Проблемное
поле антропологии
|
Основные антропологические модели
Мистическая антропология
Глава IV. НЕТВАРНЫЕ ЭНЕРГИИ
Откровение
о Боге-Троице - Отце, и Сыне, и Святом Духе есть основа всякого христианского
богословия; оно - "само Богословие" в том значении, какое
греческие отцы придавали этому слову, обозначавшему для них чаще всего
троичную тайну, открытую Церкви. Это не только основа, но и высшая цель
богословия, ибо, по мысли Евагрия Понтийского, которую разовьет святой
Максим Исповедник, познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте - значит
войти в совершенное соединение с Богом, достичь обожения своего существа,
то есть войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы, и
стать, по апостолу Петру, "причастниками Божеского естества",
(2 Пет. I, 4). Итак, троичное богословие есть богословие соединения,
богословие мистическое, которое требует опыта н предполагает путь постепенных
изменений тварной природы, все более и более глубокое общение человеческой
личности с Богом-Троицей.
Апостол Петр говорит определенно: divinae consortes naturae - "причастники
Божеского естества". После таких слов не остается никакого сомнения
в возможности реального соединения с Богом: оно нам обещано и возвещено
как конечная цель, как блаженство будущего века. Было бы наивно и нечестиво
видеть здесь только фигуральное выражение, метафору. Ведь пытаться устранять
трудности, лишая собственного смысла те слова Откровения, которые могли
бы противоречить нашему образу мыслей и не согласовываться с тем, что
нам кажется подходящим, применительно к Богу, значило бы применять слишком
уж простой экзегетический метод. Однако совершенно законно пытаться
определить смысл какого-нибудь выражения, которое, как нам кажется,
противоречит другим свидетельствам Священного Писания и предания отцов
об абсолютной несообщаемости Божественного существа. Можно было бы установить
два ряда противоречивых текстов, извлеченных из Священного Писания и
святоотеческих творений, причем одни свидетельствовали бы о совершенной
неприступности Божественной природы, другие утверждали бы, что Бог дает
опытно Себя познавать и что Его действительно можно достичь в соединении.
Святой Макарий Египетский (или, если угодно, - псевдо-Макарий, что отнюдь
не изменяет величайшей ценности известных под этим именем мистических
произведений), говоря о душе, входящей в единение с Богом, настаивает
на абсолютной разнице природы Божественной и природы человеческой в
этом единении: "Он - Бог, а она - не Бог. Он - Господь, а она -
раба, Он - Творец, а она - тварь... ничего нет общего в Его и ее естестве"
[96][1]. Но, с другой стороны, тот же автор говорит о том, что "душам
нашим должно измениться в Божественное естество" [97][2]. Итак,
Бог совершенно недоступен и в то же время Он может реально общаться
с человеком; здесь нельзя ни устранять, ни в какой-либо мере ограничивать
ни ту, ни другую сторону этой антиномии. Ведь если христианская мистика
не может примириться с Богом трансцендентным, тем более не могла бы
она примириться с Богом имманентным и доступным тварному. Жильсон прекрасно
выражает этот основной принцип духовной жизни: "Устраните, - говорит
он, - хотя бы на мгновение и только в одном пункте преграду, которую
воздвигает между Богом и человеком случайность тварного бытия, и вы
отнимете у христианского мистика его Бога и, следовательно, лишите его
мистической жизни. Он может обойтись без всякого бога,