|
Досократики
|
|
Сочинения ФРАГМЕНТЫ ГЕРАКЛИТА
Перевод М.А. Дынника
1. Секст adv. math. VII 132. Хотя этот логос существует вечно, люди не понимают его- ни прежде, чем услышат о нем, ни услышав впервые. Ведь все совершается по этому логосу, а они уподобляются невеждам, когда приступают к таким словам и к таким делам, какие я излагаю, разделяя каждое по природе и разъясняя по существу. От остальных же людей скрыто то, что они делают бодрствуя, точно так же как они свои сны забывают. 2. [92] Секст VII 133. Поэтому необходимо следовать всеобщему. Но, хотя логос всеобщ, большинство людей живет так, как если бы имело собственное понимание. 3. [О] Аэций II 21, 4 (D. 351). (О величине солнца). Шириной в ступню человеческую. 4. Альберт Великий de veget VI 401, р. 545 Meyer. Если бы счастье заключалось в телесных удовольствиях, мы бы назвали счастливыми быков, когда они находят горох для еды. 5. U30 126 ] Аристократ Theosophia 68, Ориген с. Cels VII 62. Но напрасно они, запятнанные кровью, жертвоприношениями хотят очиститься, как если бы кто-либо, вступив в грязь, грязью пожелал бы обмыться. Безумным посчитал бы его человек, заметивший, что он так поступает. И этим статуям они молятся, как если бы кто-либо захотел разговаривать с домами; они не знают, каковы боги и герои. 6.Аристот елъ meteor. В 2. 355а 13., Солнце-не только (как говорит Гераклит) повое каждый день, но вечно и непрерывно новое. 7. [37 ] __ de sensu 5.443a 22. Если бы все существующее превратилось в дым, ноздрями его можно было бы распознать. 8. [46 ] __ eth. Nic. VIII 2 1155 в 4. Враждующее соединяется, из расходящихся-прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу. 9. [51] __ __ X 5.1176а 7. Ослы золоту предпочли бы солому. 10. [59] [Аристотель] de mundo 5.39в 7. Связи: целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, согласное и разногласное, и из всего-одно, и из одного- все. 11. [55] __ __ 6 р. 401 а 8. Всякое животное направляется к корму бичом (необходимости). 12. [41. 42]. Арий Дидам у Евсевия. Р. Е. XV 20 (Д 471,1). На входящего в одну и ту же реку текут все новые и новые воды. Психеи же испаряются из влаги. 13. [54] Атеней V р. 178 F. Быть довольным грязью. Свиньи грязью наслаждаются. 14. [124 125] Климент Protr. 22. [Кому же пророчествует Гераклит Эфесский?] Ночным бродягам, магам, вакхантам, менадам и мистам. [Им он угрожает наказанием после смерти, им он предрекает огонь]. Ведь не священным образом совершаются посвящения в принятые у людей мистерии. 15. [127 ] __ -:_ 34 р. 26,6. Если бы не в честь Диониса они совершали шествия и пели фаллический гимн, они бы поступали бесстыдпейшим образом. Дионис же, ради которого они неистовствуют в вакханалиях, тождественен Аиду. 16. [27] __ Paedag II 99. Как мог бы кто укрыться от незаходящего [огня] 17. [5] __. Strom II 8. Большинство людей не разумеет того, с чем встречается, да и научившись, они не понимают, им же самим кажется, [что понимают]. 18. [7[ __ __ II 17. Если он не ожидает неожиданного, то не найдет сокровенного и трудно находимого. 19. [6] __ __ // 24. Они не умеют ни выслушивать, ни сказать. 20. [86 ] _ _ ill i4. Родившись, они стремятся жить и, тем самым, умереть, лучше же сказать-успокоиться, и оставляют детей, порожденных для смерти. 21. [64] __ __ __ 21. Смерть-все, что мы видим, когда бодрствуем, а все, что мы видим, когда спим, есть сон. 22. [8] __ __ IV 4. Много земли перерывают золотоискатели и находя! немного [золота]. 