|
Сочинения
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ДУШИ К БОГУ
Глава
IV
Об
узрении Бога в Его образе , преображенном дарами благодати
1. Но не только
проходя через нас самих, но также и в нас можно созерцать Первоисток.
Этот вид созерцания более высокий, чем предыдущий, и представляет собой
четвертую ступень. Кажется удивительным, как это было уже показано,
что Бог настолько близок нашей душе, но в то же время так мало людей
видят в себе Первоисток. Причину этого легко понять, ведь душа человека,
обремененная заботами, не входит в себя через память, ее взор, затуманенный
чувственными образами, не возвращается в себя через разум, увлеченная
страстями, она никак не может обратиться к себе через желание внутренней
сладости и духовной радости. Поэтому душа, полностью погруженная в чувственный
мир, уже не может больше открыть в себе образ Бога.
2. Тот, кто упал, так и останется лежать, если кто-нибудь не подойдет
и не поможет ему встать , так и наша душа не сможет никогда подняться
из этого чувственного мира к постижению себя и вечной Истины, которую
она носит в себе, если сама Истина, принявшая человеческий образ во
Христе, не станет той восстановленной первой лестницей, которая была
повреждена в Адаме. Поэтому, как бы ни был человек просвещен светом
природного разума и приобретенного знания, он не может войти в себя
и в себе наслаждаться Господом , но может достичь этого только через
посредничество Христа, Который говорит: "Я есмь дверь: кто войдет
Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет" . Но к
этой двери мы сможем приблизиться только лишь в том случае, если сами
будем верить, надеяться и любить. Поэтому необходимо, если мы хотим
вернуться к наслаждению Истиной словно в раю, войти в него через веру,
надежду и любовь Иисуса Христа, посредника между Богом и людьми , Который
является "древом жизни посреди рая" .
3. Наша душа, будучи образом Бога, должна облачаться в три теологические
добродетели, которые очищают, озаряют, совершенствуют и преображают
образ души, уподобляя ее небесному Иерусалиму и делая частью воинствующей
Церкви, являющейся дочерью небесного Иерусалима, согласно словам апостола:
"А вышний Иерусалим свободен: он матерь всем нам" . Тогда
душа должна верить, надеяться и любить Иисуса Христа ? воплощенное,
несотворенное и вдохновленное Слово, то есть путь, истину и жизнь. Через
веру душа верует во Христа как в несотворенное Слово, Слово и "сияние
славы Отца" и вновь обретает духовные слух и зрение, слух ? для
восприятия слов Христа, зрение для созерцания лучей сияния славы Его.
В надежде душа томится по встрече вдохновленного Слова, и через желание
и порыв души она вновь обретает духовное обоняние. В любви обнимает
она воплощенное Слово, принимая от Него наслаждение и переходя в Него
через экстаз любви, она вновь обретает духовные вкус и осязание. Душа,
обретшая духовные чувства, видит, слышит, обоняет, вкушает и обнимает
своего жениха. Она может тогда воскликнуть, как невеста из Песни песней,
написанной для совершенствования в созерцании на четвертой ступени,
которую никто не достигнет, "кроме того, кто получает" , потому
что это созерцание воспринимается скорее в опыте сердца, чем в размышлении
ума. На этой ступени душа с внутренними чувствами, восстановленными
для восприятия высшей красоты, слышит высшую гармонию, обоняет высшее
благоухание, вкушает высшую сладость, воспринимает высшее наслаждение.
Теперь душа готова к духовному восхищению в благочестии, восторге и
ликовании в соответствии с тремя восклицаниями Песни песней . Первое
из этих восклицания определяет, как через обилие благочестия душа становится
словно "-столбы дыма, окуриваемая миррою и фимиамом" . Второе
восклицание определяет, как через восторг душа становится подобной заре,
луне и солнцу через посредство озарения, возвышающего ее к восторженному
созерцанию жениха. Третье определяет, как через изобилие ликования душа
наполняется сладостным наслаждением, полностью "опираясь на своего
возлюбленного" .
4. Достигнув этой ступени, наш дух становится иерархичным для восхождения
вверх, упо-добляясь высшему Иерусалиму, в который никто не войдет, прежде
чем в его душу не снизойдет благодать, как это видел Иоанн в своем Откровении
. Но благодать только тогда снизойдет в сердце, когда в душе будет восстановлен
образ Бога через теологические добродетели, духовную радость и восхищение.
Тогда наш дух будет иерархичным, то есть очищенным, озаренным и совершенным.
Итак, он будет подобен девятой ступени небесных чинов, и внутри его
будут в порядке расположены следующие функции: возвещение, наставление,
ведение, упорядочение, укрепление, повелевание, поддерживание, откровение,
помазание , градация которых соответствует девяти ангельским чинам.
Таким образом, три первые из вышеназванных ступеней в человеческой душе
относятся к природе, три следующие ? к усилию, а три последние ? к благодати.
Находясь на этой ступени и входя в самое себя, душа попадает в высший
Иерусалим, где, созерцая чины ангелов, видит в них Бога, Который является
действующим началом во всех их действиях. Об этом пишет св. Бернард
папе Евгению : "Бог любит в Серафимах как любовь, в Херувимах обновляет
как истина, в Престолах восседает как равенство; в Господствах повелевает
как величие; в Начальствах управляет как начало; во Властях оберегает
как спасение; в Силах действует как сила; в Архангелах просвещает как
свет; в Ангелах присутствует как милосердие" . Поэтому через созерцание
Бога в душе, в которой Он живет благодаря дару всеобильной любви, видно,
что "Бог все во всем" .
5. На этой ступени узрения Бога прежде всего следует опираться на вдохновленное
Богом Священное Писание, как мы опирались на философию на предыдущей
ступени. Ведь главное в Священном Писании ? это дело восстановления.
Поэтому оно говорит о вере, надежде и любви, а этими силами, и прежде
всего любовью, преображается душа. Об этом свидетельствует и апостол,
говоря, что любовь ? это "цель заповеди", ведь она исходит
"от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры" ,
а также он говорит, что "она исполнение закона" . И Спаситель
наш утверждает, что весь Закон и пророки заключены в этих двух заповедях,
то есть в любви к Богу и ближнему . Это воплощено в единственном Женихе
Церкви ? Иисусе Христе, Который в одно и то же время наш ближний и Бог,
брат и Господь, Царь и друг, несотворенное Слово и воплощенное Слово,
наш Творец и наш Преобразитель, так как Он "альфа и омега"
. Он также и верховный иерарх, очищающий, озаряющий и ведущий к совершенству
Свою невесту, то есть всю Церковь и каждую святую душу.
6. Этому иерарху и церковной иерархии посвящено вся Священное Писание,
которое нас учит очищению, озарению и совершенствованию в соответствии
с тройным законом, который оно в себе несет, то есть законом природы,
Священного Писания и благодати, или, лучше сказать, в соответствии с
тремя основными частями Закона, то есть очищающим законом Моисея, озаряющим
откровением пророков и совершенствующим учением Евангелия; или же, говоря
самым лучшим образом, в соответствии с тройным духовным пониманием закона:
иносказательным, очищающим к достойной жизни; аллегорическим, озаряющим
к ясному пониманию; аналогическим, совершенствующим через духовное восхищение
и сладостное восприятие мудрости . С помощью вышеназванных теологических
добродетелей, духовно преображенного смысла, трех вышеупомянутых восхищений
души, а также акта иерархической души, которые нас ведут внутрь нашей
души, можно узреть в ней Бога в "сиянии святилища" , когда
она словно на своем ложе спит и отдыхает , в то время как жених заклинает
не будить возлюбленную, доколе ей угодно .
7. На основании этих двух средних ступеней, которыми мы восходим к созерцанию
Бога внутри нас, как в зеркале сотворенного образа, то есть ступеней,
как бы соответствующих двум средним крыльям серафима, распростертым
для полета , мы можем понять, что врожденные естественные способности
разумной души в своих действиях, состояниях и научных познаниях ведут
нас к божественному, как это можно видеть на третьей ступени. Также
нас ведут к Богу те же, но преображенные даром благодати способности
души, духовные чувства и духовные восхищения, как это можно видеть на
четвертой ступени. И еще нас ведет к Богу иерархия действий, то есть
очищение, озарение и совершенствование человеческой души, в соответствии
с иерархией откровений Священного Писания, данного нам ангелами; как
говорит апостол, Закон дан "через ангелов, рукою Посредника"
. Наконец, нас ведут к Богу иерархии и иерархические чины, которые в
нашей душе можно расположить по образу высшего Иерусалима.
8. Наполненная всеми духовными светами, наша душа становится жилищем
божественной мудрости и домом Бога. Она становится дочерью, невестой
и другом Бога, становится членом, сестрой и сонаследницей Христа, нашего
Главы, становится храмом Святого Духа, заложенным ве-рой, возведенным
надеждой и посвященным Богу святостью души и тела. Это все совершает
пре-чистая любовь Христа, которая "-излилась в сердца наши Духом
Святым, данным нам" . Без Святого Духа мы не можем знать тайное
Божие, ведь никто не может знать, "что в человеке, кроме духа человеческого,
живущего в нем. Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия"
. Да будем и мы укоренены и утверждены в любви, чтобы мы "могли
постигнуть со всеми свя-тыми", что такое "широта" вечности,
"долгота" свободы, "высота" величия и "глубина"
мудрости закона.
|