Проблемное
поле антропологии
|
Творчество Тарковского насыщено глубокими философскими идеями, в
этом качестве он является прямым наследником Достоевского. При этом Тарковский
последовательно развивает мировоззрение, характерное для русской религиозной
философии начала XX века. Главная проблема, которая волновала Тарковского
- что должен делать человек для того, чтобы изменить окружающий его несовершенный
мир, для того, чтобы повлиять на бытие и добиться преображения мира к большему
совершенству. Особенно ясно эта проблема поставлена в фильме "Страсти
по Андрею" ("Андрей Рублев"). Здесь в качестве двух самых
значимых деяний человека, способных преобразить мир, выступают творческое
дерзание художника и акт самопожертвования, пример которого дал Иисус Христос.
Финал фильма воплощает веру Тарковского в то, что соединяемые вместе и передаваемые
от одного человека к другому акты творчества и самопожертвования способны
преобразить весь мир, сделать его гармоничным и совершенным.
Однако в последних трех фильмах в мировоззрении Тарковского происходит
существенный сдвиг. Прежде всего исчезает вера в возможность сохранения
гармонии в земном мире - вообще идея гармонии полностью исчезает из мировоззрения
Тарковского. Не случайно в "Сталкере" Тарковский отказался от
самых выразительных символов земной гармонии: коня, земного проливного дождя
и яблока. В "Сталкере" Тарковский впервые говорит не столько о
возможностях сделать мир более совершенным, гармоничным (в сравнении с его
наличным не вполне совершенным состоянием), сколько о спасении мира от окончательного
распада и хаоса, об удержании его на краю гибели, пусть даже в очень несовершенном
состоянии. Тема апокалипсиса, вселенской катастрофы, ведущей к окончательной
гибели всего осмысленного и целостного в бытии, к окончательному воцарению
хаоса и абсурда, впервые появляется во всей своей силе именно в "Сталкере".
Несмотря на все свои отличия от первых фильмов режиссера "Сталкер"
удивительным образом воскрешает в новом звучании и главные темы "Страстей
по Андрею". Единственный путь к спасению мира и человека совпадает
с путем к Истине, и показал его людям Иисус Христос, Учитель. Тема Иисуса,
его жизненного деяния, - как пример самопожертвования и пример отношения
Учителя и его учеников - с новой силой проявляется в "Сталкере",
хотя и не в столь очевидной и прямой форме, как в "Страстях по Андрею".
Тарковский очень далек от традиционного христианства. Для него Иисус - это
человек и только человек, значение его истории не в том, что Иисус принес
людям божественное обетование, а в том, что он как человек оказался способен
на жизненный подвиг, показавший всем людям путь к спасению - не в том смысле,
что это спасение уже было осуществлено через жизнь Иисуса, а только в том,
что он дал решающий пример, следуя за которым человечество само добъется
своего спасения. В "Сталкере" идея Голгофы, идея самопожертвования
проведена не столь явно, как это было в более ранних фильмах Тарковского.
Пример Иисуса значим теперь для Тарковского не в его наиболее известном
и трагическом итоге, а в незаметном, но не менее существенном жизненном
содержании - как пример послушания перед бытием, служения бытию. В истории
Иисуса важен не только подвиг последних минут его жизни, ведь в возможном
подражании ему есть большой риск самовознесения
(само слово "подвиг" - из лексикона нашего традиционного отношения
к миру), но и терпеливость и методичность учительского призвания. Дело Иисуса
живо и развивается, пока живы ученики этого дела, пока оно передается в
незаметном жизненном служении и послушании от учителя к ученику. Именно
так и ведет себя Сталкер по отношению к своим попутчикам; и в первую очередь
по отношению к Писателю, поскольку, как выясняется, Писателю суждено стать
учеником Сталкера, подобно тому как сам Сталкер когда-то был учеником Дикообраза.
Посылая Писателя вперед в самые опасные моменты их похода по Зоне (используя
для этого даже обман, когда он подсовывает Писателю две одинаковых спички
в качестве "жребия"), Сталкер выполняет главное дело - он проверяет
способность Писателя быть учеником, т. е. способность стать таким же сталкером,
как он сам, способность занять правильную позицию по отношению к бытию,
способность пройти свою часть пути к Истине. Его долгий, мучительный путь
в тоннеле, прозванном "мясорубкой", предстает как аналог и символ
пути на Голофу, а произошедшее после выхода из тоннеля странное событие
- единственный показанный в фильме пример воздействия Зоны на человека -
как аналог смерти и воскресения Иисуса.
Смысл самоотречения и самопожертвования, к которому призван человек,
не может быть понят им самим, более того, этот смысл не может сформироваться,
высветиться в однократном акте самопожертвования, как не может быть ручьем
или рекой одна капля. Только нескончаемая последовательность таких актов,
непонятных и бессмысленных в своей оторванности от целого, формируют в своей
абсурдной настойчивости долгожданный и уже негасимый свет всеобщего смысла,
связующий бытие и возвращающий ему утраченную божественную основу. Об этой
абсурдной настойчивости самопожертвования ради грядущего всеобщего спасения
повествует "Ностальгия". Наконец, в "Жертвоприношении"
Тарковский еще раз пытается призвать каждого из нас к пониманию того, что
мир уже стоит на пороге катастрофы. Наша цивилизация построена на ложных
основах и неспособна предотвратить приближение своей собственной гибели.
Спасение возможно только если люди откажутся от самоуверенной позиции "хозяев"
бытия и поймут свою абсолютную ответственность перед миром; и это чувство
абсолютной ответственности вновь должно вести к готовности пожертвовать
собой ради других людей и всего бытия.