Чернышевский Николай Гаврилович (1828—1889)
назад

 

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-89), русский писатель, публицист, литературный критик. В 1856-62 один из руководителей журнала "Современник"; в области литературной критики развивал традиции В. Г. Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг. В 1862 арестован по обвинению в политических связях с А. И. Герценом и составлении прокламаций "Барским крестьянам от доброжелателей поклон", заключен в Петропавловскую крепость. В 1864 приговорен к 7 годам каторги (обвинение юридически не доказано, улики сфабрикованы следствием), потом был в ссылке в Вост. Сибири. В 1883 переведен в Астрахань, затем в Саратов. Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Считал, что социализм обусловлен всем развитием человечества; для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину (один из родоначальников народничества). Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в его романах "Что делать?" (1863) и "Пролог" (ок. 1867-69).

Стоя на позициях антропологич. материализма, Ч. считал себя учеником Фейербаха, к-рого называл отцом новой философии. Учением Фейербаха, по его мнению, "...завершилось развитие немецкой философии, которая, теперь в первый раз достигнув положительных решений, сбросила свою прежнюю схоластическую форму метафизической трансцендентности и, признав тождество своих результатов с учением естественных наук, слилась с общей теориею естествоведения и антропологиею" (Полн. собр. соч., т. 3, 1947, с. 179). Развивая учение Фейербаха, он выдвигал критерием истинности практику, "...этот непреложный пробный камень всякой теории..." (там же, т. 2, 1949, с. 102). Ч. противопоставлял диалектич. метод абстрактному метафизич. мышлению.

В 1855 Ч. защитил магистерскую диссертацию "Эстетические отношения искусства к действительности", к-рая положила начало разработке материалистич. эстетики в России. Подвергнув критике гегелевскую эстетику, он утверждал социальную обусловленность эстетич. идеала и сформулировал тезис "прекрасное есть жизнь" (см. там же, т. 2, с. 10). Сфера искусства, по Ч., не ограничивается прекрасным: "общеинтересное в жизни - вот содержание искусства" (там же, с. 82). Цель искусства - воспроизведение жизни, её объяснение, "приговор о явлениях ее"; иск-во должно быть "учебником жизни" (см. там же, с. 90, 85, 87). Эстетич. учение Ч. было направлено против аполитичной теории "искусства для искусства". При этом эстетич. вопросы для Ч. были только "полем битвы", его диссертация провозглашала принципы нового, революц. направления.

 

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА