Проблемное
поле антропологии
|
Основные антропологические модели
МЕТАФИЗИКА ЧЕЛОВЕКА
И.
И. Евлампиев
НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ НОВОЙ МЕТАФИЗИКИ ЧЕЛОВЕКА
1
История человеческой культуры - это история самого человека. Однако историчность
человека очень долго оставалась непонятой на фоне безусловного понимания изменчивости
культуры. Не вызывает никакого сомнения тот факт, что каждая законченная эпоха
в истории обладала цельной и уникальной культурой, отличающейся по своей сущности
от культуры других эпох. По отношению к человеку гораздо более естественным
казалось представление о неизменности его сущности, структуры его внутреннего
мира. Однако такое представление приходит в противоречие с идеей изменчивости
культуры. Ведь именно отдельная личность выступает творческим источником культуры,
и, если отрицать изменение внутренней характерности человека, окажется невозможным
объяснить изменения, происходящие в культуре.
Чтобы понять диалектику развития культуры, необходимо выделить ключевое звено,
в котором происходит синтез ее полярных начал: ее надиндивидуального смысла
и ее иррационального источника - свободы человека. Таким звеном является характерное
для данной эпохи в культуре понимание человека, - модель человека. Культура
в целом это та форма, в которой происходит одновременно и постижение человеком
себя самого, своей сущности, и созидание, творение себя. С одной стороны,
культура - это объективированное выражение определенного уровня постижения
человеком пределов и смысла своей свободы, определенного уровня понимания
отношений между людьми в обществе и отношений человека с окружающим миром.
С другой стороны, это есть тот образец, в соответствии с которым происходит
формирование личности в данную историческую эпоху. В этом смысле проблема
изменчивости сущности человека в истории сводится к анализу закономерностей
и причин изменения моделей человека, лежащих в основе последовательно сменяющих
друг друга форм культуры.
Очевидно, что в наиболее непосредственной и явной форме представления о человеке,
характерные для той или иной эпохи культуры, выявляется в философии, поскольку
задача философии в конечном счете и заключается в том, чтобы понять человека,
понять его место в бытии и его отношения с миром. Особенно большое значение
эта функция философии приобретает в те периоды, когда происходит радикальное
изменение лежащей в основе культуры модели человека. В этом случае философия
ясно проявляет свою способность не просто описывать и объяснять то, что уже
есть в человеке и культуре, но творить нового человека и новую культуру. Безусловно,
одним из таких периодов стал рубеж между XIX и XX столетиями. Здесь радикальные
изменения претерпела не только культура XIX века, здесь был подведен определенный
итог всему более чем 25-вековому развитию европейской цивилизации. В течении
всего нескольких десятилетий, охватывающих вторую половину XIX и начало XX
века, выявилась неадекватность тех фундаментальных принципов, на которых базировались
все философские концепции человека от Платона до Гегеля, и началось формирование
нового его образа, связанного с новой культурой, складывание которой, по-видимому,
не закончилось и поныне.
