|
Бруно
Джордано (1548-1600) |
[назад]
|
Сочинения Рассуждение
ноланца ВЕЛИКОДУШНЫЙ КАВАЛЕР Поистине,
только низкий, грубый и грязный ум может постоянно занимать себя и направлять
свою любознательную мысль вокруг да около красоты женского тела. Боже милостивый!
Могут ли глаза, наделенные чистым чувством видеть что-либо более презренное и
недостойное, чем погруженный в раздумья, угнетенный, мучимый, опечаленный, меланхоличный
человек, готовый стать то холодным, то горячим, то лихорадящим, то трепещущим,
то бледным, то красным, то со смущенным лицом, то с решительными жестами, — человек,
который тратит лучшее время и самые изысканные плоды своей жизни, очищая эликсир
мозга, лишь на то, чтобы обдумывать, описывать и запечатлевать в публикуемых произведениях
те беспрерывные муки, те тяжкие страдания, те размышления, те томительные мысли
и горчайшие усилия, которые отдаются в тиранию недостойному, глупому, безумному
и гадкому свинству? Какая, — говорю
я, — трагикомедия, какое действие, более достойное сострадания и смеха,
может быть показано нам на этом театре мира, на этой сцене нашего сознания, чем
те многочисленные, названные выше глубокомысленные, созерцательные, постоянные,
крепкие и стойкие любители, возделыватели, обожатели и рабы дела, не стоящего
веры, не обладающего никакой устойчивостью, не требующего никакого таланта, не
имеющего никакой ценности, не заслуживающего никакой признательности и благодарности, — дела,
в котором не больше чувства, ума и добра, чем в статуе или в образе, написанном
на стене, — дела, где больше высокомерия, наглости, бесстыдства, надменности,
ярости, презрения, фальши, похоти, жадности, неблагодарности и прочих пагубных
преступлений, чем в состоянии чаша Пандора излить ядов и средств смерти, применительно
к тому слишком длинному списку приемов, какой оказался в мозгу такого урода. Вот
они, лежащие строчками на бумаге, отпечатанные в книгах, выставленные перед глазами
и звучащие в ушах, — весь этот треск, гул и шум заглавий, девизов, изречений,
писем, сонетов, эпиграмм, книг, болтливых описаний, чрезмерных потуг, затраченных
жизней, —с воплями, доходящими до звезд, — с жалобами, вызывающими гул
в пещерах ада, — со страданиями, изумляющими души живущих, со вздохами,
изнуряющими и вызывающими жалость богов, и все это ради тех глаз, тех щек, той
груди, той белизны кожи, того румянца щек, того язычка, тех зубов, тех губ, тех
волос, того платья, той накидки, тех перчаток, тех башмачков, тех туфель, той
скромности, той улыбочки, того негодования, того осиротевшего окошка, того закатившегося
солнышка, того дверного молотка того отвращения, той грязи, той гробницы, того
нужника, той падали, той лихорадки:, того крайнего позора и той ошибки природы,
которые поверхностно, туманно, в бреду, во сне мы, как Цирцеи, воспеваем, служа
продолжению рода, и которые нас обманывают, принимая облик красоты. А
ведь красота в одно и то же время приходит и уходит, рождается и умирает, цветет
и гниет; и она в той же мере мало привлекательна снаружи, в какой действительно
и постоянно внутри судна, лавки, таможни, рынка имеется свинств, отрав и ядов,
какие в состоянии произвести наша мачеха природа. Заполучив семя, используемое
ею, она часто заставляет оплачивать его грязью, раскаянием, грустью, слабостью,
головной болью, угнетенностью и прочими, известными всем бедствиями, и в итоге
горько мучит нас тем, чем мы сладко наслаждались. Однако,
что я делаю? О чем думаю? Может быть, я — враг продолжения рода человеческого?
Может быть, я ненавижу солнце? Может быть, сожалею о появлении на свет себя и
других? Может быть, я хочу уменьшить число людей, собирающих самые сладкие яблоки,
какие могут произрастать в саду нашего земного рая? Может быть, я стою за запрещение
священного установления природы? Не собираюсь ли я попытаться избавить себя или
других от сладкого и любимого ига, возложенного нам на шею божественным провидением?
Может быть, я хочу убедить себя и других, что наши предшественники были рождены
ради нас, но сами мы не рождены для наших потомков? Нет,
нет, не допустил господь, чтоб нечто подобное могло запасть мне в голову. Добавлю
еще, что какие бы царства и блаженства ни были дарованы мне, я никогда не сделался
бы до такой степени мудрым или благим, чтобы у меня появилось желание кастрировать
себя или стать евнухом. Я даже стыдился бы, если, будучи таким, каков я на вид,
захотел бы уступить хоть на волос любому, кто достойно ест хлеб, во служение природе
и господу богу. А если доброй к тому воле могут помочь или в самом деде помогают
всякие средства и страданья, то об этом иметь суждения я предоставляю лишь тому,
кто имеет право выносить приговор и высказывать мнение. Я же не считаю, что меня
что-либо может связать, так как убежден, что не хватило бы никаких веревок и сетей,
которые смогли бы меня опутать какими бы то ни было узами, даже если бы с ними,
так сказать, пришла сама смерть. Равно не считаю я себя и холодным, так как для
охлаждения моего жара, думается, не хватило бы снегов Кавказских или Рифейских
гор. Вы видите, таким образом, есть ли у меня основание или какой-либо дефект,
который побуждал бы меня так говорить. Что
же в таком случае я хочу сказать? что утверждать? какой вывод сделать? Мой вывод,
о Знаменитый Рыцарь, таков: цезарево должно быть отдано цезарю, а божье — богу. Я
хочу сказать, что если порой женщинам не воздают божественных почестей и уважения,
то причина этого не в том, заслуживают они или не заслуживают божественных почестей
и уважения. Я хочу, чтобы женщин так почитали и любили, как должны быть почитаемы
и любимы женщины, то есть — постольку, поскольку следует им то немногое,
в такую-то пору и по такому-то случаю, если у них нет другой добродетели, кроме
природной красоты, то есть той красоты, того блеска, тех заслуг, без которых надо
было бы признать, что они родились на свет, имея на то меньше оснований, чем ядовитый
гриб, занимающий место на земле в ущерб лучшим растениям, и существование их приносит
больше вреда, чем волчий корень или змея, скрывающая рядом голову. Я
хочу сказать, что все вещи на свете для прочности и устойчивости наделены своим
весом, своим числом, своим строением и мерой, чтобы их можно было использовать
и ими управлять по всей справедливости и разумности. Подобно тому как Силен, Вакх,
Помона, Вертумн, бог Лампсака и другие подобные им божества харчевень, крепкого
пива и кислого вина не сидят в небесах, дабы пить там нектар и вкушать амброзию
за столом Юпитера, Сатурна, Паллады, Феба и им подобных, — так и святилища,
храмы, жертвы и культы у этих божеств должны быть иными, чем у названных небожителей. Я
хочу, наконец, сказать, что и данное мое сочинение «Героический Энтузиазм» имеет
своим сюжетом и объектом «героическое», и поэтому для меня так же невозможно опуститься
до уважения к любви вульгарной и физической, как невозможно видеть в лесу на деревьях
дельфинов, а под морскими скалами — кабанов. Вот почему, чтобы избавить
кого бы то ни было от такого подозрения, я первоначально думал было дать этой
книге заглавие, подобное книге Соломона, которая под видом любви и обыкновенных
страстей говорит подобным же образом о божественном и героическом энтузиазме,
как свидетельствует толкование мистиков и ученых кабаллистов; я хотел в соответствии
с этим назвать свою книгу «Песнью Песней». Но
в конце концов я отказался от этого по многим причинам, из которых назову только
две. Одна из них — возникший во мне страх перед строгостью и надменностью
кое-каких фарисеев, которые могли бы в этом случае счесть меня нечестивцем за
присвоением моему естественному и физическому сочинению священного и сверхъестественного
заглавия, наподобие того как сами они, эти сверхзлодеи и служители всякого мошенничества,
присваивают себе более высокие, чем допустимо, титулы священных, святых, божественных
посланников, сынов божиих, жрецов, королей, мы же между тем пребываем в ожидании
божественного приговора, который обнаружит злобное невежество их самих и других
таких же доктрин и сделает явным скромность нашей свободы, равно как и хитрость
их правил, запретов и установлений. Другая
причина — в том большом и явном несходстве, какое есть между этим моим
произведением и названным выше, хотя под покровом обоих заключена одна и та же
тайна и существо души. Ведь нет никакого сомнения в том, что в той книге целью
Мудреца было скорее образно воплотить божественные вещи, нежели представить что-либо
иное, поскольку образы в той книге — открытые и явные, а переносный
смысл их познается так, что не может быть отрицаемо их метафорическое значение;
мы там читаем о глазах голубицы, о шее, подобно башне, о языке, подобном молоку,
о благоуханном фимиаме, о зубах, похожих на стадо овец, выходящих из купели, о
волосах, кажущихся козами, спускающимися с горы Галаадской; между тем в нашей
поэме не видно такого лика, который столь естественно толкал бы читателя на поиски
скрытого и тайного смысла, потому что обычный способ выражений и уподоблений более
приспособлен к обычным чувствам, чем тот, который применяют искусные влюбленные
и привычно перелагают в стихи и рифмы опытные поэты и который отвечает чувствам
людей, обращающихся к Цитереиде, Ликориде, Дориде, Цинтии, Лесбии, Коринне, Лауре
и им подобным. Отсюда
каждый легко мог бы убедиться, что моим основным и первоначальным намерением было
взять исходной точкой обычную любовь, которая и диктовала мне подобные замыслы,
чтобы затем силою отталкивания она вычеканила себе крылья и сделалась героической;
ведь мы можем изменить всякую басню, роман, сновидение и пророческую загадку и,
при помощи метафоры или под видом аллегории, приспособить их для обозначения всего,
что угодно любому, кто только способен притянуть за волосы чувства и таким образом
делать все из всего, поскольку все заключается в всем, как говорит глубокомысленный
Анаксагор. Впрочем, пусть всякий желающий думает так, как ему заблагорассудится,
ибо в конце концов, вольно или невольно, но по справедливости, поэму мою всякий
должен будет понимать и определять так, как ее понимаю и определяю я, а не наоборот:
не я должен понимать и определять ее, как это делает он; и подобно тому как энтузиазм
того мудрого Еврея обладает свойственным ему одному модусом, распорядком и наименованием,
которые никто не мог бы лучше растолковать и изъяснить, чем он сам, если бы он
еще жил, — так и эти песни имеют свое наименование, свой порядок и модус,
которые никто не может лучше изъяснить и растолковать, чем я сам, если только
я не отсутствую. Я
хочу лишь, чтобы все были уверены в одном. То, что волнует меня, как в этом вступительном
рассуждении, которое обращено именно к Вам, Превосходный Синьор, так и в диалогах,
ведущихся на темы последующих статей, сонетов и стансов, — заключается
к сведению всех вот в чем: я счел бы себя опозоренным и грубияном, если бы употребил
столько размышлений, прилежания и труда ради забавы или развлечения, подражая,
как говорится, Орфею в культе женщины, пока она жива, а после смерти, будь это
возможно, извлекая ее из ада, как только решил бы, не краснея, что она природно
достойна моей любви, в расцвете своей красоты и способности рожать детей природе
и богу. Тем
меньше хотел бы я быть похожим на некоторых поэтов и стихотворцев, занятых созданием
триумфа вечной приверженности к такой любви, ибо подобное упорное безумие может
несомненно соперничать со всеми другими видами безумств, какие только гнездятся
в человеческом мозгу. Я настолько далек от потребности в подобной самой суетной,
самой низкой и самой позорной славе, что не могу поверить, чтобы человек, у которого
есть хотя бы зерно мысли и духа, мог отдать больше любви на подобное дело, чем
сам я издержал в прошлом и могу издержать еще. И, поверьте мне, если я даже готов
защищать благородство ума того тосканского поэта, который показал себя столь страдающим
на берегах Сорги по одной женщине из Воклюза, если нет у меня намерения утверждать,
