|
ДЕКАРТ
РЕНЕ Фр. Rene Descartes, лат. Cartesius (1596, Ла Турень
– 1650, Стокгольм) — французский философ, математик, экспериментатор и
теоретик-естествоиспытатель, основоположник философии Нового Времени,
один из создателей новоевропейской интеллектуальной традиции.
Происходил из знатного дворянского рода. Получил классическое для развитой
католической страны образование в привилегированной иезуитской коллегии
Ля Флеш (1606–1615), где обрел помимо традиционной подготовки начала математического
знания, сведения о современных научных веяниях. По окончании коллегии
познавал "книгу мира", в том числе в качестве вольнонаемного
офицера. Продолжил обучение в университетах Франции и Голландии. Основные
труды: "Правила для руководства ума" (1629), "Мир или трактат
о свете"(1634), "Рассуждение о методе" (1637), "Размышление
о первой философии" (1641), "Начала философии" (1644) ,
"Страсти души" (1649), были созданы в Голландии, где Д. жил
очень уединенно ("Хорошо прожил тот, кто хорошо спрятался"),
в безбрачии, ибо "невозможно найти красоты, сравнимой с красотой
Истины", напряженно работая. Итогом его творчества становится качественно
новая картина мира и технология мышления — Д. делает последний шаг из
средневековой рациональности в рациональность гуманистической культуры.
Комплекс картезианских идей, открытий, концепций и порожденных ими проблем,
отражает основные интеллектуальные ориентиры новоевропейской эпохи. Д.
— один из создателей алгебры, (сформулировал понятие переменной величины,
функции, ввел практически все используемые ныне обозначения), творец аналитической
геометрии. В оптике Д. сформулировал закон преломления света и математическую
теорию радуги, указав причину ее возникновения, совершил ряд открытий
в механике, физиологии (ввел понятие рефлекса), других науках. При этом
круг концепций Д. концентрируется вокруг предложенной им новой парадигмы
мышления, определившей стиль научного познания и новоевропейского философствования
вплоть до современности. В лице Д. гуманизм дистанцируется от аксиоматических
оснований мышления прежних культур — античной и средневековой. Д. завершает
дело мыслителей Возрождения, вносивших содержательно-мировоззренческие
изменения в картину мира (Кузанский, Пико, Бруно), реформой в методологии,
разработав свою концепцию нового пути к новой истине.
Д. открывает новую эпоху в истории философии, являя первый "чистый"
образчик философии гуманизма. Д. начинает дело философствования с "нуля",
заявляя о том, что на веру не будет принято ничего — ни Бог, ни авторитеты
философии и богословия, ни реалии опыта. Путь картезианских размышлений
— от тотального скепсиса к обнаружению самоочевидного, имеющего безусловный
характер положения, из которого можно дедуцировать последующую философскую
конструкцию. В результате Д. находит абсолютное основание не в чистом
бытии (как у зачинающих античную философию элеатов с их "бытие есть,
небытия вовсе нет"), и не в слове Откровения, которое для средневекового
сознания есть начало и бытия, и мышления, но внутри мыслящего человеческого
"Я". Все сомнительно, т.к. возможно, что "великий обманщик"
дьявольски меня обманывает, но несомненен сам процесс сомнения, а значит
и мышления. Нельзя мыслить и не быть. Отсюда, знаменитое "cogito
ergo sum" — мыслю, следовательно, существую. Из понятия самоочевидности
бытия мыслящего человеческого субъекта Д. дедуцирует основные идеи и вырастающие
на их основе понятийно-категориальные комплексы своей метафизики: существование
Бога и его функцию "гаранта" правдивости человеческого познания,
дуализм души и тела, гносеологический и этический рационализм, механистическую
космологию и саентическую концепцию знания.
Согласно Д., сомнения "Я" говорят о его несовершенности, а понятие
последнего предполагает понятие и бытие (ибо нельзя мыслить о том, чего
нет) совершенства. Существует абсолютная совершенная реальность, одним
из предикатов которой необходимо является "бытие", т.е. Бог
есть.
Картезианская революция в философии, повернувшая человеческую мысль внутрь
себя и положившая начало философствованию из субъекта, а не из объекта,
явилась результатом глубинных сдвигов в духовном самочувствовании европейской
культуры. О них свидетельствует обращение Д. с теологическими идеями.
Интегрировав принцип разработанного в схоластике онтологического доказательства
бытия Божьего в самоанализ мыслящего человеческого Я, Д. дедуцирует из
самоочевидности мыслящего субъекта объективность существования Бога и
мира, превращая, таким образом, понятие Бога из логического основания
в логическое следствие существования человека. В результате картезианской
переворота в метафизике гуманизм достигает той точки своего развития,
когда впоследствии может вывести понятие Бога за скобки в суждении «Я
есмь Сущий». Сам Д. в дальнейшем практически не обращается к теологическим
вопросам, понятие Бога выполняет функции «строительных лесов» в его философской
концепции: "Бог не может меня обманывать". Он — гарант неиллюзорности
познания.