23. [60 ] __ __ __ 10. Имени Правды они бы не знали, если бы этого не было. 24. [102 ] __ __ __ 16. Павших на войне боги почитают и люди. 25. [101 ] __ __ __ 50. Чем больше удел, тем больше и доля достается по жребию. 26. [77] __ __ __ 143. Человек в ночи себе зажигает свет. Умерев, он жив. Уснув, угаснув очами, он соприкасается с мертвым и с уснувшим соприкасается, бодрствуя. 27. [122 ] __ __ __ 146. Людей ждет после смерти то, чего они не ожидают и не предполагают. 28. [118] -_- __ V 9.^ То, что самый испытанный [мудрец] знает и соблюдает, есть только мнение. И, однако, Правда настигнет лжецов и лжесвидетелей. 29. [111в\ __ __ __ 60 (после В 104). Лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу-преходящим вещам; толпа же насыщается подобно скоту. 30 . /20/ - -У 105 Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, -но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим. 31. 120] __ __ __ __ (после 30). Превращения огня: сначала-море, море же-наполовину земля и наполовину престер. [Это значит, что огонь посредством всеуправляющего ] логоса [и бога через воздух превращается в воду-как бы семя мирообразования, которую он называет] морем; [из воды же происходит земля и небо и все между ними находящееся. Каким же образом он в обратном направлении восстанавливается и возжигается, он разъясняет так]: море мерами разлагается по тому же логосу, какой и прежде был до возникновения земли. 32. [65 ] __ __ __ 116. Единое, единственно мудрое, не желает и желает называться именем Зевса. . 33. [110} __ __ __ И воле одного повиновение-закон. 34. [3] __ __ __ Те, кто, слушая, не понимает, уподобляются глухим, о них свидетельствует изречение: «присутствуя, они отсутствуют». 35. [49] __ __ 141. Очень много должны знать мужи-философы. 36. [68] __ __ VI 16. Психеям смерть-стать водою, воде же смерть-стать землею; из земли же вода рождается, а из воды- психея. 37. [53] Колумелла VIII 4. Свиньи грязи радуются, птицы в пыли или в золе купаются. 38. [23 ] Диоген I 23 {1 А 1). Фалес [по указанию некоторых ] был первым астрономом [об этом свидетельствуют Гераклит и Демокрит]. 39. [112} __ / 88. В Приене жил Биас, сын Тевтама, чье учение было лучше, чем у других. 40. [16] Многознание не научает быть умным, иначе бы оно научило Гезиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея. 41. [19] __ __ (примык. к 40). Мудрость заключается только в одном: признать разум как то что управляет всем при помощи всего. 42.[119] __ Гомер заслуживает того, чтобы быть изгнанным из общественных мест и высеченным розгами, так же как и Архилох. 43. [103] __ -- 2. Своеволие следует гасить скорее, чем пожар. 44. [100] -- -- Народ должен сражаться за закон, как за свои стены. 45. [71] -- -- 7- По какому бы пути ты ни шел, границ психеи ты не найдешь; столь глубок ее логос. 46. [132 ] __ -- [Про самомнение он говорил, что это ]-священная болезнь. 47. [48] __ -- 73. О значительнейших вещах не будем судить слишком быстро. 48. [66 ] Elym. gen. . Имя луку-жизнь, а дело его-смерть. 49. [113]\Гален de diff. puls. VIII 773K. Один для меня-десять тысяч, если он-наилучпши. 49а. [81] Геракл, alleg. 24 {после 62). В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем. 50. [1] Ипполит Ref. IX 9. [Все-едино: делимое-неделимое, рожденное-нерожденное, смертное-бессмертное, логос-вечность; отец-сын, бог-справедливость]; не мне, но логосу внимая, мудро признать, что все-едино. 