Проблемное поле антропологии


И. И Евлампиев
Панорама представлений об обществе и истории в главном труде Б. Н. Чичерина
Часть 1

1
В русской философской и общественно-политической мысли мало найдется сочинений, которые можно поставить рядом с трудом Б. Н. Чичерина "История политических учений" по капитальности замысла и исполнения. Наиболее характерными примерами собственно русского стиля философствования, скорее, можно считать "Философические письма" П. Чаадаева и "Уединенное" В. Розанова. Только те мыслители, которые равнялись на западную философию, особенно на ее классические образцы, создавали капитальные труды в "немецком стиле"; Чичерин, безусловно, должен быть первым в этом ряду (помимо него сюда можно включить Вл. Соловьева, С. Франка и Н. Лосского). Но даже в его обширном творчестве "История политических учений" выделяется и своим объемом, и своим замыслом, являясь своего рода вершиной всех творческих усилий мыслителя.
Почему именно политическая философия стала самым главным разделом в системе идей Чичерина, он сам достаточно ясно объясняет во введении к своему труду, и это объяснение наглядным образом свидетельствует о его приверженности гегелевскому пониманию истории человечества и истории человеческой мысли. "В истории, - пишет Чичерин, - можно различить две главные области, в которых вращается и действует человеческий разум: теоретическую и практическую. Познание теоретического развития мысли в ее чистоте дает нам история философии; высшая же сфера практической жизни есть государство. История политических учений занимает средину между обоими, между философским ходом мысли и практическим развитием государственных учреждений. В ней как в зеркале отражается то и другое" . Нетрудно видеть в этих словах отражение гегелевской концепции государства как "земного Бога", как высшей формы воплощения Абсолюта в земной реальности, точно так же как и убеждения Гегеля в рациональности, логичности развития человечества и ясной постижимости законов этого развития в мысли. В этом смысле исследование истории политических учений выступает для Чичерина не только в своей собственной сути - как анализ теоретических концепций, но и как исследование законов самой истории, - а эта задача всегда представлялась ему самой главной - и в практическом, и в теоретическом плане, поскольку правильное понимание законов исторического развития может помочь человечеству сделать это развитие более гармоничным и бескризисным (вновь чисто гегелевская идея, которая подробно разрабатывалась К. Марксом).
Таким образом, "История политических учений" является кульминацией творчества Чичерина, к этому труду сходятся все основные направления развития его идей. Соответственно, все главные достоинства и недостатки Чичерина-мыслителя также находят себе здесь яркое отражение. К достоинствам прежде всего нужно отнести подробность и ясность изложения всех значимых концепций в истории, умение наглядно передать все положительные и отрицательные черты рассматриваемых учений, выстроить ясные линии преемственности между ними. Главным недостатком, безусловно, является господство в композиции работы слишком жесткой схемы, имеющей исток в гегелевской философии и придающей истории человеческой мысли в изложении Чичерина слишком рациональный и предсказуемый характер.
Нельзя сказать, что Чичерин является некритичным последователем Гегеля; в его философских идеях можно обнаружить важное творческое развитие наиболее ценных фрагментов гегелевской системы - его представлений об истории и о человеческой личности , однако именно в понимании истории человеческой мысли Чичерин наиболее прямолинейно следует за гегелевским представлением о рациональной и закономерной смене одних концепций, мыслительных парадигм - другими. В своем труде Чичерин задает очень жесткую схему развития политической мысли; как всякая схема, она помогает сделать изложение более понятным и логичным, но одновременно и существенно упрощает прихотливое развитие политической идеологии в истории европейской культуры.
Уже в описании главных элементов государства присутствует некоторое упрощение и схематизация. Чичерин выделяет всего четыре важнейших слагаемых понятия государства: власть, свобода отдельной личности, закон и представление об общей цели жизни людей, соединяемых государством. Власть понимается как сила, обеспечивающая единство отдельных лиц, входящих в общество, подчинение их индивидуальных воль единой общественной воле. Но, с другой стороны, столь же необходимым элементом государства является свободный и ответственный человек, добровольно входящий в общество и подчиняющийся его велениям. Власть и свобода личности - это противоположные аспекты общества, они приводятся в гармоничное единство с помощью третьего элемента - закона, системы права. Хотя система права устанавливается государством, ее смысл и значение в том, чтобы ограничивать произвол как воли отдельной личности, так и единой воли государства. Закон устанавливает те безусловные границы, в которых осуществляется и свобода отдельной личности, и повеления государственной власти. Однако, утверждает Чичерин, закон все-таки не может гарантировать гармоничного состояния и развития государственной жизни, поскольку он дает только внешнюю форму для взаимодействия государственной воли и свободы личности и сам может противоречить как той, так и другой. Окончательное единство всех элементов осуществляется через представление о высшей, идеальной цели общественной жизни, ради которой существует и которой должны быть подчинены все значимые и незначимые ее элементы. "Таким образом, общая цель или идея связывает противоположные общественные элементы и делает из них одно органическое целое. В силу этой внутренней, живой связи, общество является организмом. Власть дает ему первоначальное, внешнее единство; общая цель дает ему единство внутреннее, окончательное. Поэтому этот четвертый элемент всякого общества есть вместе последний и высший, ибо он связывает все остальные" .
В этом изложении угадывается одна из важнейших философских идей Чичерина - представление о "четверичном" характере любого процесса диалектического развития . Это один из тех моментов, в котором Чичерин "подправляет" Гегеля. Принимая в целом его идею диалектического развития всех элементов бытия, Чичерин полагает, что исходным пунктом развития является не противоположность абстрактных определений (наподобие определений бытия и ничто в гегелевской Логике), а цельность и полнота конкретной определенности соответствующего сущего. Только на следующем этапе диалектического развития из этой цельности выделяются противоположные абстрактные определенности и через взаимодействие друг с другом возвращаются к синтезу, к конкретной цельности. В применении к общественной жизни такая конкретная цельность, являющаяся и начальным и конечным пунктом в развитии государства и в его постижении в политической мысли, является общая цель, последний, четвертый элемент. Четыре основных школы политических воззрений, выдвигающих на первый план один из упомянутых элементов, Чичерин называет соответственно общежительною, индивидуальною, нравственною и идеальною школами. Из всего сказанного следует, что наиболее правильной, наиболее глубоко отражающей сущность государства Чичерин признает последнюю, "идеальную" школу, которая воплощена в классическом немецком идеализме, прежде всего в системе Гегеля. "Мысль двигается через односторонние определения, путем раздвоения и борьбы, чтобы достигнуть окончательной своей цели, высшего единства познания. То же происходит и в истории человечества, ибо закон развития везде один. Человечество отправляется от первоначального единства, развивает из него противоположные определения и опять сводит их к единству, стремясь к высшей гармонии жизни. История политических учений с поразительною ясностью и в малейших подробностях подтверждает этот закон, который один дает ключ к пониманию всемирной истории, а потому к разрешению главных вопросов, занимающих человечество" .
На первую схему, осуществляющую классификацию школ политической мысли, накладывается вторая. Чичерин утверждает, что в познании государства и общества возможны два пути: либо путь умозрения, постижения сущности государства и всех связанных с ним феноменов на основе вечных законов разума, либо путь опыта, понимания на основе наблюдения явлений жизни. Эти два пути порождают две противоположные тенденции политической мысли - рационализм и реализм; являясь односторонними крайностями, они также должны найти себе завершение в синтетическом единстве синкретизма, или универсализма.
Наложение этих двух схем и дает, согласно Чичерину, общее представление об истории политических учений: вся эта история делится на следующие друг за другом периоды господства рационализма, реализма и затем универсализма, причем внутри каждого из них происходит последовательная смена четырех упомянутых школ. Вся эта классификация предельно упрощает понимание истории политической мысли, ее применение делает труд Чичерина чрезвычайно удачным в педагогическом смысле, позволяет ему быть прекрасным учебным пособием для каждого, кто желает полно и глубоко освоить предмет. Однако при таком подходе оказывается за бортом все самое неординарное, не укладывающееся в жесткую схему; в рамках этой логики невозможно предположить возможности появления каких-то совершенно новых подходов к исследованию общественной жизни. Можно заметить, что уже в конце XIX века, а затем и в первой половине ХХ века появилось достаточно много новаторских концепций, которые никак не укладывались в схему Чичерина - их авторами были, например, А. Вебер, Г. Зиммель, А. Шюц, в русской философии С. Франк.
Наконец во введении к своему труду Чичерин фиксирует еще одну форму классификации возможных точек зрения на государство, связанную с тем, что государство может пониматься по аналогии с одним из частных союзов, всегда существовавших в истории человечества: семьи, гражданского общества и церкви. Перенесение соответствующих моделей единства людей на государство приводит к концепциям патриархального, патримонального (или вотчинного) и теократического государства. Такого рода концепции также, согласно Чичерину, часто присутствуют в истории, однако эта форма классификации подходов к идее государства уступа