|
БЕРДЯЕВ Ник. Ал-др.
(1870-1948) - выдающийся христ. мыслитель, один из самых известных представителей
рус. религ. философии (РРФ). Родился в Киеве, в аристократич. семье. Учился
в Киев. кадет. корпусе, затем с Киев. ун-те. Увлекся марксизмом (См. Легальный
марксизм), был исключен из ун-та и на три года выслан. В ссылке сблизился
с С. Булгаковым и П.Струве, перешел и идеализму (См. Богоискательство).
В 1922 в числе др. деятелей культуры был выслан из России. Из Берлина
переехал в Париж, вместе с Вышеславцевым изд. ж. "Путь", выступал
против осуждения софиологии Булгакова. Дом Б. был местом встреч европ.
интеллектуальной элиты (Э. Жильсон, Г. Марсель, А. Жид и др.). В годы
войны занимал позицию откровенно патриотическую. Б. испытывал иллюзии
о внутр. преображении коммуннистич. режима в СССР, сменившиеся глубоким
разочарованием. Умер он за письменным столом в своем доме в Кламаре под
Парижем.
Б. был плодовитым автором с весьма оригинальным стилем, библ. его тр.
содержит свыше 630 наим. В творч. пути Б. выделяются периоды: 1) - марксистский;
2) - творческого возмужания - от "Проблем идеализма" (1902)
до "Философии свободы" (1911) и "Смысла творчества"
(1916), где развернуто изложены осн. Идеи его метафизики; 3) - историософский,
связанный с резкой идейной оппозицией большевизму (революцию Б. считал
необратимой, рассматривая ее как кару за грехи господского класса и потому
белому движению не сочувствовал), - от ст. "Духи русской революции"
в сб. "Из глубины", где смысл большевизма оценивался как принятие
трех искушений, отвергнутых Христом в пустыне, и "Философии неравенства",
написанной под значит. влиянием К.Леонтьева, от мн. идей к-рой он впоследствии
отказался, до "Нового средневековья" (1924), к-рое было перевед.
на четырнадцать яз. и принесло ему мировую известность; 4) - парижский,
когда Б. создает свои наиб. значит, произведения: "Философия свободного
духа" (1927-28), "О назначении человека" (1931), "Я
и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения" (1934), "0
рабстве и свободе человека" (1939), ряд итоговых работ 1940-х гг.
- "Опыт эсхатологической метафизики", "Самопознание",
"Русская идея", "Истоки и смысл рус. Коммунизма".
Идейные истоки метафизики Б.- герм. мистика (Экхарт, Бреме, Шефлер), нем.
классич. философия (практич. философия Канта и философия духа Гегеля),
идеи Вл.Соловьева, в частности его понимание Абсолюта как Сущего, к-рые
Б., однако, развил в направлении, противоположном метафизике всеединства
и греко-византийскому влиянию в РРФ в целом. Из рус. мыслителей Б. считал
наиб. близким себе Достоевского, из отцов Церкви - Григория Нисского (в
изложении Несмелова). Б. от традиц. для философии логически-оформленной
системы отказался, тем не менее его мировоззрение носит целостный характер,
поскольку почти все категории и экзистенциалы классич. и неклассич. метафизики
получили у него самобытное осмысление в свете двух фундаментальных для
него интуиций - свободы и творчества. Метафизика Б. строится на идее безусловного
примата свободы над бытием. Гносеологической идее Канта о том, что бытие
есть только предикат реальности, но никак не самое реальность, Б. придает
универсальный смысл, толкуя ее в духе мистич. воззрений о Боге, как о
положительном "изобильном" Ничто. Бытие есть лишь явление Сущего,
конечный результат творческого акта Бога, объект, к-рий в познании нельзя
отождествлять с создающим его субъектом (объективировать), приравнивая
тем самым Абсолют к твари.
Теологич. воззрения Б. представляют собой предельно радикализированное
бемеанство и основаны на переосмыслении идей апофатич. богословия в духе
учения Экхарта об Ungrund. Б. различает личностного Бога (Троицу) и божество,
божественную подоснову (безосновный Ungrund) в Боге, к-рую он трактует
как иррациональную темную. свободу. Тем самым ничто, из которого Бог творит
мир, переносится им как бы внутрь Бога, Бог не только творит мир из несотворенной
свободы, но Он и Сам рождается из тьмы. Бог возжелал свободы и от этого
произошла трагедия мировой истории. Однако, по Б., трагична сама внутр.
