|
Батай
Жорж (1897-1962)
|
|
"Полностью
мы обнажаемся лишь тогда, когда без малейшего лукавства идем навстречу
неизвестности"(Ж. Батай, Внутренний опыт, Спб, 1997, 21). Своей
жизнью и своим творчеством Жорж Батай до сих пор оставляет в загадочном
недоумении своих читателей, так и не могущих понять где и как в нем
открытость переходит в тайну. Батая можно дробить на сюрреализм и экзистенциализм,
мистицизм и нигилизм, эротизм и постструктурализм, но он всегда предстает
больше любых классификаций и типизаций своего творчества, хотя бы уже
по одному тому, что его ускользающая целостность складывается не из
них, а рождается в саморасточении, таком щедром и самозабвенном, что
позже любой сможет найти здесь свой осколок. В этом для читателя таится
притягательность и опасность одновременно: Батай может помочь понять
актуальную проблематику основных философских, литературных или общекультурных
тенденций, но он никогда не уместится в их границах, и не нужно стремиться
его в них насильно помещать, ему будет там душно и тесно. Каждое из
таких направлений имеет свою маску, через которую действительность предстает
в том или ином освещении-Батай же разоблачает пулеметным огнем своих
текстов эту масочную подсветку, предназначенную не открывать жизнь,
а придавать ей нужные конфигурации. Чтобы быть собой, нужно каждую минуты
быть готовым стать другим; чтобы приблизиться к подлинности мира, нужно
подвергнуть его мучительной экзекуции; чтобы устоять в горниле откровенности
и жизненной непредсказуемости, нужно иметь силу отказываться от самого
близкого и уметь вслушиваться в признания Ничто-жного. Если Батай устремлялся
к неизвестному, то для нас, нынешних его читателей, таким неизвестным,
притягивающим и влекущим к себе, является уже сам Батай. Не побоимся
же приблизится к этой неизвестности. Беспредпосылочный опыт. Для Батая знакомство с Львом Шестовым в 1923 году оказалось судьбоносным. Именно это знакомство послужило тем импульсом, который обратит Батая к осмыслению проблемы опыта, не связанного и не определяемого какими-либо предпосылками. Результат этого осмысления будет воплощен в 1942 году в книге "Внутренний опыт", центральной части трилогии "Сумма атеологии". Шестов уже в 1905 году посвятил философскому обсуждению такого опыта одну из первых своих книг "Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматического мышления", в которой прослеживается серьезное влияние идей Достоевского и Ницше. Основная направленность этой книги определяется проблемой свободы, которая оказывается затушеванной, если жизнь человека начинает опираться на такие представления, как законченность, постоянство, абсолютные ценности(и вообще признание чего-либо-скажем, порядка-абсолютным), подчиненность опосредованным формам убеждения(например, логическим), застывшая предсказуемая оседлость в сознании и существовании. Батай воспримет этот урок, хотя его контакты с Шестовым будут кратковременными(причиной этого будет увлечение Батая в 1925 году марксизмом). Сам Батай будет определять опыт "голый, свободный от всяких привязанностей"(там же, 17) как опыт мистический. Мистицизм здесь связан не с трансцендентным богом, а с тотальной отрешенностью от определенности, которая ограничивает, которая упорядочивает, которая насильно приобщает действующему через нее порядку, которая вносит в наше существование предсказуемую размеренность "проекта". Актуальность такой отрешенности вызвана тем, что возможность быть свободным В мире неотъемлемо связана с возможностью быть свободным ОТ мира. Уникальность человека, являющаяся основой его свободы, как раз и заключается в том, что он, и только он, будучи вовлечен, "заброшен" в мир, не определяется им. Поэтому, собственно, то, что неопределимо миром в человеке, и есть свободная человеческая личность в ее стихийности, спонтанности, непосредственности, преодолевающая любую догматичность и схематичность (а угроза их подчинению в мире повседневного существования всегда реальна, неся в себе соблазнительную привлекательность надежности и предсказуемости жизни), являясь непредсказуемо открытой в своих порывах, не нуждаясь в любых опорах, основаниях и авторитетах. Здесь, конечно,
