БУБЕР,
Мартин (Buber, Martin) (8
февраля 1878, Вена — 13 июня 1965, Иерусалим), еврейско-немецкий религиозный философ,
писатель, переводчик и комментатор Библии. Философия Бубера была сфокусирована
на встрече, или диалоге, человека с другими лицами, существами, сущностями, особо
экземплифицированной во взаимоотношениях с другими людьми, но в конечном счете
основывающейся и указывающей на отношения с Богом. Эта мысль нашла свое наиболее
полное диалогическое выражение в работе IchundDu (1923; «Я и Ты»). Мартин
Бубер также активно интересовался проблемами современной философской антропологии,
рассмотрению которой посвящена его работа «Проблема человека». М. Бубер
родился в семье ассимилировавшихся евреев. С трехлетнего возраста мальчик воспитывался
дедом — богатым филантропа и исследователем Мидрашей — Соломоном Бубером (1827—1906)
в Лемберге (ныне Львов [Львiв], Украина). Дед обучил юного Мартина ивриту и познакомил
его с основными идеями еврейского Просвещения — Хаскалы. В университетские годы
— Бубер учился в университетах Вены, Берлина, Лейпцига и Цюриха — он изучал философию
и искусство. Его докторская диссертация (Вена, 1904) была посвящена теориям индивидуации
в учениях двух великих мистиков, Николая из Кузы и Якова Беме; однако, наибольшее
влияние на Бубера в это время оказали провозглашенный Фридрихом Ницше «героический
нигилизм» и его критика современной культуры. Ницшеанское влияние проявилось в
обращении Бубера к сионизму с его призывом к возвращению к корням и более высокой
и благотворной культуре. Бубер был среди первых активных сторонников создания
Еврейского университета в Иерусалиме. В хасидизме Бубер видел целительную
силу, способную излечить иудаизм и человечество в эпоху отчуждения, поколебавшего
три жизненноважных человеческих взаимоотношения: отношения между человеком и Богом,
человеком и человеком и человеком и природой. Они могут быть восстановлены, утверждал
он, только в результате встречи человека с другой личностью или существом, противостоящим
ему, на всех трех уровнях — Божественном, человеческом и природном. Бубер придерживался
той точки зрения, что ранний хасидизм реализовал эту встречу и что сионизм должен
последовать его примеру. Источником вдохновения Бубера в его многоаспектной
деятельности была философия встречи — встречи человека с другими существами. Ранний
мистический период в творчестве Бубера достиг своего наивысшего развития в работе
«Даниил»(1913), пяти диалогах об ориентации и реализации, двух основных человеческих
позиций по отношению к миру. Ориентация предполагает восприятие мира как статической
совокупности событий, управляемых постижимыми законами. Это рецептивная, аналитическая
или систематизирующая позиция. Реализация же, с другой стороны — это созидательная
позиция соучастника, позиция осуществления возможностей в вещах, переживания реальной
полноты мира через реализацию полноты собственной личности. Эта позиция реализуется
в рамках открытого горизонта возможностей. Работа «Беседы об иудаизме»(1923;
Reden ьber das Judentum) знаменовала новый этап в эволюции воззрений
Бубера. Ранний вариант «Бесед»был изложен им в 1909—1911 перед большой аудиторией
студентов-сионистов в Праге; в этих беседах философ попытался ответить на открывающий
каждую из них вопрос: «Евреи, почему мы называем себя евреями?» Обращаясь к полуассимилировавшимся
сионистам, стремящимся обрести рациональное обоснование своего бытия как евреев,
Бубер излагал свои доктрины касательно сущности иудаизма, в ходе исследования
которой он исходил из того, что его слушатели идентифицируют себя в качестве евреев.
В некоторых из Бесед, а также в Данииле, мистические элементы
всё ещё преобладают, однако, позднее Бубер оставляет идею мистического союза между
человеком и Богом, обращаясь взамен к представлению об их встрече, предполагающему
и сохраняющему их раздельное существование. Эта идея становится основополагающей
в зрелых работах Бубера; с большой философской и поэтической
силой она была выражена в его знаменитом сочинении Я и Ты (1923; Icn
und Du). Итак, согласно данному воззрению, Бог, великое Ты, делает возможными
«Я — Ты-отношения» между человеком и другими существами. Мера их обоюдности зависит
от уровня бытия: она почти равна нулю на неорганическом и ботаническом уровне,
взаимность редка на животном уровне, но всегда возможна и иногда реализуется между
людьми. Истинные взаимоотношения с Богом, как они реализуются со стороны человека,
должны быть «Я — Ты-отношениями», когда человек действительно встречается с Богом
и обращается к Нему, а не только думает о Нем и выражает это в какой-либо форме.
Между человеком и человеком «Я — Ты-отношение», в которое обе стороны вступают
в полноте своего существа — как в сильной любви в ее наивысший момент или в идеальной
дружбе — является исключением. Обычно мы вступаем в отношения не в полноте нашего
существа, а только некоторой его долей. Это «Я — Оно-отношение» — как в научных
исследованиях, где другие существа низводятся до положения единственно объектов
мысли, или же в общественных отношениях (например, хозяин и рабочий), где с личностью
обращаются главным образом как с орудием или средством обеспечения удобств. Эта
форма отношений делает возможным развитие теоретической и прикладной науки, а
также манипуляцию человека человеком. Буберовская этическая концепция демаркационной
линии — которая заново проводится каждый день между максимумом добра, которое
может быть сделано в конкретной ситуации, и минимумом зла, которое должно быть
сделано в ней — требует «Я — Ты-отношения» всякий раз, когда это возможно, и предполагает
установление «Я — Оно-отношения», когда это необходимо — например, когда это требуется
для выживания человечества. По отношению к Богу, следует избегать любого типа
«Я — Оно-отношения», будь это в теоретическом плане, когда Его делают объектом
догм, в юридическом — когда Его превращают в Законодателя, устанавливающего фиксированные
правила или молитвы, или в организационном — когда Его ограничивают церковью,
мечетью или синагогой. Так называемый религиозный анархизм Бубера — отвержение
им всяких фиксированных правил поведения в отношениях между человеком и Богом
— открывал для него новые познавательные горизонты в его работах по Библии, но
также служил препятствием для объективной оценки библейского права, не говоря
уже о талмудическом. Он видит в Библии произведение, имеющее своим источником
встречу между Богом и Его народом, за которой следует традиция, аутентично отразившая
этот опыт, и другая традиция, исказившая его в угоду позднейшим идеологическим
установкам. Бубер относил большинство правовых предписаний Талмуда к тому, что
он называл подложной традицией, отдалившейся от «Ты-отношения» с Богом. Данная
интерпретация критиковалась как односторонняя и субъективная; в последующие годы
Бубер в некоторых отношениях смягчил её. В своей работе Два образа веры
(1950; Zwei Glaubensweisen) Бубер рассматривает два религиозных
типа, дифференцируемых по их отношению к Богу: один он обозначает ивритским термином
эмуна, «доверие», подразумевая взаимное доверие между Богом и человеком
(«Я и Ты»), а другой — греческим термином пистис, «вера», имея в виду
веру в действительность решающих событий в истории спасения — например, в утверждения
апостола Павла о жизни Иисуса, его смерти и Воскресении. Иудаизм для Бубера являлся
классическим примером эмуны, а христианство — пистиса, хотя
в историческом плане в иудаизме было достаточно пистиса, а в христианстве
— эмуны. Тем не менее, как в этом, так и в других вопросах, христианские
оппоненты Бубера находили с ним общий язык, поскольку он готов был выйти на открытое
для диалога, или даже ограниченное догмами, пространство для дискурса, на котором
они могли плодотворно разговаривать друг с другом. Беспрецедентное событие
произошло во время похорон Бубера в Иерусалиме, церемонии общегосударственного
масштаба; делегация от Организации арабских студентов возложила венок на могилу
человека, активно стремившегося к установлению мира между израильским и палестинским
народами. |