о. Сергий Булгаков (1871 - 1944)
[назад]


Сергей Николаевич Булгаков (1871—1944) был наряду с Л. Шестовым самым старшим в той плеяде мыслителей начала XX в., которые восприняли наследие Вл. Соловьева и попытались построить философское мировоззрение, в максимальной степени «усваивающее» содержание христианского Откровения. Булгаков происходил из семьи провинциального священника, и это с самого раннего детства определило огромную роль церкви и церковной жизни в его личном мировоззрении. Однако встав на жизненную стезю отца и поступив в духовную семинарию, Булгаков перед самым окончанием своего обучения уходит из семинарии и поступает на юридический факультете Московского университета, который оканчивает в 1894 г. по кафедре политической экономии и статистики. Детскую веру, принятую в семье, сменяют модные в то время марксистские убеждения — вера в естественный материальный прогресс и в необходимость революционного переустройства общества. Стремясь внести свой посильный вклад в общую борьбу за лучшее будущее, Булгаков отдает себя научному «служению»; первые крупные его сочинения посвящены разработке экономической теории марксизма. Два главных труда Булгакова в этот период — книги «О рынках при капиталистическом производстве» (1897) и «Капитализм и земледелие» (тт. 1—2, 1900).

Однако постепенно он приходит к выводу, что марксизм не может адекватно объяснить структуру и развитие общества, поскольку рассматривает только грубо утилитарные стороны жизни человека и стимулы его деятельности и игнорирует самое важное — духовные ценности, в наибольшей степени определяющие бытие личности. В целом булгаковская критика марксизма с позиции религиозного идеализма, на которую он переместился в первые годы XX в., очень похожа на аналогичную критику других представителей религиозной философии той эпохи (Бердяева, Франка, Струве и др.). Отличие работ Булгакова заключается разве что в большем внимании к хозяйственно-экономическим аспектам общественного развития, что оправдывается его исходной научной специализацией, да в более резком проявлении религиозной основы его философского мышления. Булгаков очень быстро становится одним из самых плодовитых и популярных авторов начала XX в., работавших в жанре философской публицистики; его статьи регулярно появляются в самых известных журналах — «Вопросы философии и психологии», «Русская мысль», «Новый пути» (позже «Вопросы жизни»), «Полярная звезда» — а также входят в нашумевшие сборники «Проблемы идеализма» (1903), «Вопросы религии» (1906), «Вехи» (1909); в это же время он издает два больших сборника своих статей «От марксизма к идеализму» (1903) и «Два града» (тт. 1—2, 1911). Он выступает как один из основателей (1905 г.) и активный участник Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева в Москве, а также как активный сотрудник издательства «Путь», основанного в 1910 г. Главными произведениями Булгакова в этот период стали книги «Философия хозяйства» (1912) и «Свет невечерний» (1917).

Революция привела к тому, что в судьбе Булгакова произошел давно подготовлявшийся перелом; в 1918 г. он принимает церковный сан. Вскоре после этого Булгаков оказывается в Крыму (выехав туда из Москвы за семьей, он не смог вернуться обратно) и остается там до 1922 г. В этот период он создает два своих последних крупных философских труда — книги «Трагедия философии» и «Философия имени»; во второй из них Булгаков попытался дать философское осмысление движению имяславцев, создавших особый мистический культ имени Божьего. В конце 1922 г. Булгаков оказывается в Константинополе, после чего переезжает в Прагу, где два года преподает в Русском научном институте. В 1925 г. он переезжает в Париж, где становится деканом и главой кафедры догматического богословия только что организованного Православного богословского института. В последующие годы он работает над трилогией богословских сочинений под общим названием «О Богочеловечестве»: «Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936), «Невеста Агнца» (1945). Первые два тома трилогии вызвали оживленную полемику в богословских кругах и резкие обвинения Булгакова в «модернизме» и отступлении от догматической строгости.

Евлампиев И. И. История русской философии. М.: 2002. Гл. 17.

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]  


Все содержание (C) Copyright РХГА