слышится голос Ницше, его "Воли к власти", но для самого Батая
не менее важен и урок Гегеля. Батай стал приобщаться экзистенциальному
варианту гегелевской философии, как и многие другие известные французы(например:
Мерло-Понти, Арон, Лакан Клоссовски и др), в 1934 году на парижских
семинарах Александра Кожева(русская фамилия Кожевников) в Школе высших
Исследований, посвященных "Феноменологии духа". Именно в этом
гегелевском произведении раскрывается значимость экзистенциально-негативного,
ценности отрицания, пути к свободе через ничтожение, т.е. всего того,
что делает жизненным и открытым наш опыт. В дальнейшем это влияние Гегеля
на Батая будет некоторыми исследователями чрезмерно абсолютизировано-так,
например, Ж. Деррида определит особенность батаевской мысли как "невоздержанное
гегельянство"(см. Ж. Деррида, Невоздержанное гегельянство// Танатография
Эросаю Батай и французская мысль 20 века, Спб, 1994, 133-175). Но если
у Гегеля отрицание лишь средство, которое изначально причастно Духу
и задействуется в процессе его развертывания для достижения цели своего
абсолютного раскрытия, то у Батая отрицание это попытка открыть себя
неизвестности, попытка достичь экстаза "благодаря ДРАМАТИЗАЦИИ
существования вообще"(Ж. Батай, Внутренний опыт, 29), достичь свободного
парения в мистическом предельном опыте. Но эта чрезмерность не субъективная разнузданность, а, скорей, аскетичное саможертвоприношение, в котором человек, выходя на самые края существования, сталкивается лицом к лицу с ужасом Ничто. Повседневная жизнь предоставляет для этого достаточно возможностей-например, смех. Сартр точно понял отношение Батая к смеху как отношение аскетическое(см. Ж. П. Сартр, Один новый мистик//Танотография Эроса, Спб, 1994, 34). Смех обладает для Батая мистической притягательностью, позволяющей выходить за пределы любой определенности, любого сковывающего нас проекта. Может быть, по этому ему и не понравилась работа Бергсона "Смех", которою он прочитал еще в 1920 году, готовясь к встречи с мэтром философии жизни-эстетизм не может быть совместим с драматичностью экстатического существования. И все же, при всей значимости разгульного эротизма и смеха как окон в чрезмерное, для Батая аскеза языка является основополагающей. Язык. Для традиционной
мистики язык является принципиально неадекватной формой описания того
таинственного опыта единения с Богом, для которого все слова недостаточны
потому, что приобщиться к нему возможно лишь в личном переживании. Такая
позиция исходит в первую очередь из такого понимания языка, в котором
он выступает силой, привязывающей человека к миру и не позволяющей ему
выйти за жестко полагаемые ей границы; а потому необходимая для обретения
мистического опыта отрешенность от мира означает преодоления языка как
условия существования В мире. Батай идет по другому пути: он создает
мистику языка. Да, язык способен вводить человека в мир знаков, в которых
раскрывает себя власть строго определенной заданности, становящейся
для человека основой и законом его существования. Конституирование человека
таким образом понимаемым языком делает человека частью языка, точнее-частью
полагаемого им мира. Так, например, считал Витгенштейн в "Логико-философском
трактате", признавая при этом существование мистического как абсолютно
невыразимого, но доступного в своем явлении исключительно вне языка,
в сфере молчания, сфере тишины(см. "Логико-философский трактат",
6.42-7; попутно вспомним мистическое безмолвие исихастов). Для Батая
мистическое тоже связано с молчанием-но ВНУТРИ языка. Он зовет освобождаться
от знаковой власти языка, но только затем, чтобы услышать в голом, неразукрашенном
и открытом неизвестности языке голос тишины, только и могущей открыть
