Иоанн Дамаскин, преп. Беседа сарацина с христианином
На вопрос сарацина: "Кого ты считаешь виновником добра и зла?",
— христианин отвечает: "Мы говорим, что только Бог и никто другой
есть виновник всяческих благ, но не зла". На это сарацин говорит:
"Кого ты называешь виновником зла?"
X. Разумеется,
того, кто по своей воле диавол, и нас, людей.
С. Из-за чего?
X. Из-за свободной
воли.
С. Так что, ты
свободен, и что хочешь, можешь делать и делаешь?
X. Я сотворен
Богом свободным лишь для двух вещей.
С. Для каких?
X. Для злодеяния
и для благодеяния, что есть добро и зло. Поэтому, делая зло, я несу
наказание от закона Божия, а творя благо, не страшусь закона, но и
почтен и помилован Богом. Подобно и диавола Бог сотворил свободным
еще прежде людей, и он согрешил, и Бог изверг его из его чина. Но
ты, быть может, возразишь мне: "То, что ты называешь добром и
злом, — что это? Вот, солнце, и луна, и звезды хороши - сотвори что-нибудь
из этого". Но не из-за этого ли я еще прежде говорю тебе: я творю
добро и зло сообразно человеку: добро, как, например, прославление
Бога, молитва, милостыня и подобное им, а зло - блуд, воровство и
подобное; если же, как ты говоришь, добро и зло от Бога, то Бог у
тебя окажется неправедным, что не так. Ведь раз Бог повелел, как ты
говоришь, блуднику блудить, вору красть, мужеубийце убивать; то они
достойны чести — ибо сотворили волю Божию. Окажутся и законодатели
твои лжецами, и книги подложными, потому что предписывают сечь блудника
и вора, сотворивших волю Божию, и казнить мужеубийцу, которого следовало
бы чтить, потому что он сотворил волю Божию.
Сарацин же говорит:
"Кто вылепляет младенцев в женских утробах?" - Ибо сарацины
ставят перед нами эту задачу как труднейшую, желая доказать, что Бог
виновник зла.
Ведь если я в
ответ говорю, что Бог вылепляет младенцев в утробах женщин, то сарацин
скажет: "Вот, Бог пособник блуднику и прелюбодею". На это
христианин отвечает: "Мы никоим образом не находим, чтобы Писание
говорило, что Бог вылепляет или создает что-либо после первой недели
миротворения. Если жеты в этом сомневаешься, покажи сам какое бы то
ни было создание или произведение, сотворенное Богом после первой
седмицы. Но ты никоим образом не сможешь показать его, ибо все видимые
создания возникли в первую седмицу. Ведь Бог в первую неделю сотворил
человека и повелел ему рождать и рождаться, сказав: плодитесь и размно
жайтесъ, и наполняйте землю (Быт. 1:28). И поскольку человек был одушевлен,
имея одушевленное семя, в собственной его жене взошел посев. Так что
человек рождает человека, как говорит божественное Писание: Адам родил
Сифа, и Сиф родил Еноса, и Енос родил Каина, и Каин родил Малелеила,
а Малелеил родил Иареда, и Иаред родил Еноха (Быт. 5:3-18). И не сказано:
Бог создал Сифа, или Еноса, или кого другого, и отсюда мы знаем, что
один-единственный Адам создан Богом, а потомки его рождаются и рождают
до сего времени. И так благодатью Божией стоит мир, потому что и всякая
трава и растение с тех пор повелением Божием рождает и рождается -
ибо сказал Бог: Да произрастит земля зелень травы (Быт. 1:11), и повелением
Его произросло всякое древо, и всякий род травы и растений, имея в
себе семенную силу. Семя же всякого растения и травы одушевлено, и
снова попадая на землю, само собой или высеваемое другим, оно всходит,
не создаваемое кем-либо, но повинуясь первому повелению Божию. Вот
и я, как прежде сказал, будучи свободен лишь в уже упомянутых вещах,
куда бы ни сеял, пользуясь своей властью, в своей ли жене, или в чужой,
семя всходит и становится послушным первому повелению Божию, а не
так, что Он каждый день создает и делает, потому что в первую седмицу
сотворил Бог небо и землю, и весь мир в шесть дней, и в седьмой день
почил от всех дел Своих (Быт. 2:1 ел.), как и Писание мне свидетельствует".
Сарацин же: а
как же Бог говорит Иеремии: прежде нежели Я образовал тебя во чреве,
Я познал тебя, и из утробы освятил тебя(Иер. 1:5)?
Христианин: Бог
образовал одушевленную и семенную силу всякого мужа от Адама и далее.
Ибо Адам, имея во чреве Сифа, родил его, как я уже говорил, а Сиф
Еноса, и всякий человек, прежде имея сына во чреве своем, [рождает
его], и сын родил и рождает до сего времени. А "из утробы освятил
тебя" понимай как [утробу], истинно рождающую чад Божиих, по
свидетельству святого Евангелия: а тем, которые приняли Его верующим
во имя Его дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни
от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1:12-13)
через крещение.
(2) Противник
же: а до Христа было крещение? Ведь Иере-мия рождается прежде Христа.
X.: Было, по свидетельству
святого апостола, говорящего, что одни крестились в облако, другие
в море (1 Кор. 10:1). И Господь говорит в Евангелиях: если кто не
родится от воды и Пуха, не может войти в Царствие Небесное (Ин. 3:5).
Так что Авраам, и Исаак, и Иаков, и остальные святые прежде Христа,
входя в Царствие Небесное, прежде крестились, потому что согласно
свидетельству Христа, если бы не крестились, не спаслись бы. Свидетельствует
же и Дух Святой, говоря: Отчуждены грешники от утробы (Пс. 57:4),
то есть от крещения. Поэтому исповедуем, что все спасшиеся и спасаемые
крещением спасены и спасаются по благодати Божией.
(3) С.: Того,
кто творит волю Самого Бога, ты называешь добрым или злым?
Разгадав же хитрость
его, христианин говорит: "Знаю, что ты хочешь сказать".
С.: Так расскажи
мне.
X.: Ты хочешь
спросить, волею Христос пострадал, или неволею? Чтобы, если я отвечу:
"волею пострадал", сказать мне: "иди теперь, поклонись
иудеям, потому что они исполнили волю Бога твоего".
С.: Именно это
я и хотел тебе сказать - если у тебя есть доводы, ответь мне.
X.: То, что ты
называешь волей, я именую терпением и великодушием.
С.: Как ты это
можешь доказать?
X.: Делом, потому
что если мы с тобой сидим или стоим, может ли кто-нибудь из нас вне
власти и владычества Божия встать и двинуться?
С.: Нет.
X.: Когда Бог
говорит: "не укради, не блуди, не убий", хочет ли Он, чтобы
мы крали, блудили, убивали?
С.: Нет, ведь
если бы хотел, Он не сказал бы: "не укради, не блуди, не убий".
X.: Слава Богу,
что ты признал то, что я хочу сказать. Вот ты согласился со мной,
что никто из нас без Бога не может встать или двинуться, и что Бог
не хочет, чтобы мы крали или блудили. Если сейчас я встану, пойду
и украду, или буду блудить, скажешь ли ты, что это воля Божия или
попущение, терпение и великодушие?
(4) Сообразив
и удивившись, сарацин сказал: "Действительно, это так".
X.: Пойми и то,
что, хотя Бог и может поразить, Он воздержался на время, то есть выказал
великодушие о грехе. Но, если я не покаюсь, Он, когда захочет, воздаст
мне, как поступил Он и с иудеями. Ибо по прошествии немногих лет Он
воздвиг против них Тита и Веспасиана и эллинов, и ниспроверг надменность
их.
(5) Если спросит
тебя сарацин и скажет: "Кем ты считаешь Христа?", отвечай
ему: "Словом Божиим, и думаю, что ни в чем здесь не погрешаю,
потому что Он и Словом именуется в Писании, и Премудростью, и Мышцею,
и Силой Божией, и много такого другого - ибо Он многоименен. Спроси
его и ты в свою очередь:
"Как называется
Христос в твоем писании?". И может быть, он захочет спросить
у тебя что-нибудь еще, желая ускользнуть от тебя, - не отвечай ему,
пока он не разрешит твоего вопроса. И ему обязательно придется ответить
тебе: "В моем писании Христос называется Духом и Словом Божиим".
И тогда ты снова спроси его:
"Дух и Слово
Божие писание твое считает несотворенными или тварными?" И если
скажет, что несотворенными, скажи ему: "Вот ты соглашаешься со
мной — ведь не сотворенное кем-либо, но творящее и есть Бог".
Если же он вообще отважится сказать, что они сотворены, скажи ему:
"Но кто создал Дух и Слово Божие?" И если он в затруднении
ответит, что Бог создал их, скажи ему: "Ты только что говорил,
что они несотворенны, а теперь утверждаешь, что их создал Бог. Вот,
если бы я тебе так говорил, ты сказал бы мне, что "ты сам опроверг
свидетельство свое, и я больше не верю тебе, что бы ты ни сказал".
Однако я спрошу у тебя еще вот что:
"Прежде чем
Бог сотворил Дух и Слово, Он не имел ни Духа, ни Слова?" И он
побежит от тебя, не имея, что отвечать тебе, — ведь такие люди для
сарацинов еретики, весьма мерзкие и отвратительные, - и если ты захочешь
разгласить о нем остальным сарацинам, он будет тебя очень бояться.
(6) А если спросит
тебя сарацин, говоря: "Словеса Божий тварны или несотворенны?"
Ведь они выставляют нам этот вопрос как труднейший, желая доказать,
что Слово Божие тварно, что не так. Ведь если ты скажешь: "Они
тварны", он ответит, что "вот, ты называешь тварным Слово
Божие". Если же скажешь: "Они несотворенны", он ответит,
что "вот, все существующие словеса Божий несотворенны, но не
суть боги. Вот ты и признал, что Христос, будучи Словом Божиим, не
есть Бог". Поэтому в ответ не говори ему, ни что они тварны,
ни что несотворенны, но отвечай ему так: "Я исповедую несотворенным
только одно воипостасное Слово Божие, как и ты это признал, а все
мое Писание называю не словесами, но глаголами Божиими". И если
скажет сарацин: "А как же Давид говорит, что слова Господни —
слова чистые (Пс. 11:7), но не "глаголы Господни - глаголы чистые?",
скажи ему, что пророк говорил в переносном, а не в собственном смысле.
И если скажет
тебе: "Что есть переносный и собственный смысл?", отвечай
ему, что собственный смысл есть твердое указание вещи, а переносный
— нетвердое. И если скажет тебе сарацин:
"Допустимо
ли, чтобы пророк давал нетвердое указание?", скажи ему, что в
обычае у пророков олицетворять неодушевленные вещи, и они наделяют
их глазами и устами, как, например, море увидело и побежало (Пс. 113:3).
Ведь ясно, что море не имеет глаз - ибо оно не одушевленное. И вновь
тот же пророк обращается к нему как к одушевленному: Что с тобою,
море, что ты побежало? (Пс. 113:5) и так далее. "И меч мой насытится
плотью", - говорит Писание, ведь "насыщение" говорит
об устах едящего и поглощающего, а меч рассекает, но не поглощает.
Так в переносном смысле он и назвал словами глаголы, которые собственно
не суть слова, но глаголы.
(7) И если скажет
тебе сарацин: "Как сошел Бог во чрево женщины?", говори
ему: "Воспользуемся твоим писанием и Писанием моим; твое писание
говорит, что Бог прежде очистил Деву Марию более всякой плоти женской,
и сошел Дух Божий и Слово в Нее, а мое Евангелие гласит: Дух Святой
найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк. 1:35). Вот один
глас обоих речений, и один смысл. Знай же и то, что о нисхождении
и восхождении Божием Писание говорит в переносном, а не в собственном
смысле, применительно к нашим свойствам, - ведь нисхождение и восхождение
у философов в собственном смысле сказываются о телах, а Бог все содержит
и никаким пространством не содержится. Ибо сказано у одного из пророков:
Кто измерил воды морские дланью своею и пядью небеса, и всю землю
горстью? (Ис. 40:12). И вообще, все воды под рукою Божией, и все небо
пядь, и вся земля горсть. Как может Он Сам снизойти и взойти в Своей
собственной руке, содержащей все?"
(8) Если спросит
тебя сарацин, говоря: "А если Христос был Бог, как Он пил, и
ел, и спал и так далее?", скажи ему, что предвечное Слово Божие,
создавший все, как свидетельствует мое Писание и твое писание, Сам
создал из плоти Святой Девы Марии совершенного человека, одушевленного
и одаренного умом, и тот пил, и ел, и спал, а Слово Божие не ел, не
пил и не спал, и не был распят, и не умер, но святая Плоть, которую
Он принял от Святой Девы, она была распята. Знай же, что Христос считается
двойственным по природе, но единым по ипостаси. Ибо одно предвечное
Слово Божие и после принятия плоти ипостасно, то есть личностно, но
не по природе — ибо не прибавилось к Троице четвертое лицо после неизреченного
соединения с плотью.
(9) Если спросит
тебя сарацин: "Та, которую вы зовете Богородицей, умерла или
жива?", говори ему: "Не умерла", полагаясь на доказательство
из Писания. Ибо говорит об этом Писание:
"Пришла и
к Ней естественная смерть человеческая, но не заключив и не покорив,
как нас, - нет, - но как если сказать: первый человек уснул и лишился
ребра".
(10) Если сарацин
скажет тебе: "Вот я получил удар в некоем месте моей плоти, и
плоть от удара произвела синяк, и в синяке завелся червь. Так кто
создал его?" — скажи ему, как,мы уже говорили, что после первой
седмицы миротворения мы не находим, чтобы Бог создал или создавал
что бы то ни было, но повелением Божиим, которое Он дал в первую седмицу,
происходит происходящее. Ибо после грехопадения осуждена земля произращать
тернии и волчцы. И поныне, не засеваемая, она произращает тернии и
волчцы. И плоть наша, тогда же осужденная, до сего дня производит
вшей и червей.
(11) Дальше спрашивает
сарацин христианина: "Кто у тебя больше, освящающий или освящаемый?"
Христианин же, разгадав каверзный его вопрос, говорит: "Я знаю,
что ты хочешь сказать". И сарацин: "А если знаешь, расскажи
мне". Христианин говорит, что "если я скажу, что освящающий
больше освящаемого, ты мне ответишь: иди, поклоняйся Иоанну Крестителю
как крестившему и освятившему твоего Христа". Сарацин же говорит:
"Именно это я и хотел тебе сказать". Христианин спрашивает
сарацина иносказательно: "Если ты пойдешь со своим рабом в баню
и он будет мыть тебя и чистить, кого ты назовешь большим, того жалкого
и купленного раба, или себя, кого он моет как своего господина?".
"Ты имеешь в виду, что я, купивший его, больше, чем он, купленный
мною", — сказал христианину сарацин. Христианин же ответил:
"Благодарение
Богу. Так же понимай, что и Иоанн как раб и слуга прислуживал Христу
в Иордане, крестившись в котором, Спаситель мой сокрушил главы гнездившихся
там злых бесов".
Сарацин же, весьма
удивившись, и недоумевая, и не имея что ответить христианину, удалился,
больше уже не вызывая его на спор.
Заимствовано с
сайта "Православная библиотека".