Сергей
Николаевич Булгаков (1871—1944) был наряду с Л. Шестовым
самым старшим в той плеяде мыслителей начала XX в., которые восприняли
наследие Вл. Соловьева и попытались построить философское мировоззрение,
в максимальной степени «усваивающее» содержание христианского
Откровения. Булгаков происходил из семьи провинциального священника,
и это с самого раннего детства определило огромную роль церкви
и церковной жизни в его личном мировоззрении. Однако встав на
жизненную стезю отца и поступив в духовную семинарию, Булгаков
перед самым окончанием своего обучения уходит из семинарии и поступает
на юридический факультете Московского университета, который оканчивает
в 1894 г. по кафедре политической экономии и статистики. Детскую
веру, принятую в семье, сменяют модные в то время марксистские
убеждения — вера в естественный материальный прогресс и в необходимость
революционного переустройства общества. Стремясь внести свой посильный
вклад в общую борьбу за лучшее будущее, Булгаков отдает себя научному
«служению»; первые крупные его сочинения посвящены разработке
экономической теории марксизма. Два главных труда Булгакова в
этот период — книги «О рынках при капиталистическом производстве»
(1897) и «Капитализм и земледелие» (тт. 1—2, 1900).
Однако постепенно он приходит к выводу, что марксизм не может
адекватно объяснить структуру и развитие общества, поскольку рассматривает
только грубо утилитарные стороны жизни человека и стимулы его
деятельности и игнорирует самое важное — духовные ценности, в
наибольшей степени определяющие бытие личности. В целом булгаковская
критика марксизма с позиции религиозного идеализма, на которую
он переместился в первые годы XX в., очень похожа на аналогичную
критику других представителей религиозной философии той эпохи
(Бердяева, Франка, Струве и др.). Отличие работ Булгакова заключается
разве что в большем внимании к хозяйственно-экономическим аспектам
общественного развития, что оправдывается его исходной научной
специализацией, да в более резком проявлении религиозной основы
его философского мышления. Булгаков очень быстро становится одним
из самых плодовитых и популярных авторов начала XX в., работавших
в жанре философской публицистики; его статьи регулярно появляются
в самых известных журналах — «Вопросы философии и психологии»,
«Русская мысль», «Новый пути» (позже «Вопросы жизни»), «Полярная
звезда» — а также входят в нашумевшие сборники «Проблемы идеализма»
(1903), «Вопросы религии» (1906), «Вехи» (1909); в это же время
он издает два больших сборника своих статей «От марксизма к идеализму»
(1903) и «Два града» (тт. 1—2, 1911). Он выступает как один из
основателей (1905 г.) и активный участник Религиозно-философского
общества памяти Владимира Соловьева в Москве, а также как активный
сотрудник издательства «Путь», основанного в 1910 г. Главными
произведениями Булгакова в этот период стали книги «Философия
хозяйства» (1912) и «Свет невечерний» (1917).
Революция привела к тому, что в судьбе Булгакова произошел давно
подготовлявшийся перелом; в 1918 г. он принимает церковный сан.
Вскоре после этого Булгаков оказывается в Крыму (выехав туда из
Москвы за семьей, он не смог вернуться обратно) и остается там
до 1922 г. В этот период он создает два своих последних крупных
философских труда — книги «Трагедия философии» и «Философия имени»;
во второй из них Булгаков попытался дать философское осмысление
движению имяславцев, создавших особый мистический культ имени
Божьего. В конце 1922 г. Булгаков оказывается в Константинополе,
после чего переезжает в Прагу, где два года преподает в Русском
научном институте. В 1925 г. он переезжает в Париж, где становится
деканом и главой кафедры догматического богословия только что
организованного Православного богословского института. В последующие
годы он работает над трилогией богословских сочинений под общим
названием «О Богочеловечестве»: «Агнец Божий» (1933), «Утешитель»
(1936), «Невеста Агнца» (1945). Первые два тома трилогии вызвали
оживленную полемику в богословских кругах и резкие обвинения Булгакова
в «модернизме» и отступлении от догматической строгости.
Евлампиев
И. И. История русской философии. М.: 2002. Гл. 17.
|