51. [45; срв. 56] __ -- [после В 50]. Они не понимают, как расходящееся само с собой согласуется: возвращающаяся [к себе] гармония, как у лука и лиры. 52. [79 - - Вечность-ребенок, забавляющийся игрой в шахматы: царство ребенка. 53. [44] __ __ Война-отец всего и всего царь; одним она определила быть богами, другим-людьми; одних она сделала рабами, других-свободными. 54. [47] __ __ Скрытая гармония лучше явной. 55. [13] __ __ Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить. 56. [к 47] __ __ В познании явных [вещей] люди совершенно обманываются, подобно Гомеру, который был мудрейшим из всех эллинов; ведь ребята, убивавшие вшей, обманули его, сказав: «То, что мы увидели и поймали, мы выбросили, а чего не увидели и не поймали, то носим». 57. [35] __ IX 10. Учитель весьма многих [вещей или людей ]-Гезиод, его считают знающим весьма много,-его, который не разумел, что день и ночь-одно. 58. [57, 58] __ __ И добро и зло [одно ]. Действительно, врачи, мучающие больных, режущие и жгущие всячески, требуют еще сверх того платы, хотя ее не заслужили, так как они делают то же самое: добро и болезни. 59. [50] __ __ Путь валяльного винта, прямой и кривой,-один и тот же. 60. [69 ] __ __ Путь вверх и вниз-один и тот же. 61. [52] __ __ Морская вода-чистейшая и грязнейшая. Рыбам она пригодна для питья и целительна, людям же-для питья непригодна и вредна. 62. [67 ] __ __ Бессмертные-смертны, смертные-бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают. 63. [123] Перед находящимися там они восстают и, бодрствуя, становятся стражами живых и мертвых. 64. [Он говорит также, что суд над космосом и над всеми находящимися в нем совершается через огонь, так как он выражается следующим образом]: Всем управляет перун, [т. е. он направляет; перуном же он называет вечный огонь, он говорит также, что огонь разумен и является причиной управления всем]. 65. [Он же называет его] недостатком и изобилием; [недостаток же, по его учению, это-образование космоса, а изобилие-его пожар]. 66. Грядущий огонь все будет отделять и связывать. 67. [36] __ __ [Бог]: день-ночь, зима-лето, война-мир, изобилие-голод [все противоположности. Этот ум] изменяется подобно огню, который, смешиваясь с благовониями, называется различно, как различны удовольствия от каждого из них. 67а. [О] Гиодос схоластик ad Chalcid. Plat. Tim. [Так жизненное тепло, исходящее от солнца, обеспечивает жизнь всему, что живет. Принимая это положение, Гераклит делает прекраснейшее сравнение психеи с пауком, а тела-с паутиной. Подобно тому, как паук,-говорит он,-находясь посреди паутины, чувствует, лишь только муха повреждает какую-либо его нить, и быстро туда бежит, как бы заботясь об исправлении нити,-так и человеческая психея, если какая-либо часть тела повреждена, поспешно туда устремляется, как бы не перенося повреждения тела, с которым соединена крепко и соразмерно]. 68. [129] Ямвлих de myst. I 11. [Поэтому справедливо Гераклит называл эти «средства»] лекарствами [так как они исцеляют психеи от ужасного и предохраняют их от жизненных несчастий]. 69. [128] __ __ V 15. [Следует различать два вида жертв: одни [жертвы] приносятся людьми совершенно чистыми, как это изредка может иметь место у какого-либо одного человека, по словам Гераклита, или же немногими мужами, которых легко перечесть. Другие [жертвы]-материальные и т. д.].
