Господу нашему Иисусу Христу сообразно его человеческой сущности, то и о божественности Иисуса можно говорить так же, исходя из его божественной сущности. Это возможно вследствие неразделимого единства одного лица в двух субстанциях. Если не абсурдно верить, что именно так все и происходит, то мы по-иному поймем написанное в Законе: "Всякий браним, кто висел на дереве" (8). Несомненно, это сказано о Христе, "который есть над всеми прославленный на века" (9). Ибо мы, грехом первого человека заслужившие злословие смерти и рабства, справедливостью второго человека получили благословение жизни и свободы (10). Именно потому, что иудеи бранились и злословили над Иисусом, висевшим на дереве (11). Он все более и более становился достоин восхваления, а не злословия. Следовательно, эта безусловная форма речи выведена из отношения противоположности, и даже Апостол говорит, употребляя ее: "Он, который не ведал греха, стал нашей защитой во грехе"(12). Поистине, разве кто усомнится, что жертва и грех друг другу противоположны, ведь жертва и приносится для того, чтобы уничтожить грех. Христос есть главная жертва за грехи всего мира. Потому-то он и обозначается здесь от противного, а именно посредством слова "грех". 5. Далее мы рассмотрим примеры взаимосвязанных противоположностей. Они называются взаимосвязанными потому, что соответствуют двум отношениям, а именно отношениям сходства и противоположности. Ибо отчасти по сходству, отчасти по противоположности берутся те же самые имена или глаголы, pragmata (13) которых, когда они прилагаются к Богу, есть предзнание и предопределение. Прежде всего необходимо рассмотреть утверждение, что такого рода имена и глаголы не могут быть приложимы к Богу в собственном, прямом, смысле слова. Именно этот оборот речи употреблялся, когда говорилось, что Бог предзнает что-либо своим предзнанием либо предопределяет своим предопределением: для Бога нет никакого будущего, потому что Он ничего не ожидает, и нет никакого прошлого, поскольку ничто не проходит для Него. Ибо как нег в Нем никаких расстояний между какими-либо местами, так нет и никаких промежутков времени. Вследствие этого правильное рассуждение не допустит, чтобы таковое мыслилось относительно Бога. Каким же образом говорят о Его предзнании. ведь по отношению к Нему ничто не является будущим? Как нельзя сказать в собственном смысле о Его памяти, поскольку для Него нет никакого прошлого, так нельзя - и о каком бы то ни было предзнании. потому что для Него нет никакого будущего. Но, однако, мы читаем: "В вечной памяти будет праведным"(14). Бог видел, предвидел, знал, предзнал все, долженствующее быть сделанным, прежде чем Он это сделал; точно так же Он все видит и знает после того, как уже сделал. Это имеет место вследствие того, что и Он сам всегда является вечным, и Вселенная, Им созданная, в Нем самом также всегда пребывает вечной. 6. Сходным образом следует мыслить и относительно предопределения Бога, особенно учитывая, что всякое предопределение есть предзнание. Необходимо ответить на вопрос, как можно употреблять слово "предопределение", то есть предуготовление, по отношению к тому, Кому не предшествует никакой промежуток времени, в Ком предуготовление не предшествует деятельности? Ведь для Бога предуготовлять не есть иное, нежели действовать: только человеку свойственно приготовлять то, что он собирается сделать, в то время как Богу чуждо предопределять то, что Он никогда не намеревается делать. Каким же образом может иметь намерение нечто сделать Тот, Кто все однажды и одновременно сделал? Или иначе, каким бы образом не все сделал Тот, Кто всегда все имел? Кто всегда, как верят, имел свое слово, посредством которого все сотворено и в котором неизменно все пребывает, причем не только то, что было, но даже и то, что еще только будет. Однако в Боге ничто ни было, ни намеревается быть, но только есть и все суть одно. Далее, так как под Богом существует то, что Им сотворено, и все вещи этого мира созданы и расположены в своем месте и своем времени, то относительно них слова, обозначающие место и время, употребляются в собственном смысле, в то время как относительно того, что вечно сушествует в Боге, эти слова употребляются в переносном смысле, метафорически. И вследствие этого, как в несобственном, переносном, смысле о Боге говорят, что Он что-то сделал или намеревается сделать, так о Нем в несобственном же смысле говорят, что Он предзнал, предзнает, намеревается предзнать, и подобным же образом - что Он предопределил, предопределяет, намеревается предопределить. 7. Итак. мы установили, что имена "предзнание" и "предопределение" перенесены на Бога по сходству с вещами преходящими. Но это отношение, по-видимому, идет также и от противного - коль скоро преходящее, временное противополагается вечности. Вероятно, это так, поскольку некоторое подобие вечности присуще временному, преходящему. Это явствует не только из того, что преходящие вещи сотворены вечным Богом, но и из того, что та часть временного мира, которая и дает эти имена, а именно человеческая природа, намеревается рассуждать относительно истинной вечности - решить вопрос, как образуются имена на основании отношения противоположности, коль скоро от временного к вневременному передается некоторое обозначение? Следовательно, эта передача происходит и на основании отношения подобия. Но следует спросить, каково это подобие? Действительно, мы можем говорить о четырех видах подобия, первое из них - прежде времени, второе - до значения, третье - до начала, четвёртое - до вечности. Примеры этих четырех видов подобия таковы: по времени цветок предшествует плоду, по значению плод предшествует цветку, голос по происхождению предшествует слову. Бог в силу своей вечности предшествует творению. А потому именно
тем самым образом, каким Бог все Им сотворенное превосходит и всему
предшествует, то есть своим бытием в вечности, Он, очевидно, предзнает
и предопределяет то, что намеревается вступить в бытие. Отсюда мы делаем
вывод - эти слова переносятся от первого способа к четвертому, то есть
от отношения времени к отношению вечности. 1. Нам осталось исследовать отношение, которое, как мы уже отметили прежде, диалектики и риторы называют энтимемой (15) (сокращенный силлогизм, в котором опущена одна из подразумевающихся частей (большая или меньшая посылка или заключение). Эуригена в даном случае имеет ввиду умозаключение от противного. - прим. перев.). Имеется в виду известнейшее из всех словесных доказательств. Выше было сказано, что такие слова, как "предзнание", "предопределение", "приготовление", "предвидение" и другие этого же рода, приписываются Богу в переносном смысле, метафорически. Причем обозначение это может быть перенесено, исходя из двух оснований, которые называются взаимосвязанными, поскольку доказано, что слова переносятся и на основании отношения подобия, и на основании отношения противоположности. Когда слова употребляют на основе сходства, то твердо уясняют себе, что этим способом обозначается не что иное, как то, что сам Творец всего намеревается сделать или в долженствующей быть созданной субстанции Вселенной и ее качествах, или в вещах, подлежащих божественному Управлению: причем только в тех, относительно "которых предзнал и предопределил соответственно намерению своей благодати, что будут подобными образу Сына своего"(16). Когда же эти слова употребляют на основании отношения противоположности, то есть от противного, и переносят на Бога, в них следует мыслить не что иное. как то. что Он позволил, дабы в творении, Им самим созданном, происходило свободное движение разумной природы, неправильно, дурно пользующейся природными благами, дарованными щедростью Творца. 2. Следовательно, когда мы слышим, что Бог предзнал, или предопределил, или предуготовил грехи, или смерть, или наказания для тех людей, которых по справедливости оставил, то есть допустил, чтобы они были подвергнуты наказанию вследствие их собственной испорченности, то мы должны понимать эти речи, исходя от противного, дабы нас миновала пагубная ересь, причина которой - неправильное использование слов. Перевод Е. В. Антоновой. Об авторе и произведении. ПРИМЕЧАНИЯ: (Перевод и примечания Е. В. Антоновой) Перевод с латинского выполнен по изданию: Eriugena Ioannes Scotus. Opera omnia // Patrologiae cursus completus. Series latina. Ed. par. J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 122. 1 "...Кому
открылась мышца Господня" (Ис. 53: 1). |
Все
содержание (C) Copyright РХГА