|
Сочинения
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ДУШИ К БОГУ
Глава
V
Об
узрении божественного единства через его первое имя: бытие
1. Созерцать Бога
можно не только вне нас и внутри нас, но также и выше нас: вне нас мы
со-зерцаем через следы, внутри нас ? через образ, а выше нас ? через
свет, который превосходит нашу душу и является светом вечной Мудрости,
так как "сама наша душа создана непосредственно самой Истиной"
. Преуспевшие в первом способе вошли уже в притвор перед скинией; преуспевшие
во втором способе вошли в святилище, а преуспевшие в третьем способе
входят вместе с Первосвященником в Святая святых, где ковчег Завета
херувимы славы осеняют. На основании этого мы понимаем, что существует
два способа или две ступени созерцания невидимого и вечного Божьего,
первый из которых касается сущности Бога, а второй ? личных качеств
Ипостасей.
2. Первый способ прежде всего направляет наш взор на бытие как таковое,
утверждая, что Сущий ? это первое имя Бога. Второй способ направляет
наш взор на благо как таковое, утвер-ждая, что это первое имя Бога.
Первый способ в большей степени смотрит на Ветхий Завет, возвещающий
прежде всего единство божественной сущности, исходя из чего Моисея было
сказано: "Я есмь Сущий" . Второй же способ смотрит больше
на Новый Завет, определяющий множественность Ипостасей, крестя "во
имя Отца и Сына и Святого Духа" . Поэтому и Учитель наш Иисус Христос,
призывая юношу, который служил Закону, подняться к евангельскому совершенству,
на-зывает Бога именно "благим". "Никто, ? говорит Он,
? не благ, как только один Бог" . Иоанн Дамаскин, следуя за Моисеем,
говорит, что "Сущий" первое имя Бога , а Дионисий, следуя
за Христом, говорит, что первое имя Бога "Благо" .
3. Желающий созерцать невидимое Божье, касающееся единства сущности,
во-первых, должен направить свой взор на бытие как таковое, и тогда
он увидит, что бытие до такой степени имеет в себе несомненнейшее, что
невозможно помыслить его небытием, потому что само чистейшее бытие откроется
только в полной лишенности небытия, как и ничто ? в полной лишенности
бытия. Таким образом, как ничто не имеет в себе ничего из бытия, а также
из его свойств, так и бытие как таковое не имеет никакого небытия, причем
не актуально, ни потенциально, ни в реальности, ни в нашей мысли. Но
хотя небытие есть отсутствие бытия, оно попадает в разум только через
бытие, бытие же не попадает в разум через что-либо другое, потому что
все, что осознается разумом, либо осознается не-сущим, либо сущим потенциально,
либо актуально. Таким образом, не-сущее может быть воспринято разумом
только через сущее, а потенциально сущее только через актуально сущее.
Бытие называется чистым актом сущего: бытие ? это то, что первое попадает
в разум, и это бытие и есть чистый акт. Но это не частное бытие, которое
является бытием "суженным", потому что смешано с потенциальностью,
и не аналоговое бытие , которое имеет в себе минимально актуаль-ности.
Следовательно, получается, что это бытие и есть божественное Бытие.
4. Насколько же удивительна слепота разума, не видящего то, что прежде
всего бросается в глаза и без чего он не может познавать. Но так же
как глаз, сосредоточенный на восприятии различных цветов, не видит света,
благодаря которому он все это видит, а если и видит, то не замечает,
так и глаз нашей души, сосредоточенный на единичных вещах или общих
понятиях, не замечает, однако, бытия как такового вне всяких родов,
которое, казалось бы, должно первое открыться нашей душе и благодаря
которому можно видеть все остальное. Исходя из этого, действительно
"каков свет для глаза летучих мышей, таково для глаза нашей души
то, что по природе очевиднее всего" . Когда глаз нашей души, привыкший
к мраку сотворенного сущего и образов, воспринимаемых чувствами, созерцает
этот высший свет, то ему кажется, что он ничего не видит. Он не понимает,
что этот высший мрак озаряет нашу душу , так же как и телесным глазам
при виде ясного света кажется, что они ничего не видят .
5. Итак, взирай, если можешь, на чистейшее Бытие, и откроется тебе,
что невозможно помыс-лить, что оно происходит от чего-либо другого.
Поэтому оно мыслится необходимым, так как оно абсолютно первое и не
может быть произведено ни из небытия, не из чего-либо другого. Какое
же бытие может быть бытием через себя , если бытие как таковое не есть
через себя и из себя? Откроется также тебе это чистейшее Бытие как полностью
свободное от всякого небытия и через это не имеющее ни начала, ни конца,
но вечное. Откроется оно также тебе как не имеющее в себе ничего, кроме
бытия как такового, и через это ? не как составное, но наипростейшее.
Откроется оно тебе как не имеющее ничего в возможности, потому что в
противном случае оно имело бы некоторое небытие, а через это ? как наисовершеннейшее.
Наконец, откроется оно, как не имеющее никакого разделения, а через
это ? как наивысшее единство. Итак, Бытие, являющееся бытием чистым,
простым и абсолютным, является Бытием первым, вечным, наипростейшим,
наиактуальнейшим, наисовершеннейшим и наивысшим единством .
