|
ЖИЗНЬ
И ТВОРЕНИЯ
ДАНТЕ Алигьери (Dante
Alighieri) (1265-1321), итальянский поэт, создатель итальянского литературного
языка. В юности примкнул к школе "дольче стиль нуово" (сонеты,
воспевающие Беатриче, автобиографическая повесть "Новая жизнь",
1292-93, издание 1576); философские и политические трактаты ("Пир",
не закончен; "О народной речи", 1304-07, издание 1529), "Послания"
(1304-16). Вершина творчества Данте - поэма "Божественная комедия"
(1307-21, издание 1472) в 3 частях ("Ад", "Чистилище",
"Рай") и 100 песнях, поэтическая энциклопедия средних веков.
Оказал большое влияние на развитие европейской культуры.
Семья Данте принадлежала к городскому дворянству Флоренции. Родовое
имя Алигьери (в другой огласовке Алагьери) первым носил дед поэта. Данте
получил образование в муниципальном училище, затем, предположительно,
учился в Болонском университете (по еще менее достоверным сведениям,
в период изгнания посещал также Парижский университет). Принимал активное
участие в политической жизни Флоренции; с 15 июня по 15 августа 1300
входил в правительство (был выбран на должность приора), пытался, исполняя
должность, воспрепятствовать обострению борьбы между партиями Белых
и Черных гвельфов (см. гвельфы и гибеллины). После вооруженного переворота
во Флоренции и прихода к власти Черных гвельфов был 27 января 1302 приговорен
к изгнанию и лишен гражданских прав; 10 марта его, как не уплатившего
денежную пеню, приговорили к смертной казни. Первые годы изгнания Данте
- среди вождей Белых гвельфов, принимает участие в вооруженной и дипломатической
борьбе с победившей партией. Последний эпизод в его политической биографии
связан с итальянским походом императора Генриха VII (1310-13), усилиям
которого по установлению в Италии гражданского мира он дал идеологическую
поддержку в ряде публичных посланий и в трактате "Монархия".
Во Флоренцию Данте больше не вернулся, несколько лет провел в Вероне
при дворе Кан Гранде делла Скала, последние годы жизни пользовался гостеприимством
правителя Равенны Гвидо да Полента. Умер от малярии.
Лирика
Основная часть лирических стихотворений Данте создана в 80-90-е гг.
13 в.; с началом нового столетия малые стихотворные формы из его творчества
постепенно уходят. Начинал Данте с подражания самому влиятельному в
то время лирическому поэту Италии Гвиттоне д'Ареццо, но вскоре сменил
поэтику и вместе со своим старшим другом Гвидо Кавальканти стал основоположником
особой поэтической школы, самим Данте названной школой "сладостного
нового стиля" ("Дольче стиль нуово"). Ее главный отличительный
признак - предельное одухотворение любовного чувства. Стихи, посвященные
своей возлюбленной Беатриче Портинари, Данте, снабдив биографическим
и стиховедческим комментарием, собрал в книгу под названием "Новая
жизнь" (ок. 1293-95). Собственно биографическая канва предельно
скупа: две встречи, первая в детстве, вторая в юности, обозначающая
начало любви, смерть отца Беатриче, смерть самой Беатриче, искушение
новой любовью и преодоление его. Жизнеописание предстает как ряд душевных
состояний, ведущий ко все более полному овладению смыслом постигшего
героя чувства: в итоге любовное чувство приобретает черты и признаки
религиозного поклонения.
Кроме "Новой жизни" до нас дошло еще около полусотни стихотворений
Данте: стихи в манере "сладостного нового стиля" (но не всегда
адресованные Беатриче); любовный цикл, известный под названием "каменного"
(по значению имени адресата, донны Пьетры) и отличающийся избытком чувственности;
комическая поэзия (стихотворная перебранка с Форезе Донати и поэма "Цветок",
атрибуция которой остается сомнительной); группа доктринальных стихотворений
(посвященных темам благородства, щедрости, справедливости и др.).
Трактаты
Стихотворения философского содержания стали предметом комментария в
неоконченном трактате "Пир" (ок. 1304-07), который представляет
собой один из первых в Италии опытов по созданию научной прозы на народном
языке и одновременно обоснование этой попытки - своего рода просветительскую
программу вместе с защитой народного языка. В неоконченном латинском
трактате "О народном красноречии", писавшемся в те же годы,
апология итальянского языка сопровождается теорией и историей литературы
на нем - и то, и другое относится к абсолютным новациям. В латинском
трактате "Монархия" (ок. 1312-13) Данте (также впервые) провозглашает
принцип разделения духовной и светской власти и настаивает на полном
суверенитете последней.
"Божественная Комедия"
Над поэмой "Божественная Комедия" Данте начал работать в годы
изгнания и закончил ее незадолго до смерти. Написанная терцинами, содержащая
14 233 стиха, она делится на три части (или кантики) и сто песней (в
каждой кантике по тридцать три песни и еще одна является вступительной
ко всей поэме). Комедией она названа автором, который исходил из выработанной
средневековой поэтикой классификации жанров. Определение "божественная"
присвоили ей потомки. В поэме рассказывается о путешествии Данте по
царству мертвых: право увидеть при жизни загробный мир - это особая
милость, избавляющая его от философских и нравственных заблуждений и
возлагающая на него некую высокую миссию. Данте, заблудившемуся в "сумрачном
лесу" (который символизирует конкретный, хотя и не названный прямо
грех самого автора, и вместе с тем - грехи всего человечества, переживающего
критический момент своей истории), приходит на помощь римский поэт Вергилий
(который символизирует человеческий разум, незнакомый с божественным
откровением) и ведет его по двум первым загробным царствам - царству
возмездия и царству искупления. Ад представляет собой воронкообразный
провал, заканчивающийся в центре земли, он разделен на девять кругов,
в каждом из которых совершается казнь над особой категорией грешников
(только обитатели первого круга - души некрещеных младенцев и праведных
язычников - избавлены от мук). Среди душ, встреченных Данте и вступивших
с ним в беседу, есть знакомые лично ему и есть известные всем - персонажи
античной истории и мифов или герои современности. В "Божественной
комедии" они не превращены в прямые и плоские иллюстрации своих
грехов; зло, за которое они осуждены, сложно сочетается с их человеческой
сущностью, порой не лишенной благородства и величия духа (среди наиболее
прославленных эпизодов такого рода - встречи с Паоло и Франческой в
круге сладострастников, с Фаринатой дельи Уберти в круге еретиков, с
Брунетто Латини в круге насильников, с Улиссом в круге обманщиков, с
Уголино в круге предателей). Чистилище - это огромная гора в центре
необитаемого, занятого океаном южного полушария, уступами она разделена
на семь кругов, где души умерших искупают грехи гордыни, зависти, гнева,
уныния, скупости и расточительности, чревоугодия, сладострастия. По
прошествии каждого из кругов со лба Данте (и любой из душ чистилища)
стирается один из семи знаков греха, начертанных ангелом-привратником
- в этой части "Комедии" острее, чем в других, чувствуется,
что путь Данте для него самого не только ознакомительный, но и искупительный.
На вершине горы, в земном раю, Данте встречается с Беатриче (символизирующей
божественное откровение) и расстается с Вергилием; здесь же Данте полностью
осознает свою личную вину и до конца от нее очищается. Вместе с Беатриче
он возносится в рай, в каждом из восьми окружающих землю небес (в семи
планетных и в восьмом звездном) он знакомится с определенной категорией
блаженных душ и укрепляется в вере и знании. В девятом, небе Перводвигателя,
и в Эмпирее, где Беатриче в качестве водителя по раю сменяет св. Бернард,
он удостаивается посвящения в тайны триединства и боговоплощения. Окончательно
смыкаются оба плана поэмы, в одном из которых представлен путь человека
к истине и добру через бездны греха, отчаяния и сомнений, в другом -
путь истории, подошедшей к последнему рубежу и открывающейся навстречу
новой эре. И сама "Божественная комедия", будучи своего рода
синтезом средневековой культуры, оказывается для нее произведением итоговым.
|