|
Сочинения
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ДУШИ К БОГУ
Глава
III
Об
узрении Бога через Его образ, запечатленный в естественных способностях
(души)
1. Две первые ступени, ведущие нас к Богу через Его следы, в которых
свет Его отсвечивает во всем творении, приводят нас туда, где мы вновь
входим в себя, то есть к нашей душе, в которой отсвечивает образ Бога.
Поэтому, дойдя до третьей ступени, мы входим в нас самих, как бы оставив
внешний притвор, мы входим в святая святых, то есть во внутреннюю часть
скинии Завета . Теперь мы должны попытаться через зеркало увидеть Бога,
где словно светильник отсвечивает истинный свет на лике нашей души ,
то есть в нем отражается образ Пресвятой Троицы. Итак, войдя в себя,
и ты увидишь, как пламенно душа твоя любит самое себя. Но может ли она
любить себя, если не знает, а знать себя, если не помнит? Ведь мы ничего
не схватываем разумом, что не присутствовало бы в нашей памяти. На основании
этого ты убедишься, что твоя душа обла-дает тремя способностями , видимыми
не телесными глазами, а мысленными. Итак, исследуй действие и состояние
этих трех способностей, и ты сможешь увидеть Бога через самого себя,
через образ, но увидеть "через зеркало, гадательно" .
2. Действием памяти является сохранение и представление не только настоящего,
телесного и преходящего, но прежде всего предшествующего, простого и
вечного. Ибо ведь память удерживает прошлое через воспоминание, настоящее
через принятие, будущее через предвидение. Также память удерживает простое,
подобное началам количеств непрерывных и дискретных , таким, как точка,
мгновение, единство, без которых невозможно вспомнить или мыслить все
вытекающее из этого. Память удерживает также принципы наук и аксиомы,
как вечное и относящееся к вечному. Она никогда не может их забыть,
так как пользуется разумом, а услышав их, одобряет и соглашается с ними.
Однако она не воспринимает их заново, но распознает как врожденное и
хорошо знакомое, как это явно следует, если кому-либо предложить такие
принципы, как "О чем-либо утверждение или отрицание" , или
"Все целое больше своей части" , или какую-либо другую аксиому,
которая не противоречит "внутреннему смыслу" . Таким образом,
во-первых, это актуальное удерживание всего преходящего, прошедшего,
а также настоящего и будущего имеет образ вечности, в которой настоящее
неотделимо от всего времени. Во-вторых, душа формируется извне не только
через способность представления : от высшего начала она принимает простые
формы, которые не могут войти через двери чувств и чувственных образов.
В-третьих, душа имеет неизменный, постоянно присутствующий в ней свет,
в котором она помнит незыблемые истины. Итак, своим действием память
показывает, что сама душа ? это образ Бога, и это подобие настолько
присутствует в ней и настолько она заключает в себе присутствие Бога,
что схватывает Его, и своей способностью она "способна к Его восприятию
и участию (в Его жизни)" .
3. Действие умозрительной силы состоит в постижении терминов, предложений
и заключений. Разум схватывает значение термина, когда понимает его
определение. Но любое определение основывается на более высоком определении,
и так каждое вплоть до высшего и наиболее общего, незнание которого
не позволяет понять определение низшего . Таким образом, незнание сущего
самого по себе не позволяет дать полного определения какой-либо частной
субстанции. Но сущее само по себе можно познать, только лишь познавая
его вместе с его характерными чертами, каковыми являются: единство,
истина, благо. Сущее может быть мыслимо как неполное или полное; несовершенное
или совершенное; сущее в возможности или актуально сущее; сущее с точки
зрения чего-либо или просто сущее; частично сущее или полностью сущее;
преходящее сущее или постоянно сущее; сущее посредством другого или
сущее само по себе; сущее, смешанное с не-сущим, или чисто сущее; зависимое
сущее или абсолютное сущее; сущее производное или первое сущее; сущее
изменяемое или сущее неизменное; сущее простое или сущее составное.
Но "отсутствие и недостатки можно познать только лишь через позитивное"
, из чего следует, что наш разум может основывать знание о каком-либо
сущем сотворенном лишь на знании сущего в высшей степени чистого, актуального,
полного и абсолютного, которым является Сущее простое и вечное и в чистоте
которого заключены причины всего. Каким же образом разум может знать,
что это сущее недостаточное и неполное, если он не имеет знания о сущем
без недостатка? Таким же образом можно рассмотреть и другие характерные
черты сущего. Считается, что разум истинно понимает предложение тогда,
когда с достоверностью знает, что оно истинно. А знать об истинности
и есть знать вообще, потому что нельзя ошибиться в понимании этого.
В этом случае разум знает, что истина не может быть другой, и тогда
он осознает, что она неизменна. Но так как наша душа подвержена изменениям,
то она может видеть в неизменном сиянии лишь благодаря некоему совершенно
неизменному свету, благодаря лучу, который не может исходить от изменяемых
и сотворенных вещей. Она знает тогда в этом свете, "Который про-свещает
всякого человека, происходящего в мир" , "Который есть Свет
истинный" и "Слово, Которое было в начале у Бога" . Наш
разум постигает истинность заключения, когда видит, что заключение необходимо
следует из посылки, причем когда видит это не только в необходимых терминах,
но также и в терминах возможных, как, например: если человек бежит,
следовательно, он движется. Это необходимое состояние разум постигает
не только в вещах сущих, но также и в вещах несущих. Как, например,
в случае если человек существует, то очевидно, что, если человек бежит,
следовательно, движется, но это так же очевидно, если он и не существует.
Таким образом, необходимость заключения не происходит из существования
вещи в материи, что является лишь возможностью, а также не происходит
из существования вещи в душе, что было бы тогда лишь фикцией, если бы
не существовало в вещи, следовательно, она происходит из образа в вечном
замысле (Бога), в соответствии с которым вещи имеют свойства и взаимное
состояние, соответствующие их представлению в этом вечном замысле. Как
говорит Августин в "Истинной религии" , свет истинного разума
нисходит от этой истины и к самой истине стремится прийти (всякий добрый
мыслитель). Из этого с очевидностью следует, что наш разум соединен
с вечной истиной, и благодаря лишь ее наставлению он может с уверенностью
схватывать что-либо истинное. Итак, ты через себя можешь видеть наставляющую
тебя истину, но только в том случае, если тебе не препятствуют вожделенные
и чувственные обрзы, эти облака, закрывающие лучи истины.
4. Действие способности выбора заключается в обсуждении, суждении и
желании. Обсуждение ? это исследование того, что лучше: то или другое.
Но лучшее определяется только через восхож-дение к самому лучшему, восхождение
же ? это следование высшему сопоставлению, ведь узнать, какой из двух,
этот или другой, лучше, можно, лишь сопоставляя с самым лучшим. Но никто
не может определить степень подобия с чем-либо, если он его не знает:
я не могу знать, что некий человек похож на Петра, если я не знаю Петра
или не знаком с ним, следовательно, обсуждение с необходимостью требует
запечатленности в душе идеи высшего блага . Суждение же основывает свою
уверенность об объекте обсуждения на каком-либо законе. Но на основании
закона можно уверенно судить о чем-либо только в том случае, когда этот
закон правильный и сам не подлежит обсуждению. Но наша душа выносит
суждение о самой себе, следовательно, не может судить о законе, на основании
которого она сама судит: закон выше нашей души, и на основании его она
судит, поэтому он запечатлен в ней. Ничего нет выше человеческой души,
кроме Того, Кто ее создает: следовательно, разрешающая способность в
суждении, в том случае, когда она полностью разрешает стоящую перед
ней проблему, достигает божественных законов. Желание ? это прежде всего
то, что в наибольшей степени движет душой. Наиболее же движет душой
то, что она любит; а то, что она больше всего любит, ? это блаженство.
Блаженством можно обладать лишь через высшее благо и окончательную цель:
следовательно, ничто не влечет так желание человека, как высшее благо,
или то, что ведет к нему, или же имеет его образ. Такова сила высшего
блага, что сотворенные существа ничего не могут любить, кроме как через
желание этого блага, даже тогда, когда они ошибаются и блуждают, принимая
образ и подобие за истину . Следовательно, ты видишь, как душа близка
Богу и как, в соответствии с присущим каждой способности действием,
память ведет нас к вечности, разум ? к истине, способность выбора ?
к высшему благу.
5. Другие три способности: порядок, происхождение и состояние ? ведут
нас к самой Пресвя-той Троице. Так из памяти рождается разум, словно
ее дочь, ведь мы понимаем с помощью образа, хранящегося в памяти, который
отражается во взоре разума и представляет собой ничто иное, как слово.
Память и разум, вследствие того, что они соединены воедино, вдохновляют
любовь. Эта триада, то есть порождающий разум, слово и любовь, находится
в душе в таком же взаимоотношении, как память, разум и воля. Они единосущны,
соравны, единорожденны во времени и взаимно охватывают друг друга. Итак,
если совершенный Бог ? это дух, следовательно, Он обладает памятью,
разумом и волей, а также рожденным Словом и вдохновленной Любовью, которые
необходимо отличны друг от друга, так как один исходит от другого, но
различаются они не сущностью и не акциденциями, но личностью. Когда
душа рассматривает самое себя, она возвышается до узрения через зеркало
Пресвятой Троицы, Отца, Слова и Любви, трех совечных соравных и единосущных
Лиц, каждое из которых пребывает, не смешиваясь в двух других, и в то
же время все три являются единым Богом.
6. Душа в умозрении своей триединой основы посредством своих тройных
способностей, благодаря которым она является образом Бога, с помощью
света знания совершенствуется, приобретает познания и получает тройное
представление о Пресвятой Троице. Философия ведь на самом деле подразделяется
на естественную, рациональную и моральную . Первая занимается причиной
бытия и поэтому ведет к всемогуществу Отца; вторая занимается законом
мышления и поэтому ведет к мудрости Слова; третья занимается порядком
жизни и поэтому ведет к благу Святого Духа. В свою очередь естественная
философия подразделяется на метафизику, математику и физику. Первая
изучает сущность вещей, вторая изучает числа и фигуры, а третья ? природу,
силу и действие процесса распространения. Поэтому первая ведет к Первоистоку
? Отцу, вторая ведет к Его образу ? Сыну, третья ведет к Их дару ? Святому
Духу. Рациональная философия подразделяется на грамматику, обучающую
искусству выражения; логику, обучающую аргументации; и риторику, обучающую
искусству убеждать и трогать. Подобным образом и они открывают тайну
Пресвятой Троицы. Моральная философия подразделяется на мораль индивидуальную,
семейную и социальную . Поэтому первая открывает нерожденность Первоистока,
вторая ? рожденность Сына, третья ? свободу Святого Духа.
7. Итак, все эти науки основаны на надежных и непогрешимых правилах,
которые словно лчезарный свет из вечного закона нисходят в нашу душу.
И поэтому озаренная и переполненная таким сиянием наша душа, если, конечно,
она не слепа, может сама вести себя к созерцанию вечного света, что
приводит мудрых в восхищение и, наоборот, безумных, неверующих от разумения
приводит в смятение , таким образом, исполняются слова пророчества:
"Свет Твой чудный на вершинах гор вечных ? в смятении все безумные
сердцем" .
|