Эмиль Дюркгейм

ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ  (Durkheim) (1858 - 1917) – фр. Социолог-позитивист, проф. Париж. ун-та, основатель и изд. ж. "Социологический ежегодник", сотр. к-рого ставили своей целью обозреть всю осн. мировую социолог. литературу, появлявшуюся в течение опред. года. С его именем связана институализация социологии во Франции. Являясь продолжателем контовской традиции, Д, испытал также влия­ние Ш.Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И.Канта, Г.Спенсера, Ш.Ренуавье. Обос­новывая особ. место социологии в ряду наук о человеке, он отстаивал специфичность ее объекта - социальной реальности, к-рая принципиально несводима к биопсихич. реальности индивидов. В кач-ве предмета социологии Д. выделяет социальные факты, существующие вне индивида и господствующие над ним. К числу общих условий, необ­ходимых для превращения социологии в самостоят. науку, Д. также относит наличие соответствующее метода, разрабатывая к-рый он руководствовался принципами естеств. наук, утверждая зна­чимость эмпирич. обоснованности и доказательности теоретич. положений, отстаивал необходимость распространения рационалистич. методов на познание социальных явлений. Теоретико- методологич. базой воззрений Д. был так называемый социологизм, гл. принцип к-рого сформулирован в известном лозунге "Со­циальные факты нужно рассматривать как вещи". Опираясь на этот принцип, Д. Рассматривал об-во как реальность "sui genesis", отличную от простой суммы составляющих об-во индивидов и подчиняющуюся иным закономерностям по сравнению с индивид. психикой. Исходя из последней, нельзя объяснить социальные факты и со­циальный процесс. Это заранее обречено на неудачу, т.к. свойства индивида, его потребности являются продуктом социального общения, а об-во обладает физич. и моральным превосходством над ин­дивидами. Д. требовал объяснять "социальное социальным", а не "индивидуальным", полагая, что действовать иначе - значит, объяснять при­чину через следствие. Этот тезис Д. обосновывал во всех своих круп­ных работах, используя его для исследований конкретных социальных явлений.

Методология Д., сочетавшая приверженность к эволюционизму со структурно-функциональным подходом, дала ему возможность обо­сновать идею обществ. солидарности, ключевой в его концепции. В работе "О разделении труда" (1893) он утверждал, что осн. функция разделения труда - поддержание социальной солидарности. Исходя из дихотомии об-в с механич. и органич. солидарностью, Д. рассматривал их как звенья единой эволюционной цепи. В архаич. об-вах доминировала механическая солидарность, к-рая была основана на полном растворении индивидуальных сознании в "коллек­тивном сознании", на неразвитости и сходстве индивидов и их обществ. функций. В развитых совр. об-вах возникает "органи­ческая солидарность", базирующаяся на разделении труда и функцио­нальной взаимозависимости индивидов. Для Д. солидарность – высший моральный принцип, отсюда, морально и само разделение труда, к-рое является .средством создания желаемых общественные связей и компенсирует ущерб, вызванный узкой специализацией.

Решающую роль в деле социальной интеграции Д, отводил идеалам и верованиям ("кол­лективным представления"), видя в них осн. религии и морали. Про­анализировав австралийские тотемич. культы ("Элементарные формы религиозной жизни", I9I2), а на их осн. - источники происхождения и функции религии, Д. пытался доказать, что действительный объект всех религ. культов – об-во, в религии отражаются его "священные" аспекты. Отсюда то влияние, к-рое религия оказывает на культуру и развитие личности. Ее социальные функции сводятся к выдвижению идеалов, стимулирующих обществ. сплоченность и развитие. С проблемой социальной интеграции и прочностью обществ. связей Д. соединяет решение конкретных проблем, напр., исслед. такого феномена, как самоубийство. Отвергая его психологич. объяснение, он выделяет три типа самоубийства: 1) эгоистическое - как следствие ослабления воздействия об-ва на индивида; 2) альтруистическое - как результат поглощения человека обществом; 3) аномическое, причиной к-рого является кризис традиц. ценностей в самом об-ве.

В целом, осн. вклад Д. в мировую социологию - попытка разработать строгие методы исследования социальных фактов и анализ ценностно-нормативных систем o6-вa. Мн. идеи Д. оказали влияние на развитие не только зап., но и русской социологии. Оригинальность мышления, широкая эрудиция, фактическая обоснованность и прострой способ изложения ставят Д. в ряд признан­ных классиков мировой социологич. мысли.

Соч.: Метод социологии. Киев, 1899; 0 разделении общественного труда. 0десса, 1900; Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1912.

Лит.: Гофман А.Б. "Социологизм" как концепция Э.Дюркгейма.  Историко-философский сборник. М. 1972; Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М. 1977.

 

 

Возврат:    [начальная страница  [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА