|
Сочинения
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ДУШИ К БОГУ
Глава
VII
О
духовном и мистическом восхищении, в котором разум обретает покой,
тогда как порыв нашей души через восхищение полностью переходит в Бога
1.
Итак, пройденные нами шесть ступеней размышления ? это словно шесть
ступеней трона истинного Соломона, приведшие нас к миру, где истинно
мирный человек вкушает покой в мире души, словно во внутреннем Иерусалиме.
Эти ступени подобны также шести крыльям серафима, благодаря которым
душа, преданная истинному созерцанию, преисполненная озарением высшей
мудрости, готова к полету. Эти ступени созерцания подобны и шести первым
дням творения, в течение которых душа проявила свою деятельность, чтобы
достичь субботы покоя. Последовательно наша душа созерцает Бога в окружающем
мире через следы и в следах, в себе ? через образ и в образе, выше себя
? через отражение божественного света, отсвечивающего в нашей душе,
и в самом свете, в соответствии с возможностями нашего положения как
паломников в этой жизни и подготовленностью нашей души. Когда же душа
наконец достигнет шестой ступени, чтобы узреть в высшем Первоистоке,
в посреднике между Богом и людьми, Иисусе Христе , то, подобное чему
в творении вообще невозможно найти и что превосходит возможности человеческого
понимания, остается нам только то, чтобы это умозрение перешло и вышло
за пределы не только этого воспринимаемого чувствами мира, но и поднялось
также и над уровнем души . В этом переходе Христос ? это путь и дверь
, Христос ? это лестница и судно, а также сень над ковчегом Завета и
"тайна, скрывавшаяся от вечности" .
2. Тот, кто обращает свое лицо к "ковчегу" Нового Завета,
то есть к Кресту, взирая на Крест с верой, надеждой и любовью, благочестием,
восторгом, ликованием, почитанием, восхвалением и прославлением, тот
совершает вместе со Христом Пасху, что означает переход , чтобы с помощью
жезла креста перейти Красное море , выйти из Египта в пустыню, где вкусить
тайную манну и почить со Христом во Гробе и, будучи как бы мертвым для
внешнего мира, почувствовать, насколько это возможно в паломничестве
перехода, что было сказано Христом распятому вместе с Ним разбойнику:
"ныне же будешь со Мною в раю" .
3. Это то, что было открыто Франциску, когда ему в восхищении созерцания
на вершине горы (именно там, где в мою душу пришла мысль написания этой
книги) явился шестикрылый серафим с крыльями, сложенными в виде Распятия.
Я и многие другие слышали этот рассказ от одного из его товарищей, бывшего
тогда с ним, когда он через восхищение созерцания перешел в Бога. Св.
Франциск стал примером совершенного созерцания, так же как до этого
он дал пример действия , и, словно новый Иаков, стал новым Израилем
, ведь Бог всех истинно духовных людей через это приглашает к такому
переходу и духовному восхищению более примером, чем словом.
4. Доля того, чтобы этот переход был совершенен, необходимо оставить
действия разума, преобразить и перенести в Бога высший порыв души. Но
это мистический и тайный дар, который "никто не знает, кроме того,
кто получает" , и не получает никто, если не возжелает, и не возжелает,
если не воспламенит его до мозга костей пламя Святого Духа, ниспосланного
Христом на землю . Об этом же говорит и апостол , утверждая, что эта
мистическая мудрость открывается Святым Духом.
5. В этом вопросе бессильна природа, не очень многим может помочь усердие,
мало что даст исследование, но много может дать помазание: мало даст
язык, но много ? внутренняя радость, мало даст слово и книга, но все
? дар Бога, то есть Святого Духа, мало или ничего не даст творение,
но все ? творящая сущность, Отец и Сын и Святой Дух. Тогда нужно обратиться
к Богу-Троице со словами, сказанными Дионисием: "Троица сверхсущностная,
сверхбожественная, наисовершеннейший проводник христиан к божественной
мудрости, направь нас к таинственнейшим мистическим словам, высочайшей
вершине, туда, где новые, абсолютные и неизменные теологии таинства
в ослепляющем сиянии открывают учение таинственного безмолвия мрака
в полнейшей темноте, которая в высшей степени ясна и в высшей степени
блистает и в которой все отражает, и невидимое все превосходящее благо".
Эти слова ? Богу. А вот что к другу, которому пишет Дионисий, скажем
это вместе с ним: "О друг мой, утверждай себя на пути мистического
созерцания, пусть твои чувства и действия разума оставят чувственно
воспринимаемое и невидимое, и вообще все не-сущее и сущее. Насколько
это возможно, направь себя в своем незнании к этому единству, которое
превосходит всю сущность и знание. Тогда и ты сам во все превосходящем
и абсолютно чистом духовном восхищении поднимешься к сверхсущностному
лучу божественного мрака" .
6. Если ты спросишь, каким образом достичь этого, то вопрошай благодать,
а не учение, желание, а не разум, воздыхание молитвы, а не исследование
книг, жениха, а не учителя, Бога, а не человека, мрак, а не светозарность,
не свет, а полностью попаляющий огонь, восхищающий в Бога через помазание
и пламенный порыв души. Этот огонь есть Бог, "горнило Которого
в Иерусалиме" , Христос зажег его палящим пламенем Своих страданий,
а воспринять этот огонь может лишь тот, кто говорит: "Душа моя
желает возлететь, а кости мои желают смерти" . Кто возлюбит такую
смерть, тот может увидеть Бога, потому что нельзя сомневаться в истинности
слов: "Человек не может увидеть Меня и остаться в живых" .
Так умрем же и войдем во мрак, да умолкнет голос забот, земных желаний
и чувственных образов, перейдем вместе с Распятым Христом "от мира
сего к Отцу" , а увидев нашего Отца, скажем вместе с Филиппом:
"Довольно для нас" , и услышим вместе с Павлом: "Довольно
для тебя благодати Моей", возликуем тогда вместе с Давидом, говоря:
"Изнемогает тело мое и сердце мое, Бог сердце мое и часть моя вовек"
. "Благословен Господь вовек! И да скажет весь народ: будет! будет!
аминь" .
Конец
Путеводителя души к Богу
|