Эпикур (342/341 - 271/270 гг. до н.э.)
 

 

ЭПИКУР (Epikuros) (342-341 до н. э., о. Самос, - 271-270 до н. э., Афины), древнегреческий философ-материалист. С 306 жил в Афинах, где основал филос. школу ("Сад" Э. - см. Эпикуреизм). Из большого наследия Э. (ок. 300 соч.) сохранились неск. писем, афоризмы и завещание.

Философия Э. разделяется на этику, физику и канонику (учение о познании). В этике, исходя из идей Демокрита и киренской школы, Э. объявлял истинной природой человека способность к ощущениям (а не разум, как у стоиков), поэтому смысл и конечная цель человеческой жизни - в достижении удовольствий. Удовольствие, по Э., есть отсутствие страдания. Причина страданий заключена в самом человеке - это страсти и страх, от к-рых призвана излечить людей философия. Достижение удовольствий невозможно без аскетич. самоограничения. Результат правильной жизни - невозмутимый покой души (атараксия), счастье, тождественное добродетели, свобода и наслаждения, высшими из к-рых являются мудрость, справедливость и особенно дружба.

В физике Э., следуя атомистич. учению Демокрита, внёс в него, однако, существенные изменения: вихревое движение атомов заменяется у Э. падением, вводится понятие "веса" атомов. Особенно примечательно учение Э. о произвольном отклонении атомов от падения по прямой, обосновывавшее возникновение миров (число к-рых бесконечно) и свободу индивида (т. е. атома и человека).

В борьбе с традиционным для антич. натурфилософии понятием рока (см. Судьба) Э. доходил до беспрецедентного отрицания точной закономерности небесных явлений. Источником знания Э. признавал ощущения и понятия, рождающиеся из повторения ощущений (prolepsis) или их предвосхищения. Критерий истины - соответствие ощущениям, происхождение к-рых объяснялось демокритовской теорией истечений. Отвергая представления нар. мифологии о богах как нечестивые, Э. считал, что боги ведут блаженное и безмятежное существование в пространствах между мирами ("метакосмии", или "интермундии") и не вмешиваются в жизнь миров, являя этим мудрецу образец для подражания.

Философия Э. явилась новым этапом антич. атомизма и оказала значит, влияние на позднеантич. и новоевроп. философию.

А. Л. Доброхотов

 

 

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА