|
ЖИЗНЬ
И ТВОРЕНИЯ
Иоанн Дамаскин (Ioannes
Damaskenos) (р. около 675, Дамаск - ум. до 753) византийский богослов,
философ и поэт. Родился в христианской арабской семье. Получил энциклопедическое
образование в греческом духе. По-видимому, был приближённым халифа;
затем стал монахом (до 700). Выступал как ведущий идейный противник
иконоборчества.
И. Д. - завершитель и систематизатор греческой патристики. К новизне
идей и оригинальности теорий он не стремился, верный своему девизу:
"Я не скажу ничего от себя". Всесторонность познаний И. Д.
позволила ему соединить разнородный идейный материал в единую замкнутую
систему. Решая задачу упорядочения наук под эгидой церковной догмы и
на основе аристотелевской логики, И. Д. создал основы схоластического
метода (см. Схоластика), позднее получившего развитие у средневековых
теологов Запада, учившихся у И. Д. Главное сочинение И. Д. - "Источник
знания"; это компендиум философских и богословских сведений, предвосхищающий
"суммы" западных схоластов; латинский перевод его третьей
части, осуществленный в середине 12 в., оказал влияние на Петра Ломбардского,
Альберта Великого, Фому Аквинского. Сочинения И. Д. получили распространение
также в восточно-христианских странах: Грузии, Древней Руси и др. Высказываемая
И. Д.мысль о подчинённом положении философии по отношению к теологии
повлияла на дальнейшее формулирование этого тезиса в западной схоластике
(прежде всего у Петра Дамиани).
В историю литературы И. Д. вошёл как выдающийся поэт, создавший ряд
знаменитых церковных песнопений. В литургической лирике он реставрирует
античную просодию, доводит до необычайной усложнённости архитектонику
канона, дополняя её хитроумными акростихами и превращая как бы в кристаллическую
структуру, действующую на воображение своей продуманностью и стройностью.
Наряду с этим он способен на выражение простого и сердечного чувства
(например, в погребальном гимне "Какая сладость в жизни сей..."),
Принадлежность И. Д. романа "Варлаам и Иоасаф" является спорной.
Соч.: Opera omnia, t. 1-3 P., 1860 (Patrologiae cursus completus, ser.
graeca, accur. J.-P. Migne, t. 94-96); Schriften, Bd 1 -, В., 1969 -;
в рус. пер. - Полн. собр. творений, т. 1, СПБ, 1913; в кн.: Антология
мировой философии, т. 1, ч. 2, М., 1969, с. 621-26; Памятники византийской
литературы IV-IX веков, М., 1968, с. 270-80.
С.
С. Аверинцев.
|