6. Эти выводы столь надежны, что невозможно в понимании бытия как такового
помыслить противоположное, и одно с необходимостью влечет другое. Но
так как бытие простое, то, следовательно, оно простое и первое, а если
простое и первое, то оно не может быть создано другим, или же создано
самим собой, следовательно, оно вечно. Далее, если оно первое и вечное,
потому что не происходит из другого, то, следовательно, наипростейшее.
А если оно первое, вечное и наипростейшее, значит, в нем с актуальностью
не смешана никакая возможность, и поэтому оно наиактуальнейшее. Таким
образом, если это Бытие первое, вечное, наипростейшее, наиактуальнейшее,
значит, и наисовершеннейшее, ведь оно не имеет никакого недостатка и
к нему ничто не может быть добавлено. Но если оно первое, вечное, наипростейшее,
наиактуальнейшее, наисовершеннейшее, то, следовательно, и наивысшее
единство. Ведь превосходная степень разнообразия, как считают, может
быть распространена в отношении всего. "Но простое в превосходной
степени, как считают, может быть присуще только лишь одному единству"
. Из этого следует, что если Бог называет бытие первым, вечным, наипростейшим,
наиактуальнейшим, наисовершеннейшим, то невозможно помыслить его небытием
и ничем иным, кроме как одним и единым. Итак, "Слушай, Израиль;
Гос-подь Бог твой, Господь един есть" . И если ты узришь это в
чистой простоте души, то ты будешь залит сиянием вечного света.
7. И вот откуда ты будешь восхищен в духовный восторг. Действительно,
ведь бытие как та-ковое есть первое и совершенно последнее, вечное и
в высшей степени настоящее, наипростейшее и величайшее, наиактуальнейшее
и совершенно неизменное, наисовершеннейшее и безграничное, наивысшее
единство и в то же время наивысшее разнообразие. Если ты этому будешь
восхищаться в чистоте души, ты будешь залит еще большим светом, чем
тот, который ты видел раньше, потому что он последний и именно потому,
что первый. Но так как это Бытие первое, оно все производит само, из
чего с необходимостью следует, что оно высшая цель, начало и исполнение,
альфа и омега. А так как оно в высшей степени настоящее, то поэтому
и вечное. Но если оно вечное, значит, не проистекает из другого и не
имеет ни в чем недостатка, а также не переходит из одного состояния
в другое, а следовательно, не имеет не пришлого, ни будущего, а таковое
бытие может быть лишь настоящим. А так как оно величайшее, то и наипростейшее.
Но так как оно наипростейшее в сущности, то поэтому величайшее в силе,
потому что сила настолько более едина, насколько более бесконечна .
А так как оно в высшей степени неизменное, то и наиактуальнейшее. Но
так как оно наиактуальнейшее, то поэтому оно ? чистый акт, а если таковое,
то оно не приобретает ничего нового, а также и не утрачивает, а вследствие
этого не может изменяться. А так как оно безграничное, то поэтому и
наисовершеннейшее. Но так как оно наисовершеннейшее, то нельзя помыслить
ничего более лучшее его, более благородное и достойное, а вследствие
этого ничего его превосходящее, а все таковое ? безгранично. А так как
оно разнообразнейшее, то поэтому и высшее единство. Но потому что оно
является высшим единством, то является и истоком всего разнообразия
мироздания, а вследствие этого оно само является действующей причиной
всего мироздания, его образом и целью, то есть "причиной существования,
законом мышления и порядком жизни" . Итак, оно представляет собой
разнообразие, но не разнообразие сущности, а все превосходящую и универсальнейшую
причину сущности всего мироздания, сила которой, будучи высшим единством
сущности, в высшей степени бесконечна и разнообразна в своих действиях.
8. Подводя итог вышеизложенному, скажем: итак, наичистейшее и абсолютное
бытие, представляя собой бытие простое, является первым и последним,
потому что оно начало и окончательная цель. Оно вечное и в высшей степени
настоящее, поэтому оно охватывает и проникает во всякую длительность,
как бы являясь в одно и то же время их центром и окружностью. А так
как оно является наипростейшим и величайшим, то поэтому оно все внутри
всех вещей и вне их, а вследствие этого оно является "интеллигибельной
сферой, центр которой повсюду, а окружность ? нигде" . А так как
оно наиактуальнейшее и неизменнейшее, то, "пребывая в неподвижности,
движет мирозданием" . А так как оно совершеннейшее и безграничное,
то поэтому оно внутри всего без исключения и вне всего без исключения,
выше всего, не будучи возвышенным, ниже всего, не будучи униженным.
А так как оно высшее единство и разнообразие, то поэтому все во всем
, как бы ни были многочисленны вещи, а само оно только одно. Вследствие
того, что оно наипростейшее единство, очевиднейшая истина и наиподлиннейшее
благо, в нем заключены прообразы всех сил, всех образцов, всех связей.
Таким образом, "все из Него, Им и к Нему" . А так как Он всемогущий,
всеведущий, а также высшее благо, то видеть Его совершенство и есть
блаженство, как было сказа-но Моисею: "Я покажу тебе все благо"
.
|