|
О РАССУЖДЕНИИ
К папе Евгению III
(отрывки) II.8. О превосходстве первосвященнического сана и власти.
... Там всмотримся же теперь внимательнее: кто ты есть? иначе же говоря,
какое лицо представляешь ты ныне в Божией церкви? Кто ты есть? Иерей великий,
первосвященник высочайший, первый меж епископов, наследник апостолов; предпочтением
Авель, кормчим правлением Ной, патриаршеством Авраам, положением Мельхиседек,
достоинством Аарон, значением Моисей, судейством Самуил, властию Петр, помазанием
Христос. Ты - тот, кому ключи вверены, кому овцы доверены? есть и иные небес
ключари и паств пастыри? но ты настолько превосходишь их славою, насколько иное
унаследовано тобою звание. Они пасут стада распределенные, каждому каждое, - тебе
доверено стадо целокупное, единому единое. И не только над овцами, но и над пастырями
ты надо всеми единый пастырь. Из чего я сие заключаю, спросишь ты? Из слова Господнего.
Ибо кому иному из епископов-более того, кому из апостолов! -- столь совершенно
и столь безраздельно доверены были все овцы Господни? "Если любишь меня,
Петр, паси овец моих"(От Иоанна, 21, 16). Каких овец? народы ли такого-то
и такого края, или страны, или царства? Нет: овец моих, сказано. Кому же из этого
не ясно, что Господь этими словами не раздельные стада распределил, но единое
стадо определил? Где нет различения, там нет и исключения. И разве не были при
этом прочие ученики Господни, когда избрав своим доверием единого, пред всеми
явил он единство единого стада и единого пастыря, по ведомому слову: "Единственная
она, голубица моя, чистая моя, совершенная моя" (Песнь Песней, 6, 9). Где
единство, там и совершенство. Остальные же числа совершенства не имеют, а имеют
раздельность и отступают от единства. Вот почему остальные ученики Господни получили
в удел народы раздельные, каждому каждый, выполняя завет; даже Иаков, заведомый
столп церкви Господней, единым удовольствовался Иерусалимом, Петру уступив целокупность.
Прекрасно, что положен он в Иерусалиме, где и умерщвлен был, дабы взошло семя
усопшего брата, - ибо прозвание ему было брат Господень (К. Галатам, 1, 19). Если
же и брат Господень уступил - кто иной посмеет посягнуть на первопреимущества
Петровы? Стало быть, согласно с установлением твоим, другие - к доле в заботах,
ты же - к полноте во власти призван есть. Других власть предназначенными скована
пределами; твоя власть простирается и на тех, кто над прочими властвует. И разве
не властен ты, имея к тому причину, епископу преградить вход в царствие небесное,
епископа отрешить от епископства и предать Диаволу? Истинно, незыблемо полновластие
твое как над ключами, ключарю вверенными, так и над овцами, овчару доверенными...
II.9. Рассмотрение собственной природы первосвященника Вот - кто ты
есть! Но не забывай и о том - что ты есть! Ибо, памятую и я, что обещал об
этом напомнить тебе при случае. А не удобный ли случай - сопоставить то, кто ты
есть, с тем, что ты был раньше? И разве только был? И ныне есть! Зачем, не перестав
быть тем, что ты есть, перестаешь ты мыслить о том, что ты есть? Едино размышление
о том, что ты был и что ты есть, и совсем иное размышление - о том, кто ты стал.
Не следует второму размышлению вытеснять первое из рассмотрения твоего. Я
сказал: ты есть то же, что и доселе был; и разве меньше в тебе того, чем ты был,
нежели того, кем ты стал? Быть может, и больше! То у тебя рожденное, это у тебя
приобретенное, и ничто у тебя не измененное. Не прежнего ты в себе убавил, а нового
прибавил. Так посмотрим же на то и на другое сразу: ибо, как помнится мне, я говорил
уже, оба сии предмета в сопоставлении сугубую пользу являют. Я сказал: когда
ты размышляешь, что ты есть, ответ ты находишь в природе, создавшей тебя человеком,
ибо человеком ты рожден. Когда же ты размышляешь, кто ты есть,, ответ ты находишь
в звании твоем, которое гласит, что ты-епископ; епископом же ты не рожден, а сделан.
Что же, ты мнишь, из этих двух предметов в чистейшем виде являет тебя и в большей
мере прикосновенно к тебе? то, чем ты рожден, или то, чем ты сделан? Всеконечно,
то, чем ты рожден. Так вот, именно то и должен ты рассмотреть, чем ты наибольше
являешься, -- иначе же говоря, человека, ибо человеком ты рожден. И не только
в то, чем ты рожден, но и в то, каким ты рожден, надлежит тебе всмотреться со
вниманием, если не хочешь ты, чтобы размышление твое было бесплодным и бесполезным.
Так отбрось же все наследственные твои покровения, ибо на них-первоначальное проклятие;
так сорви же лиственное опоясание, ибо оно позор лишь сокрывает, но язву не исцеляет;
так сотри же румяна сей скоропреходящей почести, угаси блеск дурно наведенной
славы, -- воззри на себя нагого в наготе своей, ибо наг ты вышел из чрева матери
твоей (Иов, 1, 21). Что тебе в венце твоем? что тебе в блеске каменьев твоих,
и в пышности шелков твоих, и в перьях диадимы твоей, и в обременении золота и
серебра? Рассей все это, отвей все это от лика твоего размышления, как утренние
облачка, быстро проплывающие и легко истаивающие, -- и явится пред тобой человек
нагой, человек нищий, человек жалкий и жалости достойный; человек, страдающий,
что он человек есть, стыдящийся, что он наг есть, стенающий, что он рожден есть,
ропщущий, что он есть; человек, рожденный на страдание (Иов, 5, 71), а не на блистание;
рожденный от женщины, и посему в грехе; живущий краткодневно, и оттого в страхе;
пресыщенный печалями многими (Иов, 14, 1), и потому в плаче. Поистине, печали
его многи, ибо они и душевные суть и телесные: каким не подвержен бедам во грехе
рожденный, телом слабый, умом праздный? Поистине, печалями пресыщен, ибо и тело
его бессильно, и дух неразумен, и сев его - смрад, и конец его - смерть.
Единственная есть связь мыслей для тебя спасительная: мысля, что ты - высочайший
первосвященник, не забывай, что ты же - и ничтожнейший прах, и не только был,
но и есть. Пусть твоя мысль берет пример с природы, но пусть она берет пример
и с достойнейшего-с творца природы, сочетая в себе высочайшее и низшее. Разве
не природа сопрягла в человеческом лице с мерзкой грязью дыхание жизни? Разве
не творец природы сочетал в своем лице смертную грязь и Божье слово? Прими же
образ свой как от начала нашего сотворения, так и от таинства искупления; возносись
троном своим, но не возносись разумом своим; низкое в себе чувствуй и низким в
мире сочувствуй. |