Божеств. жизнь - Бог не "не хочет" нарушать свободу человека
(из жалости), Он не может ее нарушить: "Бог всемогущ в бытии и над
бытием, но он бессилен перед "ничто", которое до бытия и вне
бытия. Он мог только распаяться над бездной этого "ничто" и
тем внести свет в него...В этом и тайна свободы... Отсюда и бесконечный
источник для творчества. Без "ничто", без небытия творчество...
было бы невозможно. Спасение же, о котором говорится в Евангелии, есть
то же творчество, но ущемленное сопротивлением "ничто", втягивающим
творение обратно в свою бездонную тьму".
Антропология Б. специфична. В целом ее можно оценить как мистич. христ.
гуманизм. Предназначение человека Б. видит предельно высоким - Бог творит
его в тоске по "своему другому и другу", это событие фундаментальное
внутри божеств. жизни, Бог как бы сам нуждается в творческой помощи человека,
в сопротивлении хаосу и распадению тварного в прах. Тем самым свобода
мыслится Б. как максимально возможная ответственность человека перед Богом.
Положительный ответ (светлая свобода) - это творчество отрицательный (темная
свобода) - грех, предел к-рого - смерть. Смысл творчества - любовь к Богу,
благодаря к-ой только и возможно сопротивление смерти, как предельной
бессмыслице и пустоте. Грехопадение Б. описывает через смыслообраз андрогина
- целостного, девственного (в вечности) человека, к-рый в акте грехопадения
раскалывается на существо половинчатое и половое - мужчину и женщину.
Отсюда его оппозиция к рус. софианцам (Соловьеву, Флоренскому), к-рые
освящают в идее Софии как вечноженственного уже падшую земную человечность.
Динамическое понимание Бога и человека обусловило диалектич. взгляд Б.
на мир как на становление. Причем в отличие от Гегеля. для Б. сущность
развития - не логика, а история (См. "Смысл истории"). Элементом
историософии Б. выступает Философия культуры.
Б. не строит традиц. для философии онтологию (последняя есть выражение
"рабства у бытия"), он строит эсхатологию. Бытие нефундаментально,
оно - хрупко. Оно либо "проваливается" в пустоту небытия, либо
"спасается" творч. актом Бога или человека. Отсюда - идея активно
творческого эсхатологизма, в к-ром преодолеваются одинаково абстрактные
"рабство у бытия" (укорененность в мире) и "рабство у небытия",
т.е. эсхатологизма по типу нигилизма и меонизма (анархизм, большевизм,
толстовство, даже буддизм). Осн. понятия эсхатологич. метафизики, формируемой
как философия свободного духа, группируются вокруг категорий творчества
и объективации. Чел. творчество есть ответ на зов Бога. Человек спасается,
оправдывает свое существование перед Богом творчеством - оно не нужно
для спасения, оно нужно для того, для чего спасение "нужно".
Однако, продукт творчества - культура трагически не соответствует творческому
замыслу и акту. Творчество объективируется в мир цивилизации - холодное
и безликое царство объектов. В понятии объективации Б. кардинально переосмысливает
центр. для всей Философии Нов. времени категории субъекта и объекта. Объект
- всего лишь эпифеномен, сугубо чел. создание, единственно подлинный и
реальных мир - чистая субъектность, сфера общения личностей - экзистенция,
к-рая объективируясь превращается в субъективность. В связи с этим для
философии Б. характерно явно трагич. звучание - творчество до конца нереализуемо
в мире, но отказ от него означает либо рабство в миру и бытии, либо рабство
смерти и небытия. У Б. центр. идея гуманизма - человека как Творца в мире
- как бы подходит к своим пределам. Фундаментальный для сознания ренессансного
типа миф о творчестве "изживается", возвращаясь к своему истоку
- ср.-век. мифу о спасении. Проблема объективации решается лишь в эсхатологич.
перспективе - "Да приидет Царствие Твое!"
Б. оказал определяющее влияние на формирование европ. экзистенциализма,
в сов. период в России его считали одним из отцов антикоммунизма, самобытность
и широта мысли поставили его в число самых читаемых духовных писателей.
|