|
Данте
Алигьери (1265-1321)
|
|
"НОВАЯ ЖИЗНЬ" ДАНТЕ «Новая жизнь»
представляет собой композицию, состоящую из 30 стихотворений (24 сонета,
5 канцон, 1 баллада), объединенных прозаическими текстами. В стихах,
написанных в 1283-1292 годах, доминирует эмоциональное, идеальное, мистическое,
в прозе, созданной в 1292-1294 годах, - рациональное, конкретное, психологическое.
В системе книги стихи и проза дополняют и контрастно оттеняют друг друга,
Не только содержание «Новой жизни», но и столкновение разных стилевых
планов придает книге глубокий драматизм. В «Новой жизни» рассказано о пути духовного взросления личности, духовного очищения. И начинается это с любви. В девять лет герой встречает свою сверстницу Беатриче, одетую в благороднейший алый цвет, «скромный и пристойный», цвет Богоматери, цвет небесной любви. Тогда и встрепенулось его сердце, тогда и воцарилась в его душе любовь. Спустя девять лет произошла вторая встреча. Теперь Беатриче была облачена в белоснежный цвет, цвет чистоты, невинности. Пытаясь скрыть свое чувство, поэт, следуя традиции трубадуров, воспевает «даму-ширму». Личное, интимное чувство к Беатриче становится единственным содержанием жизни Данте. Но чувство это разрушительное, горькое, трудное. Беатриче не ответила на поклон поэта, а значит, отказала ему в любви. Рассказывая о своих муках и терзаниях, Данте следует традиции Гвидо Кавальканти. Речь идет о любви земной, еще не очищенной от греховности. Но трагедия и благо: она помогает поэту осмыслить свою жизнь, по-новому понять любовь. Цепь трагических земных событий множится: умирает подруга, а затем отец Беатриче. Поэту снится вещий сон: Беатриче должна умереть, чтобы обрести вечное блаженство. Но должен «умереть» и прежний Данте, чтобы возродиться в новом качестве. Это возрождение происходит вместе с переосмыслением чувства любви. Вместо любви к конкретному человеку поэт обретает любовь к идее совершенства, к идее благодати. Любовь из муки превращается в благостное созерцание. Чувство утрачивает субъективность. И в то же время поэт вновь обретает связь с миром. Любовь к женщине становится любовью к Богу. А вместе с этим пересматривается и отношение к смерти. Если раньше Смерть, понятая в ее земном значении, проклиналась, то теперь Смерть в ее универсальном значении благословляется как начало Новой жизни. Это вход в иной мир, это слияние с Вечным. Смерть и Любовь, избавленные от земного значения, примиряются. Однако именно теперь поэт встречает «благородную донну», молодую и весьма прекрасную: «Вид этой донны довел меня до того, что мои глаза стали слишком радоваться при виде ее». И вновь возникает мотив земной любви, той, что однажды уже была пережита и от которой поэт, казалось бы, полностью отказался. В этот критический миг поэта спасает Беатриче. «Однажды часов около девяти явилось поэту могущественное видение. В алых одеждах предстала пёред ним Беатриче». И сердце поэта стало горестно раскаиваться. Возвращение к Беатриче означает победу высшего духовного начала. В «Новой жизни» поэту предстояло выбрать между личным, интимным, и общим, объединяющим личность с миром. Выбор был сделан в труднейшей борьбе. Правоту именно такого выбора поэт счел необходимым подтвердить более веским рассказом - рассказом об исцелении не только одной души, но и человечества в целом. Так в финальных строках «Новой жизни» уже зародился замысел «Божественной комедии». НОВАЯ ЖИЗНЬ
(фрагменты) В этом разделе книги моей памяти, до которого лишь немногое заслуживает быть прочитанным, находится рубрика, гласящая: «Incipit vita nova»! Под этой рубрикой я нахожу слова, которые я намерен воспроизвести в этой малой книге, если не все, то по крайней мере их сущность. II Девятый раз после того, как я родился, небо света приближалось к исходной точке в собственном своем круговращении, когда перед моими очами появилась впервые исполненная славы дама, царящая в моих помыслах, которую многие — не зная, как ее зовут, — именовали Беатриче. В этой жизни она пребывала уже столько времени, что звездное небо передвинулось к восточным пределам на двенадцатую часть одного градуса. Так предстала она предо мною почти в начале своего девятого года, я уже увидел ее почти в конце моего девятого. Появилась облаченная в благороднейший кроваво-красный цвет, скромный и благопристойный, украшенная и опоясанная так, как подобало юному ее возрасту. В это мгновение — говорю поистине — дух жизни, обитающий в самой сокровенной глубине сердца, затрепетал столь сильно, что ужасающе проявлялся в малейшем биении. И, дрожа, он произнес следующие слова: «Ессе dues fortior me, qui veniens dominabitur mihi». В это мгновение дух моей души, обитающий в высокой горнице, куда все духи чувств несут свои впечатления, восхитился и, обратясь главным образом к духам зрения, промолвил следующие слова: «Apparuit iam beatitude vestra». В это мгновение природный дух, живущий в той области, где совершается наше питание, зарыдал и, плача, вымолвил следующие слова: «Heu miser, quia frequenter impeditus ero deinceps». Я говорю, что с этого времени Амор стал владычествовать над моею душой, которая вскоре вполне ему подчинилась. И тогда он осмелел и такую приобрел власть надо мной благодаря силе моего воображения, что я должен был исполнять все его пожелания. Часто он приказывал мне отправляться на поиски этого юного ангела; и в отроческие годы я уходил, чтобы лицезреть ее. И я видел ее, столь благородную и достойную хвалы во всех ее делах, что, конечно, о ней можно было бы сказать словами поэта Гомера: «Она казалась дочерью не смертного, но бога». И хотя образ ее, пребывавший со мной неизменно, придавал смелости Амору, который господствовал надо мною, все же она отличалась такой благороднейшей добродетелью, что никогда не пожелала, чтобы Амор управлял мною без верного совета разума, в тех случаях, когда совету этому было полезно внимать. И так как рассказ о чувствах и поступках столь юных лет может некоторым показаться баснословным, я удаляюсь от это-го предмета, оставив в стороне многое, что можно было извлечь из книги, откуда я заимствовал то, о чем повествую, и обращусь к словам, записанным в моей памяти под более важными главами. III Когда миновало столько времени, что исполнилось ровно десять лет после упомянутого явления благороднейшей, в последний из этих двух дней случилось, что чудотворная госпожа предстала предо мной облаченная в одежды ослепительно белого цвета среди двух дам, старших ее годами. Проходя, она обратила очи в ту сторону, где я пребывал в смущении, и по своей несказанной куртуазности, которая ныне награждена в великом веке , она столь доброжелательно приветствовала меня, что мне казалось — я вижу все грани блаженства Час, когда я услышал ее сладостное приветствие, был точно девятым этого дня. И так как впервые слова ее прозвучали, чтобы достигнуть моих ушей, я преисполнился такой радости, что, как опьяненный, удалился от людей; уединясь в одной из моих комнат, я предался мыслям о куртуазнейшей госпоже. Когда я думал о ней, меня объял сладостный сон, в котором мне явилось чудесное виденье. Мне казалось, что в комнате моей я вижу облако цвета огня и в нем различаю обличье некоего повелителя, устрашающего взоры тех, кто на него смотрит. Но такой, каким он был, повелитель излучал великую радость, вызывавшую восхищение. Он говорил о многом, но мне понятны были лишь некоторые слова, среди них разобрал следующие: «Ecce dominus tuus». В его объятиях, казалось мне, я видел даму, которая спала нагая, лишь слегка повитая кроваво-красным покрывалом. Взглянув пристально, я в ней узнал госпожу спасительного приветствия, соизволившую ; приветствовать меня днем. И в одной из рук своих, казалось мне, Амор держал нечто объятое пламенем, и мне казалось, что он произнес следующие слова: «Vide cor tuum». Оставаясь недолго, я, казалось мне, разбудил спящую и прилагал все силы свои, она ела то, что пылало в его руке; и она вкушала боязливо. После этого, пробыв недолго со мной, радость Амора претворилась в горькие рыданья; рыдая, он заключил в свои объятия госпожу и с нею — чудилось мне — стал возноситься на небо. Я почувствовал внезапно такую боль, что слабый мой сон прервался, я проснулся. Тогда я начал размышлять о виденном и установил, что час, когда это виденье мне предстало, был четвертым часом ночи: отсюда ясно, что он был первым из последних девяти часов. Я размышлял над тем, что мне явилось; и наконец решился поведать об этом многим из числа тех, кто были в это время известными слагателями стихов. И так как я сам испробовал свои силы в искусстве складывать рифмованные строки, я решился сочинить сонет, в котором приветствовал бы всех верных Амору, прося их высказать то, что думают они о моем виденье И я написал им о сне. Тогда я приступил к сонету, начинающемуся: «Влюбленным душам...» Влюбленным душам
посвящу сказанье, 4 Всем благородным
душам шлю посланье. 8 Тот страх и трепет,
то очарованье! 11 Чуть скрыта легкой
тканью покрывал. 14 Но, уходя, мой господин рыдал. Этот сонет делится на две части: в первой я шлю приветствие, испрашивая ответа, во второй указываю, на что я жду ответа. Вторая часть начинается: «На небе звезд не меркнуло сиянье...» Мне ответили многие,
по-разному уразумевшие мой сонет. Мне ответил и тот, кого я назвал вскоре
первым своим другом. Он написал сонет, начинающийся: «Вы видели пределы
упованья...» Когда он узнал, что я тот, кто послал ему сонет, началась
наша дружба. Подлинный смысл этого сна тогда никто не понял, ныне он
ясен и самым простым людям IV С тех пор как мне предстало это виденье, мой природный дух оказался стеснен в своих проявлениях, так как душа моя была погружена в мысли о благороднейшей. Таким образом, по прошествии краткого времени я стал слабым и хилым, так что многим моим друзьям было тяжко смотреть на меня, а иные, полные зависти и любопытства, стремились узнать то, что я хотел скрыть ото всех. Но я, заметив недоброжелательность их вопросов, по воле Амора, руководившего мною сообразно с советами разума, отвечал им, что тот, кем я столь измучен, — Амор. Я говорил об Аморе, так как на лице моем запечатлелось столько его примет, что скрывать мое состояние было невозможно. А когда меня спрашивали: «Из-за кого тебя поражает этот Амор?» — я смотрел на них, улыбался и ничего не говорил им. Х После моего возвращения я искал случая увидеть даму, которую мой владыка назвал мне на пути воздыханий. Боясь быть многословным, скажу лишь, что вскоре мне удалось сделать ее ей защитой в такой степени, что многие говорили об этом, нарушая границы благопристойности, и это меня весьма огорчало. Из-за невоздержанных толков, казалось порочивших меня, благороднейшая, будучи разрушительницей всех пороков и королевой добродетели, проходя, отказала мне в своем пресладостном привете, в котором заключалось все мое блаженство. И, несколько удаляясь от того, что я хочу поведать, я объясню, - какое благотворное влияние ее приветствие имело на меня. XII ...после того, как мне было отказано в блаженстве, меня охватила такая скорбь, что, удалясь от людей, я орошал землю горчайшими слезами. А когда источник слез иссяк, я затворился в своей комнате, где предался жалобам и песням, не боясь быть услышанным кем-либо. Тогда я призвал милосердие Дамы Куртуазии, и, говоря: «Амор, помоги твоему верному», я заснул в слезах, как побитый ребенок. Почти среди моего сна мне показалось, что в комнате моей рядом мной сидит юноша, облаченный в белоснежные одежды. Взгляд его был задумчив, и он смотрел туда, где я лежал. И, дядя на меня в продолжение некоторого времени, он, показалось мне, позвал меня и, вздыхая, произнес следующие слова: «Fili mi, tempus est ut praetermittantur simulacra nostra». Тогда мне показалось, что мне известно, кто он, ибо он назвал меня так, как часто именовал в моих снах. И когда я смотрел на него, мне показалось, что он плачет жалостно и ожидает, что я заговорю. И, осмелев, я сказал ему: «Владыка благородства, почему плачешь ты?» Он отвечал: «Ego temquam centrum circuli, cui simili modo se habent circumferentiae partes; tu autem non sic». Я раздумывал над его словами, и мне показалось, что говорит он очень непонятно. Заставив себя заговорить, я сказал ему: «Почему, владыка, речи твои столь темны?» Он обратился тогда ко мне на народном языке: «Не спрашивай больше, чем следует». Тогда я заговорил о приветствии, в котором мне было отказано, и стремился узнать причину этого. Он ответил мне так: «Наша Беатриче услышала от некоторых лиц, о тебе говоривших, что ты досаждаешь даме, имя которой я назвал тебе на пути воздыханий. Благороднейшая, будучи противницей всего недостойного, не удостоила твою особу приветствия, опасаясь, что ты принадлежишь к числу недостойных людей. И так как на самом деле твоя тайна отчасти ей известна — по длительности опыта, — я желаю, чтобы ты сложил рифмованные строки, в которых была бы показана та власть, которую приобрел я над тобой по ее милости. Ты скажешь ей о том, что был ей верен с детских лет. Призови в свидетели знающих об этом, которых ты просишь заверить ее в правдивости твоих слов, и я, будучи твоим свидетелем, с радостью обращусь к ней. Тогда она почувствует твою любовь и узнает цену слов тех, кто на тебя клевещет. Сложи слова так, чтобы они изъяснили ей твои мысли, но не обращайся к ней прямо, что не приличествует, и не посылай их туда, где они могли бы прозвучать в мое отсутствие, но укрась их сладостной гармонией, в которой я появлюсь каждый раз, когда необходимо». Сказав эти слова, он исчез, и сон мой прервался. Вспоминая, я понял, что виденье это предстало мне в девятый час дня. XIV После битвы противоречивых
помыслов случилось, что благороднейшая госпожа была в том месте, где
собралось много благородных дам. Туда меня привел один из моих друзей,
полагая, что доставляет мне большую радость, так как я буду в обществе,
где столько дам являют свою красу. А я, как бы не ведая, куда меня ведут,
доверясь тому, кто привел своего друга на грань жизни и смерти, сказал
ему: «Зачем пришли мы к этим дамам?» Тогда он сказал мне: «Для того,
чтобы достойно служить им». На самом деле собравшиеся там сопровождали
одну из благородных дам, которая в этот день вышла замуж, а по обычаю
города приличествовало, чтобы она, когда впервые сядет за стол в доме
новобрачного, была в окружении других дам. Полагая, что делаю приятное
моему XXIII Случилось по истечении
немногих дней, что тело мое было поражено недугом, так что в продолжение
девяти дней я испытывал горчайшую муку. Недуг столь ослабил меня, что
я должен был лежать, как те, кто не может двигаться. И когда на девятый
день моей болезни я ощутил почти нестерпимую боль, во мне возникла мысль
о моей даме. И так, думая о ней, я вернулся к мысли о моей немощной
жизни, и, видя, сколь она недолговечна даже у людей здоровых, я стал
оплакивать в душе моей столь печальную участь. Затем, умножая вздохи,
я произнес про себя: «Неизбежно, что когда-нибудь умрет и благороднейшая
Беатриче». И столь великое охватило меня смущение, что я закрыл глаза
и начал бредить, как человек, охваченный умопомрачением, и предался
весь фантазии. В начале этого заблуждения моей фантазии передо мной
явились простоволосые женщины, мне говорящие: «Ты умер». Так начала
блуждать фантазия моя, и я не знал, где я находился. И мне казалось,
что я вижу женщин со спутанными волосами, рыдающих на многих путях,
чудесно скорбных; и мне казалось, что я вижу, как померкло солнце, так
что по цвету звезд я мог предположить, что они рыдают. И мне казалось,
что летящие в воздухе птицы падают мертвыми и что началось великое землетрясение.
Страшась и удивляясь, во власти этой фантазии, я вообразил некоего друга,
который пришел ко мне и сказал: «Разве ты не знаешь: твоя достойная
удивления дама покинула этот век». Тогда я начал плакать, исполненный
величайшей горести, и не только в моем воображении, но истинные слезы
омывали мои глаза. Затем я вообразил, что следует мне посмотреть на
небо, и мне показалось, что я вижу множество ангелов, которые возвращались
на небо, а перед ними плыло облачко необычайной белизны. Мне казалось,
что эти ангелы пели величальную песнь и что я различаю слова их песни:
«Osanna in excelsis», и ничего другого я не слышал. Тогда мне показалось,
что сердце, в котором заключалась столь великая любовь, сказало мне:
«Поистине мертвой покоится наша дама». И после этого мне показалось,
что я иду, чтобы увидеть тело, в котором обитала благороднейшая и блаженная
душа. Столь сильна была обманчивая фантазия, что она показала мне мою
даму мертвой. XXXV По прошествии известного времени я находился в некоем месте, где предавался воспоминаниям о прошлом. Я был весь погружен в мысли столь скорбные, что друзьям лицо мое должно было показаться измученным и искаженным. Тогда, осознав мое мучительное состояние, я поднял глаза, чтоб увидеть — видят ли меня. Тогда я заметил некую благородную даму, юную и прекрасную собой, которая смотрела на меня из окна с таким сожалением, что казалось, что все сожаление в мире нашло в ней свое прибежище. И так как несчастные, видя сострадание других, почувствовавших их муки, легче уступают приступам слез, как бы сожалея самих себя, я ощутил в моих глазах желание пролить слезы. Но боясь показать жалкое состояние; моей жизни, я удалился от очей этой благородной дамы, говоря самому себе: «Не может быть, чтобы с этой сострадательной дамой не находился бы благороднейший Амор». Поэтому я решился написать сонет, в котором я говорил бы о ней, заключив в нем все, что я изложил в этом комментарии. Итак, из этого вступления вполне ясен смысл сонета. Сонет начинается: «Я видел, как глубоко...» Я видел, как глубоко
состраданье 4 Во власти скорбного
воспоминанья. 8 Скрывать в моем
печальном состоянье. 11 Глубины сердца
образ ваш смутил. 14 Он побудил тебя идти, рыдая». XXXVI Случилось затем, что, где бы меня ни увидела эта дама, бледный цвет состраданья запечатлевался на ее лице — как бы цвет любви являлся на ее ланитах. Она нередко напоминала мне мою благороднейшую даму, которой был свойствен этот цвет. Часто, не в силах плакать и рассеять свои печали, я отправлялся, чтобы увидеть сострадательную даму; она же, казалось, видом своим извлекала слезы из глаз моих. Поэтому я решился сложить стихи о ней и написал следующий сонет, начинающийся: «И цвет любви...» Он ясен из предыдущих слов и не требует разделений. И цвет любви, и
благость сожаленья 4 Что на земле не
нахожу сравненья. 8 Вот сердце разорвется
от волненья. 11 Как прежде, восстают
из глубины. 14 Но перед вами плакать не вольны. XXXVII Облик этой дамы произвел такое на меня впечатление, что глаза мои начали испытывать слишком сильное наслаждение, когда они ее видели. Это меня огорчало, и я почитал себя низким. Не раз я упрекал в легкомыслии свои глаза и говорил им мысленно: «Когда-то вы заставляли плакать видящих ваше скорбное состояние, а теперь, кажется, вы стремитесь забыть об этом из-за дамы, вас созерцающей; она же глядит на вас лишь потому, что глубоко сожалеет о преславной даме, которую вы обычно оплакиваете; что же, продолжайте поступать так, как желаете, я сумею часто напоминать вам о ней, проклятые глаза, и помните, никогда до самой смерти ваши слезы не должны иссякнуть». Так про себя я говорил моим глазам, и глубокие скорбные вздохи снова не давали мне покоя. И чтобы битва моя с самим собой не была известна только несчастному, ее ощущающему, я решился поведать в сонете об ужасном моем состоянии. Тогда я написал сонет, начинающийся: «Глаза мои..» Он содержит две части: в первой я говорю моим глазам то, что сердце мое говорит во мне; во второй я предвосхищаю возможное сомнение, пояснив, кто так говорит. И эта часть начинается: «Так сердце...» Сонет этот можно было бы подвергнуть дальнейшему разделению, однако оно было бы излишним, так как смысл его ясен из предыдущего изложения. Глаза мои печальные,
не вы ли 4 Вам сострадая,
часто слезы лили. 8 Беспамятство,
чтоб вы одной служили. 11 Прекрасной, что
порой на вас глядит. 14 Так сердце, воздыхая, мне твердит. XXXVIII Я видел вновь и вновь лицо сострадательной дамы в столь необычном виде, что часто думал о ней как об особе, слишком мне нравящейся. «Эта благородная дама, — размышлял я, — прекрасная, юная и мудрая, появлялась, как можно судить, по воле Амора, чтобы в жизни моей я нашел отдохновение». И часто я думал еще более влюбленно, так что сердце мое все глубже воспринимало доводы этой мысли. И когда я уже был вполне готов с ними согласиться, я снова погружался в раздумье, как бы движимый самим разумом, и говорил самому себе: «Боже, что это за мысль, которая столь постыдно хочет меня утешить и почти не допускает иную мысль?» Затем восставала другая мысль и говорила: «В таком мучительном состоянии ты находишься, почему не хочешь освободиться от скорбей? Ты видишь — это наваждение Амора, приводящего к нам любовные желания. Амор исходит из столь благородного места, каким являются очи дамы, показавшей столь великое ко мне сострадание». Так я, борясь с самим собой, хотел выразить мое душевное состояние в стихах. И так как в столкновении моих мыслей побеждали те, которые говорили в ее пользу, мнё показалось, что мне следует к ней обратиться. Тогда я написал сонет, который начинается: «Благая мысль...» И я говорю «благая», поскольку мысль эта говорила о благородной даме, хотя в остальном была она весьма низкой. XXXIX Наступил день, когда против этого неприятеля разума поднялось во мне почти в час ночи могущественное виденье. Мне казалось, что предо мной преславная Беатриче в том же одеянии кроваво-красного цвета, в котором она впервые явилась моим глазам, и казалось мне — она в том отроческом возрасте, в котором я узрел ее впервые. Тогда я погрузился в мысли о ней и вспоминал ее, следуя смене прошедших времен. Сердце мое начало мучительно раскаиваться в желании, столь низменно мною завладевшем в течение нескольких дней, несмотря на постоянство моего разума. Когда же скверное желание это было изгнано, все мысли мои обратились снова к благороднейшей Беатриче. И я говорю, что с тех пор я начал с такой силой думать о ней всем моим устыженным сердцем, что вздохи часто свидетельствовали об этом, ибо все они повествовали о том, что говорило сердце, повторявшее имя благороднейшей, и о том, как она покинула нас. Случалось, что такую скорбь таила в себе иная мысль, что я забывал и ее, и место, где я находился. Этот новый пожар моих воздыханий воспламенил некогда утихшие рыдания, так что глаза мои, казалось, желали лишь плакать. И часто случалось, что из-за длительной привычки проливать слезы образовались вокруг моих глаз пурпурные венцы, которые обычно появляются у тех, кто перенес мучения. Легкомыслие моих глаз, таким образом, было наказано, как они и заслуживали, так что с тех пор они не могли глядеть на даму, которая снова могла бы ввергнуть их в подобное состояние. Стремясь к тому, чтобы это дурное желание и это тщетное искушение были уничтожены так, чтобы ни малейшего сомнения не вызывали до этих пор написанные мною стихи, я решился написать сонет, в котором я выразил бы смысл этого комментария. И тогда я написал сонет: «Не одолеть мне силу воздыханья»; и в нем я сказал «увы», ибо мне было стыдно за то, что глаза мои столь заблуждались. Этот сонет я не делю, поскольку, как очевидно, он в этом не нуждается. Не одолеть мне силу
воздыханья — 4 Не могут видящих
их состоянье. 8 Вокруг венцы от
горечи рыданья. 11 И бог любви измучен
их тоской. 14 И много слов о смерти всеблагой.
XL После этих треволнений в тот период времени, когда многие странствуют, чтобы увидеть благословенное изображение, оставленное нам Иисусом Христом, как свидетельство о прекраснейшем Его лике, который ныне созерцает моя дама в своей славе, случилось, что пилигримы проходили по одной из улиц, которая находится почти посредине того города, где родилась, жила и умерла благороднейшая дама. Пилигримы шли, как мне казалось, погруженные в размышленья. Думая о них, я сказал самому себе: «Мнится мне, что эти пилигримы из дальних стран и вряд ли они слышали даже рассказы об этой даме и ничего о ней не знают. Мысли их заняты другим, а не тем, что здесь происходит. Вероятно, они думают о дальних своих друзьях, нам неведомых». Затем я говорил самому себе: «Знаю, что, если бы они были из ближней страны, в их облике так или иначе отразилось бы их смущение, когда они проходят посреди скорбного города». Затем я говорил самому себе: «Если бы я мог задержать их хотя бы на короткое время, я бы вызвал слезы в их глазах прежде, чем они покинут этот город, так как сказал бы слова, которые заставили бы плакать всякого, их услышавшего». Затем, когда они исчезли с глаз моих, я решился сложить сонет, чтобы выразить то, что я говорил про себя. Задумчиво идете,
пилигримы, 4 В скитаниях своих
неутомимы. 8 Печали их — увы!
— неутолимы. 11 Оставили б, рыдая,
град скорбей. 14 Источник слез исторгнет из очей. Источник: Хрестоматия по литературе средневековья/ Сост. Г.В. Стадников - СПб, "Азбука-классика", 2003 (в 2-х тт.). Т. 2. С. 557. |
Возврат: [начальная страница] [список авторов]
Все содержание
(C) Copyright РХГА