|
Чаадаев
Петр Яковлевич (1794—1856) | |
назад |
ЧААДАЕВ Пётр Яковлевич [27.5(7.6). 1794, Москва, -14(2б).4.1856, там же], русский мыслитель и публицист. Род. в дворянской семье (мать - дочь историка кн. М. М. Щербатова). В 1808-11 учился в Моск. ун-те, где сблизился с Н. И. Тургеневым и И. Д. Якушкиным. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813-14. С 1816 член масонской ложи "Соединённых друзей" (вместе с А. С. Грибоедовым, П. И. Пестелем, С. П. Волконским, М. И. Муравьёвым-Апостолом); с 1816 близкий друг А. С. Пушкина. В 1819 был принят в "Союз благоденствия", в 1821 в Северное об-во декабристов, но деятельным членом тайных оо-в не был и относился к ним сдержанно-скептически. В 1823-26 путешествовал за границей (в Германии, Великобритании, Франции), познакомился с Ф. В. Шеллингом и Ф. Ламенне, религ.-филос. идеи к-рых оказали на него глубокое воздействие. По возвращении в Россию жил в Москве; в 1829 -31 создал своё гл. произв. - "Письма о философии истории" (на франц. яз.), за к-рым утвердилось назв. "Философических писем". Обнародование первого из них в журн. "Телескоп" (1836) вызвало резкое недовольство властей ввиду выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от "всемирного воспитания человеческого рода", нац. самодовольства и духовного застоя, препятствующих осознанию и исполнению предначертанной свыше историч. миссии. "Высочайшим повелением" Ч. был объявлен сумасшедшим. Написанная Ч. в ответ на обвинения в недостатке патриотизма "Апология сумасшедшего" (1837), где Ч., говоря о России, утверждал, что "мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, ...ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество" (Соч. и письма, т. 2, М., 1914 с. 227), при жизни Ч. напечатана не была. Лишённый к.-л. возможности объясниться в печати, Ч. оставался влият. мыслителем, оказавшим значит, воздействие (особенно постановкой проблемы историч. судеб России) на представителей различных направлений - как на западников, так и на славянофилов, способствовавшим духовному формированию А. И. Герцена, В. Г. Белинского, М. А. Бакунина, Ю. Ф. Самарина, К. Д. Кавелина и др. В "Философических письмах" Ч. объявил себя приверженцем ряда принципов католицизма, однако Герцен недаром называл его мировоззрение "революционным католицизмом": Ч. вдохновляла несовместимая с католич. ортодоксией "сладкая вера в будущее счастье человечества", он уповал на свершение земных чаяний народа как сверхразумного целого, преодолевающего эгоизм и индивидуализм как несообразные со всеобщим назначением человека быть двигателем вселенной под руководством всевышнего разума и мировой воли. Не сочувствуя социализму, Ч. предсказывал, однако, его победу ("социализм победит не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники"). Филос.-историч. мысль Ч. явилась мощным стимулом развития и самоопределения рус. философии в целом. В. С. Муравьёв
|
Все
содержание (C) Copyright РХГА