В европейской философии второй половины ХХ века восторжествовала тенденция
к "антиметафизическому" описанию человека, связанному с отрицанием
в человеке метафизической "глубины" и "распыляющему" его
бытие в многообразие феноменов, которые распределены по изолированным регионам
и должны исследоваться исключительно "конкретно-научным" способом
(в рамках психоанализа, лингвистики, социологии и т. д.). Здесь оказалось
утраченным самое главное из достигнутого философией начала века. Поэтому правильная
интерпретация произошедших тогда революционных изменений в философии и культуре
все еще остается актуальной и далекой от решения задачей. Главное содержание
этих революционных перемен - рождение новой метафизики человека. В главных
своих составляющих она была сформулирована уже в последнее десятилетие XIX
века и первые два десятилетия XX века. Особенно много сделали для ее появления
А. Бергсон и Э. Гуссерль. Не случайно, что именно из среды последователей
Бергсона и Гуссерля появились философы открывшие новые горизонты европейской
культуры XX века. Среди них необходимо назвать выдающихся русских философов,
идеи которых, к сожалению, еще мало известны на Западе и чье значение в развитии
философии XX века еще не оценено по справедливости. Особое внимание нужно
обратить на самого значительного представителя русской философии XX века -
Семена Франка, а также на Льва Карсавина и Ивана Ильина. Уже в первые два
десятилетия XX века эти философы опубликовали труды, в которых содержались
все наиболее принципиальные из новых идей, чуть позже высказанных известными
западными философами (М. Хайдеггером, Ж. Валем, Ж. Ипполитом, А. Кожевом,
Ж.-П. Сартром и др.). Прежде всего здесь необходимо обратить внимание на две
центральные работы С. Франка, книги "Предмет знания" (1915) и "Душа
человека" (1917), капитальный двухтомный труд И. Ильина "Философия
Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" (1918). Чуть позже
были опубликованы небольшие, но насыщенные оригинальными и новаторскими идеями
книги Л. Карсавина "Философия истории" (1923) и "О личности"
(1929). Все еще остается насущной необходимостью анализ того самостоятельного
пути, на котором указанные русские мыслители (особенно, Франк) пришли к построению
новой философской модели человека; а также сравнительный анализ их идей и
идей М. Хайдеггера. Это поможет восстановлению исторической справедливости
- признанию значительного вклада русской философии начала века (русского экзистенциализма)
в формирование основ современной европейской философии.
Четкое обозначение метафизических оснований культуры в свою очередь должно
способствовать интеграции всей системы конкретных философско-культурологических
исследований человека и его отношений с бытием, движению к новому целостному
представлению о человеке и смысле его жизни. Соединение мыслительных традиций
русской и западной философии начала века с современными подходами к многообразию
человеческого опыта может стать одним из важных факторов перехода к совершенно
новому этапу развития философии и культуры.
Те изменения, которые происходили в философском понимании человека в конце
XIX - начале XX века, не остались незамеченными самими творцами новых философских
концепций. Именно у них можно обнаружить первые попытки осмыслить суть совершающейся
философской "революции". Однако эта вторичная рефлексия над своими
собственными новациями носила очень субъективный и потому неадекватный совершающемуся
перевороту характер. Так, Ф. Ницше, выдвигая справедливое требование отказа
от традиционной метафизической модели человека, одновременно заявлял о необходимости
расстаться с "метафизическим" стилем философствования как таковым.
М. Шелер, намечая "антропологический поворот" в философии, также
полагал, что его смысл должен быть связан с перемещением центра тяжести на
анализ конкретных форм бытия человека в мире, обществе и культуре. М. Хайдеггер,
наоборот, полностью концентрируясь на создании новой онтологии, в центре которой
находится человеческое бытие, отрицает "антропологический" характер
своей системы и отказывается признать понятие личности центральным понятием
новой метафизики. Точно такое же несоответствие содержания создаваемых концепций
и вторичной рефлексии по поводу их смысла отмечает и творчество русских философов
рассматриваемого периода. Большинство тех мыслителей, которые внесли основной
вклад в формирование новой метафизики человека (Вл. Соловьев, Л. Шестов, С.
Франк, И. Ильин, Н. Бердяев, Л. Карсавин и др.), связывало глубинный смысл
совершающегося переворота в представлениях о человеке с возвратом к религиозному
(православному) мировоззрению, что представляется совершенно неверным (отметим,
что эта неверная точка зрения постоянно повторяется и в современной литературе).
Последующий анализ новых представлений о человеке, возникших на рубеже двух
веков, в западной философии осуществлялся и осуществляется исключительно в
рамках частных и все более и более обособленных направлений: психоаналитического,
герменевтического, антропологического и т. п. К настоящему времени целостное
представление о метафизике человека в западной философии почти полностью отсутствует.
Можно говорить только о более или менее детальном исследовании метафизических
аспектов воззрений отдельных мыслителей - в первую очередь Ф. Ницше и М. Хайдеггера.
В отечественной литературе целостный подход к философии человека безусловно
сохранился. Однако пока еще сохраняется убеждение в принципиальной разнородности
философских взглядов русских и западноевропейских мыслителей рассматриваемого
периода, в том числе и на проблему человека (это предубеждение в еще большей
степени свойственно современным западным исследователям истории философии).