Дени Дидро

 

    Дидро Дени (1713 - 84) - французский философ и просветитель, с 1750 г. редактор "Энциклопедии". Являлся последовательным критиком абсолютизма, с позиции деизма критиковал также положения христианской религии и церкви(в работах «Философские мысли» и «Аллеи, или прогулка скептика»), по сути проповедуя материалищм и атеизм. За «распространение опасных мыслей» в 1749 году Д. был арестован и заточен в Венсенский замок В "Племяннике Рамо" (начат 1760) Д. Рассматривал вопрос принципиального несоответствия жизни гения и потребностей конвенциональной морали. В "Письмах об изучении природы" (1754) он выводит учение материалистического редукционизма, которое можно применять к сложным явлениям, например, к ощущению. Материю Д. рассматривал как единую, вечную и несотворенную объективную реальность, существующую независимо от сознания. Материя состоит из бесчисленных элементов, каждому из которых присуще особое качество. А движение материи есть результат столкновения этих разнородных элементов(см. его работу «Философские принципы материи и движения»). Под влиянием Локка (некоторые из его сочинений Д. впервые перевел на французский язык), отстаивал наблюдение и эксперимент как более важные способы познания по отношению к размышлению. В области биологии и физиологии выдвинул учение о том, что все живые существа, в том числе и человек, проходят через определенные ступени развития, предвосхитив последующие открытия в области теории эволюции. Утверждал единство материи и сознания, признавая, что потенциально ощущение свойственной всем формам материи, отличаясь лишь уровнем сложности. Критиковал агностицизм, признавая познаваемость мира на основе чувственных ощущений и восприятий. Отличался последовательным атеизмом, призывал короля упразднить церковь. Считал, что все теологические системы  и священная история являются совокупностью заблуждений и фальсификаций. Принимая концепцию "общественного договора", Д. отвергал тезис о божественном происхождении королевской власти. Д. выступал за конституционную монархию и верил в идеал "просвещенного государя". В области этики Д. занимал позицию, близкую к утилитаризму.
Лит.: Соч. Т. 1 - 2. М., 1986.

 

Возврат:    [начальная страница  [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА