Бруно Джордано (1548-1600)

 

Бруно Джордано (1548, Нола - 1600, Рим) - поэт и один из крупнейших философов Возрождения, наиболее ярко выразивший, и по-своему подытоживавший миросозерцание эпохи ренессансного гуманизма. Осью философии Б. Является новая концепция космоса и природы, сущностно отличная от средневековой и не редуцируемая к языческим космологиям. Наряду с Телезио и Патрицци, Б. представляет пантеистическую натурфилософию, основная идея которой - самодвижущаяся материя, из себя рождающая все многообразие форм своего бытия. Идейные истоки Б. - 1)учение Кузанского о совпадении противоположностей в Боге, истолкованное Б пантеистически - как совпадение противоположностей Бога и природы; 2) Гелиоцентризм Коперника, переосмысленный в идею бесконечного космоса, в котором все свободно движется относительно всего; 3) мистико-магический пантеизм Парацельса с его представлением о тотальной одухотворенности материи. По Б.: 1) существует бесконечная oвселенная с бесконечными в ней мирами, каждый из которых при однородности их начала качественно своеобразен; 2) вселенная находится в бесконечном движении; 3) всегда текущий мир остается одним и тем же, ибо его основанием и причиной является вечно равная себе субстанция. Последняя есть Бог, который не "над" миром, но "наиприсутствующее" в нем. Весь мир дышит им и потому весь одушевлен (гилозоизм). Дух (Бог) дышащее (материя) составляют совместно дыхание (жизнь), которое в качестве единства противоположностей есть Космос - видимая красота божественной жизни.

Абсолют Б. не неподвижен, его жизнь внутренне динамична и противоречива. Духовная субстанция - Бог - есть простое тождество силы и идеи, в недрах которого живет бесконечная возможность - материя. Тождество духа и материи, как беспредельности божественных мыслей, означает бесконечность и безначальность Творения, осуществляется как всегда новая Жизнь. Таким образом, теистическая идея сотворения Богом мира из ничего трансформируется Б. в концепцию вечнопорождающего себя божественного космоса (или Бога, постоянно обновляющего свое "тело"). В одухотворенном космосе Б. нет места небытию, смерти, аду и раю, есть лишь бесконечный переход от одной формы жизни к другой, не менее прекрасной.

Пантеизм Б. специфически возрожденческий . В отличие от языческого пантеизма, растворяющего богов в космосе и средневекового, который, напротив, растворяет мир в Боге, пантеизм Б. носит антиномичный или диалектический характер. Бог целиком пребывает в каждом моменте жизни - как абсолютный максимум он тождественен абсолютному минимуму, содержание которого раскрывается понятиями точки, атома, монады. Духовная субстанция сосредоточена во всякой математически мыслимой точке вселенной. В физическом плане точка есть атом - неделимое самостоятельное бытие - целое живет во всяком единичном без нарушения "суверенности" последнего. Метафизически атом есть монада: I) одновременно отдельная вещь и "зеркало", в котором светится вся вселенная; 2) сила всякий раз новая, ибо у Бога достаточно могущества, чтобы никогда нигде не повторяться. Человеческая душа, включаясь в напряженно-противоречивый ритм божественно-космической жизни, исполняется "героическим энтузиазмом". Смысл натурфилософии - экстатическое богопознание. Тем самым, естествознание получает у Б. сакральный смысл. Творчество и личная судьба философа отражают качественный сдвиг в отношении к природному миру, произошедший в европейской культуре, в результате которого положительная наука начнет выполнять функции религии в структуре ценностей гуманистической цивилизации.

Пантеизм и антицерковная, едкая до злости писательская деятельность привели сбросившего рясу монаха-доминиканца после долгих скитаний по Европе в застенки инквизиции. Арестованный по доносу пригласившего его "для обучения" венецианца Мочениго, Б. в течение 8-летнего заключения не отказался ни от одной из своих идей. На решение суда ответил: "Вы с большим страхом произносите приговор, чем я его выслушиваю". 17 февраля Б. сожгли заживо, на костре он отвернулся от распятия, протянутого к его губам сердобольной рукой.

Судьба Б. стала благоприятной почвой для разнообразных философских и литературных интерпретаций. Его интуиции и смыслообразы сформировали интеллектуальную европейского естествознания, все космологические идеи были опытно подтверждены Галилеем. Интуиция Монады как духовного "первокирпичика" бытия получила систематическое развитие у Лейбница, пантеизм у Спинозы. Определяющее влияние Б. оказал на Шеллинга.

Б. был плодовитым писателем с весьма оригинальным стилем. Основные сочинения созданы в Лондоне -- "О начале, причине и едином", "О бесконечности" вселенной и мирах", и в Германии - "О монаде, числе и фигуре", "О тройном, наименьшем и мере".

БУРЛАКА Д.К.

 

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА