Проблемное
поле антропологии
|
И. И Евлампиев
Панорама представлений об обществе и истории в главном труде Б. Н. Чичерина
Часть 1
1
В русской философской и общественно-политической мысли мало найдется сочинений,
которые можно поставить рядом с трудом Б. Н. Чичерина "История политических
учений" по капитальности замысла и исполнения. Наиболее характерными
примерами собственно русского стиля философствования, скорее, можно считать
"Философические письма" П. Чаадаева и "Уединенное"
В. Розанова. Только те мыслители, которые равнялись на западную философию,
особенно на ее классические образцы, создавали капитальные труды в "немецком
стиле"; Чичерин, безусловно, должен быть первым в этом ряду (помимо
него сюда можно включить Вл. Соловьева, С. Франка и Н. Лосского). Но даже
в его обширном творчестве "История политических учений" выделяется
и своим объемом, и своим замыслом, являясь своего рода вершиной всех творческих
усилий мыслителя.
Почему именно политическая философия стала самым главным разделом в системе
идей Чичерина, он сам достаточно ясно объясняет во введении к своему труду,
и это объяснение наглядным образом свидетельствует о его приверженности
гегелевскому пониманию истории человечества и истории человеческой мысли.
"В истории, - пишет Чичерин, - можно различить две главные области,
в которых вращается и действует человеческий разум: теоретическую и практическую.
Познание теоретического развития мысли в ее чистоте дает нам история философии;
высшая же сфера практической жизни есть государство. История политических
учений занимает средину между обоими, между философским ходом мысли и
практическим развитием государственных учреждений. В ней как в зеркале
отражается то и другое" . Нетрудно видеть в этих словах отражение
гегелевской концепции государства как "земного Бога", как высшей
формы воплощения Абсолюта в земной реальности, точно так же как и убеждения
Гегеля в рациональности, логичности развития человечества и ясной постижимости
законов этого развития в мысли. В этом смысле исследование истории политических
учений выступает для Чичерина не только в своей собственной сути - как
анализ теоретических концепций, но и как исследование законов самой истории,
- а эта задача всегда представлялась ему самой главной - и в практическом,
и в теоретическом плане, поскольку правильное понимание законов исторического
развития может помочь человечеству сделать это развитие более гармоничным
и бескризисным (вновь чисто гегелевская идея, которая подробно разрабатывалась
К. Марксом).
Таким образом, "История политических учений" является кульминацией
творчества Чичерина, к этому труду сходятся все основные направления развития
его идей. Соответственно, все главные достоинства и недостатки Чичерина-мыслителя
также находят себе здесь яркое отражение. К достоинствам прежде всего
нужно отнести подробность и ясность изложения всех значимых концепций
в истории, умение наглядно передать все положительные и отрицательные
черты рассматриваемых учений, выстроить ясные линии преемственности между
ними. Главным недостатком, безусловно, является господство в композиции
работы слишком жесткой схемы, имеющей исток в гегелевской философии и
придающей истории человеческой мысли в изложении Чичерина слишком рациональный
и предсказуемый характер.
Нельзя сказать, что Чичерин является некритичным последователем Гегеля;
в его философских идеях можно обнаружить важное творческое развитие наиболее
ценных фрагментов гегелевской системы - его представлений об истории и
о человеческой личности , однако именно в понимании истории человеческой
мысли Чичерин наиболее прямолинейно следует за гегелевским представлением
о рациональной и закономерной смене одних концепций, мыслительных парадигм
- другими. В своем труде Чичерин задает очень жесткую схему развития политической
мысли; как всякая схема, она помогает сделать изложение более понятным
и логичным, но одновременно и существенно упрощает прихотливое развитие
политической идеологии в истории европейской культуры.
Уже в описании главных элементов государства присутствует некоторое упрощение
и схематизация. Чичерин выделяет всего четыре важнейших слагаемых понятия
государства: власть, свобода отдельной личности, закон и представление
об общей цели жизни людей, соединяемых государством. Власть понимается
как сила, обеспечивающая единство отдельных лиц, входящих в общество,
подчинение их индивидуальных воль единой общественной воле. Но, с другой
стороны, столь же необходимым элементом государства является свободный
и ответственный человек, добровольно входящий в общество и подчиняющийся
его велениям. Власть и свобода личности - это противоположные аспекты
общества, они приводятся в гармоничное единство с помощью третьего элемента
- закона, системы права. Хотя система права устанавливается государством,
ее смысл и значение в том, чтобы ограничивать произвол как воли отдельной
личности, так и единой воли государства. Закон устанавливает те безусловные
границы, в которых осуществляется и свобода отдельной личности, и повеления
государственной власти. Однако, утверждает Чичерин, закон все-таки не
может гарантировать гармоничного состояния и развития государственной
жизни, поскольку он дает только внешнюю форму для взаимодействия государственной
воли и свободы личности и сам может противоречить как той, так и другой.