В гносеологии, которая после Д. становится основной частью новоевропейских
философских систем, Д. представляет рационализм очень "жесткого"
типа и считается родоначальником рационализма нового времени. Истоки картезианской
рациональности — схоластика и математика. Из первой Д. элиминирует теологическое
содержание, усваивая методический импульс, а второй стремится придать
статус универсальной парадигмы философского мышления. Рационалистическая
методология, по мнению Д., следующего здесь за родоначальником эмпиризма
Бэконом, должна открывать не только вечные, но новые и практически полезные
истины. Началом всякого познания, по Д., должны быть простые ("очевидные"
и "ясные") основоположения, открываемые интеллектуальной интуицией.
Характерно, что последняя трактуется Д. не как мистически-сверхъестественная
способность, но как "естественный свет разума". От этих "аксиом"
мыслящее Я путем дедукции должно спускаться к другим понятиям (теоремам),
удостоверяясь попутно в правильности сделанного логического вывода. Д.
предлагает мыслить не только об объекте, но и о процессе мышления о нем,
что в дальнейшем было возведено в ранг методологического принципа и критерия
философичности Гегелем. Д. устраняет мистические и эстетические элементы,
присущие рационализму Возрождения, сохраняя общую с ним основу — опору
на индивидуальный человеческий разум. В метафизике Д. фигурирует субстанциальный
автономный человеческий разум, который подобно «возможности-бытию» Кузанского
перманентно трансцендирует за собственные пределы, оставаясь в своих трансформациях
неиным. Эта трансценденция разума по сути есть сотворение подлинного,
т.е. познанного очевидным образом мира. Так, из герменевтики cogito рождается
картезианская онтология.
Картезианское учение о бытии вырастает как специфически новоевропейская
интерпретация одного из ключевых онтологических представлений западно-христианского
мира, согласно которому Бог, человек (мыслящий дух) и мир относятся друг
к другу как актуально бесконечное, потенциально бесконечное и конечное
бытие (Дунс Скот, Н. Кузанский). Особенность позиции Д. в том, что каждая
из этих реалий мыслится как самостоятельная действительность — субстанция.
По Д., очевидно, что Я, как реальность разумная и волящая, никоим образом
не есть тело, т.е. реальность протяженная. В свою очередь, протяжение
(основная сущностная характеристика материи у Д.) — не иллюзия, не внешняя
"оболочка" души и не акцедентальный "тусклый отблеск"
божественного света, но специфическая субстанция, т.е. то, что ни в своем
бытии ни в познании не нуждается в другом. Учение о человеке ( и шире
— о мире), как сочетании двух нередуцируемых начал, в классическом виде
сформулированное Д., получило имя "дуализм". В антропологии
одним из вопросов, порожденным картезианским дуализмом, стала т.н. «психофизическая
проблема». Вопрос взаимодействия мышления и мозга, по сей день концентрирующий
внимание научно-исследовательских институтов, свидетельствует о том, что
Д. артикулировал установку духовного самочувствия человека, актуальную
вплоть до современности. С одной стороны, мыслящее Я осознает себя субстанцией,
с другой — основной его интерес лежит в векторе его взаимоотношений с
материально-чувственным миром, познание специфической субстанциональности
которого несравненно желанней, нежели познание Бога, который (если он
существует) "не вмешивается" в жизнь мира.
Дуализм, являясь оправданной характеристикой для картезианской антропологии,
не выражает онтологической позиции Д. в целом. В его картине мира Бог
— это третья субстанция, и только Он субстанционален в собственном смысле
слова. Трехчастная (не триединая и не триадичная) онтология, геометрической
транскрипцией которой можно считать предложенную Д. систему координат,
— веха в духовной эволюции гуманистического сознания. Бог, природа, человек
(дух, тело, душа) — субстанциональные реалии, для которых иерархичность
вторична в сравнении с самобытностью; человек. осознает себя субстанциальным
в своей обособленности от Бога и независимости от материи.
Этика Д. представляет собой последовательный гуманистический рационализм.
Бог (и дьявол) не наделяются статусом субъектов человеческой судьбы, зло
и грех из онтологических реалий редуцируются к заблуждениям (ошибкам),
причина которых в том, что свободная воля нарушает границы разумности.
Путь к счастью — стерилизация силами разума страстей души, которые по
сути «не плохие и не хорошие». Таковыми делает их сам человек — свободный
конструктор своей судьбы. Этика Д., как рассуждение об экзистенциальном
методе, является естественным плодом на древе познания картезианской философии:
принцип cogito выступает ее началом, путем и конечной истиной — поистине
я существую, когда я мыслю.
Прославив себя при жизни, Д. по сей день остается в ряду наиболее влиятельных
мыслителей от Платона, Аристотеля, Августина до И. Канта, К. Маркса и
З. Фрейда. Непосредственное развитие и опровержение идеи Д. получили у
Мальбранша, Спинозы, Ньютона и Лейбница, 20 веке – у Гуссерля .
Сочинения : В 2-х т. М., 1989–94.
Д. К. Бурлака |