70. [к 79] __ de anima. Детские игры [говорил он про человеческие мысли]. 71. [к 73} Марк Антонин IV 46 [после 76]. [Следует помнить также о том], кто забывает, куда ведет путь. 72. [93} __ __ С тем, с чем они имеют наиболее непрерывную связь,- со [всеуправляющим] логосом они враждуют, и то, с чем они встречаются ежедневно, кажется им чуждым. 73. [94] __ __ Не следует действовать и говорить подобно спящим [ибо и во сне кажется, что мы действуем и говорим]. 74. [к 97] __ __ [Не следует действовать, как [дети родителей], т. е., говоря попросту,-как мы переняли]. 75. [90\ __ VI 42. [Спящих, предполагаю я, Гераклит называет] работниками и сотрудниками того, что происходит в космосе. 76. [25] Максим Тирский XII 4 р. 489 {после В 60. 62}. Огонь живет земли смертью, и воздух живет огня смертью; вода живет воздуха смертью, земля-воды [смертью]. Огня смерть-воздуха рожденье и воздуха смерть-воды рожденье. Из смерти земли рождается вода, из смерти воды рождается воздух, [из смерти] воздуха-огонь, и наоборот. 77. [72] Нумений fr. 35 (у Порфирия). Для психеи-услада или смерть: [смерть-стать влагою, услада же для них-вступление в жизнь. В другом же месте он говорит:] Мы живем их смертью, и они живут нашей смертью. 78. [96] Ориген с Сels VI 12 р. 82, 23 [как 79 и 80 из Целъса]. Человеческий образ мыслей не обладает разумом, божественный же обладает. 79. [97] __ __ [после 78]. Младенцем слывет муж для божества, как мальчик-для мужа. 80. [62]- - У1 42 Следует знать, что война всеобща и правда-борьба и что все происходит через борьбу и по необходимости. 81. [срв. 138] Филодем Rhet. 1 с. 57. 62 [из стоика Диогена}. [Ораторское обвинение устремляет к этому пункту все свои тезисы и, по Гераклиту, оно] ведет к тому, чтобы зарезать. 82. [99] Платон Hipp, maior. 289 А. Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом. 83. [98] __ __ В. Мудрейший из людей по сравнению с богом покажется обезьяной в отношении мудрости, красоты и всего прочего 84. [83. 82] Плотин Enn. IV 8, 1. В изменении покоится. Тяжелый труд: у одних и тех же работать и быть под началом. 85. [105} Плутарх Coriol. 22. С сердцем бороться трудно: всякое желание покупается ценою психеи. 86. [116} __ __ 38. [Большинство божественных дел] ускользает от понимания благодаря неверию. 87. [117] __ de and. 7 р. 41 А: Неразумный человек способен увлечься любым учением. 88. [78] __ consad Apoll. 10 р. 106 Е. Одно и то же в нас-живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это. 89. [96] __ de superst. 3 р. 166 с. Для бодрствующих существует единый и всеобщий космос [из спящих же каждый отвращается в свой собственный]. 90. [22} __ de Е 8 р. 388 Е. На огонь обменивается все, и огонь-на все, как на золото-товары и на товары-золото. 91. [41. 40] __ __ 18 р. 392 В. В одну и ту же реку нельзя войти дважды [по Гераклиту, и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена] рассеивает и снова собирает ее, [а лучше сказать не снова и не после, но одновременно] она [образуется и погибает] приближается и удаляется. 92. [12] __ de Pyth. or. 6 p.,397 А. Сивилла неистовыми устами произносит угрюмое, неприкрашенное и неподмазанное, и речь ее звучит сквозь тысячелетия, ибо она побуждаема божеством. 93. [11] __ __ 18 р. 404 Д. Государь, чей оракул находится в Дельфах, не говорит и не скрывает, но знаками указывает. 94. [29] __ __ de exil. 11 р. 604 А. Солнце не перейдет своей меры, иначе его бы настигли Эринии, помощницы Правды. 95. [108] Плутарх Sympos III pr. 1 р. 644 F. Невежество лучше скрывать, но это затруднительно при распущенности и за чашею вина. 96. [85] __ __ IV 4, 3 р. 669 А. Трупы следует выбрасывать скорее, чем навоз. 97. [115] __ an seni resp. 7 p. 787 С. Собаки лают на тех, кого они не знают. 98. [38] __ /ас. lun. 28 р. 943 Е Психеи обоняют в Аиде. 99. [31] __ aqu, et ign. 3 p. 98 С. Если бы солнце не существовало,- несмотря на остальные светила, была бы ночь. 100. [34] __ __ Qu. Plat. 8, 4 р. 1007 Д. ...Периоды. Солнце, их управитель и наблюдатель, устанавливает, руководит, назначает и обнаруживает переходы и времена года, которые все приносят [по Гераклиту]. 101. [80] __ adv. Colot. 20. 1118 С. Я исследовал самого себя. 101 а. [15] Полибий XII 27. Глаза- более точные свидетели, чем уши. 102. [61] Порфирий к Д 4. У бога прекрасно все, и хорошо, и справедливо, люди же одно считают несправедливым, другое- справедливым. 103. [70] __ к Е 200. Общи начало и конец у периферии круга. 104. [Ilia] Лрокл in Ale. 1 р. 525, 21. Каков у них ум, или разумение? Народным певцам они верят, и учитель для них -толпа, ибо не знают они, что «многие- плохи, немногие же-хороши». 105. [к 119] Схолии Нот А. Г. к XXIII 251. [Из этого места-»Илиада» 18, 251: «Ночью они родились»-заключает Гераклит, что Гомер был] астрологом, [а также из следующего-0, 478: «Никто из смертных, думаю я, не избежал своей судьбы»]. 106. [120] Сенека ер. 12,7. Один день равен всякому другому. 107. [4] Секст Эмпирик VII 126. Плохие свидетели для людей глаза и уши тех, которые имеют грубые психеи. 108. [18] Стобей flor. I 174. Никто из тех, чьи учения я слышал, не дошел до признания, что мудрое от всего отлично. 109. [108] __ __ 175. Скрывать невежество предпочтительнее, чем обнаруживать его публично. 110. [104а] __ -- 176. Не лучше было бы людям, если бы исполнялось все, чего они желают. 111. [104b] __ __ 177. Болезнь приятным делает здоровье, зло-добро, голод-насыщение, усталость-отдых. 112. [107] __ __ 178. Мышление-великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно. 113. [91] __ __ 179. Мышление обще всем. 114. [91b] __ __ 179. Тем, кто желает говорить умно, должно укрепить себя этим для всех общим, как город, законом и много крепче. Ведь все человеческие законы питаются единым божественным, который простирает свою власть, насколько желает, всему довлеет и над всем одерживает верх. 115. [О] __ __ 180а. Психее присущ самовозрастающий логос. 116. [106] __ __ V 6. Всем людям свойственно познавать самих себя и мыслить. 117. [73] __ __ 7. Невозмужалый отрок ведет опьяневшего мужа, который шатается и не замечает, куда идет, ибо психея его влажна. 118. [74-76] __ __ 8. Сухое сияние-психея мудрейшая и наилучшая. 119. [121] __ __ IV 40, 23. Образ мыслей человека-его божество. 120. [30] Страбон I в р. 3. Востока и запада пределы: Медведица и против Медведицы- гора сверкающего Зевса. 121. [114] __ XIV 25 р. 642 Диоген IX 2. Правильно поступили бы эфесцы, если бы все они, сколько ни есть возмужалых, повесили друг друга и оставили город для несовершеннолетних,- они, изгнавшие Гермодора, мужа наилучшего среди них, со словами: «да не будет среди нас никто наилучшим, если же таковой окажется, то пусть он живет в другом месте и среди других». 122. [9] Сеида. . .Приближение... 123. [10] Фемистий or. 5 р. 69. Природа любит скрываться. 124. [к 46] Феофраст Metaphys. 15 р. 7 а 10 Usen. Прекраснейший космос [был бы] как бы куча copy, насыпанная как попало. 125. [84] Феофраст de vert. 9. И кикеон разлагается, если его оставить без движения. 125а. [О] Цец ad Aristoph. Plat. 88. Да не покинет вас богатство, эфесцы, чтобы вы срамились своей подлостью. 126. [39] __ schol. ad. exeg. II p. 126 Herm. Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется.
|
Все
содержание (C) Copyright РХГА