Окончательное единство всех элементов осуществляется через представление
о высшей, идеальной цели общественной жизни, ради которой существует и
которой должны быть подчинены все значимые и незначимые ее элементы. "Таким
образом, общая цель или идея связывает противоположные общественные элементы
и делает из них одно органическое целое. В силу этой внутренней, живой
связи, общество является организмом. Власть дает ему первоначальное, внешнее
единство; общая цель дает ему единство внутреннее, окончательное. Поэтому
этот четвертый элемент всякого общества есть вместе последний и высший,
ибо он связывает все остальные" .
В этом изложении угадывается одна из важнейших философских идей Чичерина
- представление о "четверичном" характере любого процесса диалектического
развития . Это один из тех моментов, в котором Чичерин "подправляет"
Гегеля. Принимая в целом его идею диалектического развития всех элементов
бытия, Чичерин полагает, что исходным пунктом развития является не противоположность
абстрактных определений (наподобие определений бытия и ничто в гегелевской
Логике), а цельность и полнота конкретной определенности соответствующего
сущего. Только на следующем этапе диалектического развития из этой цельности
выделяются противоположные абстрактные определенности и через взаимодействие
друг с другом возвращаются к синтезу, к конкретной цельности. В применении
к общественной жизни такая конкретная цельность, являющаяся и начальным
и конечным пунктом в развитии государства и в его постижении в политической
мысли, является общая цель, последний, четвертый элемент. Четыре основных
школы политических воззрений, выдвигающих на первый план один из упомянутых
элементов, Чичерин называет соответственно общежительною, индивидуальною,
нравственною и идеальною школами. Из всего сказанного следует, что наиболее
правильной, наиболее глубоко отражающей сущность государства Чичерин признает
последнюю, "идеальную" школу, которая воплощена в классическом
немецком идеализме, прежде всего в системе Гегеля. "Мысль двигается
через односторонние определения, путем раздвоения и борьбы, чтобы достигнуть
окончательной своей цели, высшего единства познания. То же происходит
и в истории человечества, ибо закон развития везде один. Человечество
отправляется от первоначального единства, развивает из него противоположные
определения и опять сводит их к единству, стремясь к высшей гармонии жизни.
История политических учений с поразительною ясностью и в малейших подробностях
подтверждает этот закон, который один дает ключ к пониманию всемирной
истории, а потому к разрешению главных вопросов, занимающих человечество"
.
На первую схему, осуществляющую классификацию школ политической мысли,
накладывается вторая. Чичерин утверждает, что в познании государства и
общества возможны два пути: либо путь умозрения, постижения сущности государства
и всех связанных с ним феноменов на основе вечных законов разума, либо
путь опыта, понимания на основе наблюдения явлений жизни. Эти два пути
порождают две противоположные тенденции политической мысли - рационализм
и реализм; являясь односторонними крайностями, они также должны найти
себе завершение в синтетическом единстве синкретизма, или универсализма.
Наложение этих двух схем и дает, согласно Чичерину, общее представление
об истории политических учений: вся эта история делится на следующие друг
за другом периоды господства рационализма, реализма и затем универсализма,
причем внутри каждого из них происходит последовательная смена четырех
упомянутых школ. Вся эта классификация предельно упрощает понимание истории
политической мысли, ее применение делает труд Чичерина чрезвычайно удачным
в педагогическом смысле, позволяет ему быть прекрасным учебным пособием
для каждого, кто желает полно и глубоко освоить предмет. Однако при таком
подходе оказывается за бортом все самое неординарное, не укладывающееся
в жесткую схему; в рамках этой логики невозможно предположить возможности
появления каких-то совершенно новых подходов к исследованию общественной
жизни. Можно заметить, что уже в конце XIX века, а затем и в первой половине
ХХ века появилось достаточно много новаторских концепций, которые никак
не укладывались в схему Чичерина - их авторами были, например, А. Вебер,
Г. Зиммель, А. Шюц, в русской философии С. Франк.
Наконец во введении к своему труду Чичерин фиксирует еще одну форму классификации
возможных точек зрения на государство, связанную с тем, что государство
может пониматься по аналогии с одним из частных союзов, всегда существовавших
в истории человечества: семьи, гражданского общества и церкви. Перенесение
соответствующих моделей единства людей на государство приводит к концепциям
патриархального, патримонального (или вотчинного) и теократического государства.
Такого рода концепции также, согласно Чичерину, часто присутствуют в истории,
однако эта форма классификации подходов к идее государства уступа