себя в прошедшем такую аскетическую редукцию выражении. Мистический
опыт, таким образом, являет себя в языке, в ТИШИНЕ ЯЗЫКА: " И в
том выражении, в котором опыт облекает себя, он по необходимости будет
и тишиной и языком. Не по бессилию. Язык находится в его власти, у опыта
есть сила поставить его на службу. Но есть в нем намеренная тишина,
которая необходима не для утаивания, но для выражения с большей степенью
отрешенности. Опыт не может быть сообщен, если связь тишины, скромности,
расстояния не меняет тех, кем он играет" (Внутренний опыт, 64). Есть мыслители, значение которых в том, чтобы читатель находил в них подтверждение и опору своим взглядам. Батай не из таких: он делает все, чтобы читатель обретал силы самому опровергать себя, видеть в принципе недостаточности жизненную энергию своего существования, всегда быть готовым поучаствовать в мятеже. Познакомившись с его произведениями, а затем увидев на фото, можно пережить разорванность и недоуменное вопрошание своих ожиданий: разве мог этот мягкий интеллигентный человек, с аристократично тонкими чертами лица, с ненавязчивым, но проникновенным взглядом быть на страницах своих работ таким до неприличия открытым, жестоко изнуряющим себя и своих читателей, безудержно разоблачающим покой? Возможно, этот неудержимый революционный порыв вошел в Батая благодаря движению сюрреализму, с которым у него происходит сближение в 1924-1925 гг., хотя отношения с Андре Бретоном всегда оставались достаточно напряженными. Но при этом Батай смог преодолеть сюрреализм, принимая некоторые из его основополагающих позиций: в отличии от сюрреалистов, бунтарей по природе, он смог обрести право на неограниченную и неопределяемую никем извне свободу не через противопоставление себя обществу, а в нем; не через агрессивное пренебрежение к большинству, а в способности видеть в нем присутствие личностей; не через призывы жертвовать другими, а в усилии принести в жертву самого себя. Поэтому мы видим Батая одновременно и как академического ученого, библиотекаря в отделе медалей Национальной библиотеке(1924), организатора таких общественно значимых журналов, как "Ацефал"(1935) и "Критик"(1946), обладателя ордена Почетного легиона(1952); и как страстного любителя самых злачных мест Парижа, увлеченного читателя Маркса, Троцкого и Плеханова и участника "Демократического коммунистического кружка"(1930-1931), безудержного любовника, способного увлекаться многими и одновременно, сохраняя при этом в неприкосновенной потаенности свою любовь(как это было с "Лаурой"--Колетт Пеньо-и с Дианой Кочубей). Учитывая все это, неудивительно, что Жорж Батай переезжает в свою первую в жизни собственную квартиру, приобретенную на деньги, полученные в ходе благотворительной распродажи в его пользу(свои произведения предложили на аукцион Макс Эрнст, Пабло Пикассо, Альберто Джакометти и др.), первого марта 1962 года, а 8 июля он умрет. В этом есть высшая закономерность: для человека такой бесприютной открытости, каким был Батай, обретение квартиры могло быть только призывом смерти. В одной статье 1946 года Жорж Батай сказал: "Я мыслю так же, как девка задирает юбку. В самых крайних пределах своего движения мысль суть бесстыдство, непристойность". Не постыдимся же открыть глаза этой непристойности-может быть, она поможет нам стать другими. Библиография: 1. Georges Bataille, De uvres completes, t. 1-12, Paris, Gallimard, 1970-1988. 2. Жорж Батай, Внутренний опыт, Спб, 1997. 3. Жорж Батай, Литература и зло, М., 1994. 4. Жорж Батай, Ненависть к поэзии. Порнолатрическая проза., М.,1999. 5. Жорж Батай, Сад и обычный человек// Маркиз де Сад и 20 век, М., 1992, 89-117. 6. Жорж Батай, Суверенный человек Сада// там же, 117-133. 7. Танатография Эроса. Жорж Батай и французская мысль середины 20 века., Спб, 1994. 8. С.Л. Фокин, Философ-вне-себя, Спб, 2002.
|
Возврат: [начальная страница] [список авторов]
Все содержание
(C) Copyright РХГА