что он безумец, которого надо держать в цепях, то пусть позволят мне считать самому
и убеждать других в том, что означенный поэт не имея дарования, способного на
нечто лучшее, стал трудолюбиво питать свою меланхолию, чтобы, вопреки всему, в
этой неразберихе все же прославить свое дарование, изъясняя страсти упрямой, вульгарной,
животной, грубой любви не хуже, чем это удалось сделать другим поэтам, сочинявшим
похвальные слова мухе, жуку, ослу, Силену, Приапу, обезьянкам; таковы же и те,
кто в наши времена слагал стихи в похвалу ночному горшку, волынке, бобу, постели,
лжи, бесчестью, печке, молотку, голоду, чуме; — эти поэты тоже, может
быть, имеют основание ходить не менее величаво и надменно, благодря знаменитым
устам своих песенников, нежели на то имеют право вышеназванные и прочие дамы благодаря
своим устам. Однако
во избежание недоразумения, я не хочу здесь оценивать достоинств ни тех дам, которые
были заслуженно хвалимы прежде и хвалимы сейчас, ни в особенности тех, кому могут
быть возданы хвалы в британской стране, которой мы обязаны верностью и любовью
за гостеприимство. Ведь там, где порицают весь земной шар, все же не порицают
ее, ибо она не есть ни шар земной, ни частица его и отличается от него, как вам
известно, во всех отношениях. Даже если бы здесь велось рассуждение обо всем женском
роде, то и тогда не могли и не должны были бы подразумевать некоторых Ваших дам,
которых не следует считать частью этого пола, потому что они — ни женщины,
ни дамы, но, так сказать, нимфы, богини из небесной субстанции. Причем среди них
позволено нам созерцать ту единственную Диану, которую в данный момент и при данных
обстоятельствах я не хочу называть по имени. Таким образом, здесь имеются в виду
женщины обычного рода. Однако и среди них я не хотел бы наносить обид отдельным
личностям, потому что никому, в частности, не могут быть поставлены в вину глупость
и условия пола, как нельзя ставить в вину телесные недостатки и уродства; ибо,
если при таких условиях и имеются недостатки и ошибки, то приписать это должно
природе, а не отдельному лицу. Но что бесспорно ненавистно мне в данном отношении,
так это усердная и беспорядочная половая любовь, которую привыкли здесь некоторые
расточать до такой степени, что они обращают себя в рабов с умом и этим отдают
в неволю самые благородные силы и действия мыслящей души. Если
принять во внимание эту точку зрения, то не найдется ни одной целомудренной и
честной женщины, которая опечалилась бы и рассердилась бы на мои естественные
и искренние слова: она скорее согласилась бы любить меня, порицая ту любовь женщин
к мужчинам, которую я решительно осуждаю у мужчин к женщинам. Таков мой дух, разум,
мнение и выводы, и я заявляю, что мое первое и основное, главное и дополнительное,
последнее и окончательное намерение заключалось и заключается в том, чтобы показать
в этом сочинении божественное созерцание и представить слуху и взору других людей
не вульгарные страсти, но героическую любовь... Вот
каковы речи, которые, кажется, никому не должны быть посвящены и представлены
прежде, нежели Вам, Превосходный Синьор, дабы мне не пришлось делать то, что,
думается, иногда я делал по недостаточной внимательности, а многие другие делают
почти по обыкновению, преподнося лиру глухому, а зеркало слепому. Следовательно,
они преподносятся Вам, потому что итальянец здесь рассуждает с тем, кто его понимает;
стихи эти отдаются во власть Вашей критики и под покровительство такого поэта,
как Вы; философия предстает обнаженной перед столь ясным разумением, какое имеется
у Вас, героические дела направляются героической и широкой душе, какою одарены
Вы; вежливость выражается лицу столь благодарному, а почтение высказывается синьору
столь достойному, каким всегда проявляли себя Вы. И,
в частности, я направляю Вам то, в чем Вы меня опережали с большим великодушием
и любезностью, нежели некоторые другие с признательностью отвечали мне. |
Возврат: [начальная страница] [список авторов]
Все
содержание (C) Copyright РХГА