|
Батай
Жорж (1897-1962)
|
|
БАТАЙ,
ЖОРЖ (Bataille,
Georges) (1897–1962), французский писатель и философ, в 1940–1950 годы
– один из лидеров левых интеллектуалов во Франции, автор книг по проблемам
философии, религии, экономики; по характеристике М.Хайдеггера – «самый
светлый ум во Франции». Родился 10 сентября
1897 в Бийоме. В 1901–1913 учился в лицее в Реймсе. В 1914 принял католичество.
В 1915 окончил колледж д'Эперней, в 1918 поступил в Эколь де Шарт в
Париже, где в 1922 защитил дипломную работу Рыцарский орден, стихотворная повесть 13 в. и получил квалификацию
архивиста-палеографа. В том же году поступил на службу в парижскую Национальную
библиотеку, где проработал до 1942. В начале 1920-х годов в Париже много
общался с Львом Шестовым; под его влиянием начал читать Достоевского,
Кьеркегора, Паскаля, Платона, принял участие в переводе на французский
язык книги Шестова Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше (1925).
Кроме этих мыслителей, его интересовали Ницше, Фрейд, де Сад, позже
– Гегель и Маркс; стержнем его концепции стало гегельянство, переосмысленное
с позиций ницшеанства и психоанализа. С середины 1920-х годов Батай
публиковал статьи в журналах «Аретуза» («Ar
thuse»),
«Документы» («Documents»), специализировавшихся на искусствоведении,
археологии, этнографии. В 1931 познакомился с Борисом Суварином и вступил
в Демократический коммунистический кружок (распался в 1934). Тогда же
опубликовал ряд статей в журнале «Социальная критика» («La critique
sociale»): Критика
основ гегелевской диалектики (совместно с Раймоном Кено,
1932; в статье проводилась мысль о необходимости обогащения марксистской
диалектики за счет включения в нее психоанализа Фрейда и социологии
Мосса и Дюркгейма); Проблема государства (1933) (против революционного
оптимизма, фашистского тоталитарного государства и диктатуры социализма);
Психологическая структура фашизма.
Первым во Франции Батай применил психоаналитические методы к анализу
политических проблем. С 1931 Батай участвовал
в семинаре Александра Койре в Школе высших исследований, а в 1934 –
в семинаре Александра Кожева, где в сотрудничестве с Р.Кено, Р.Ароном,
М.Мерло-Понти, Эриком Вейлем, Андре Бретоном и другими работал над переводом
и комментариями к гегелевской Феноменологии
духа (семинар действовал до 1939). В 1935 принял участие в работе
группы, организованной Ж.Лаканом. В 1935 стал одним
из инициаторов движения «Контратака» («Contre-Attaque»), объединившего
левых интеллектуалов различных творческих ориентаций, в том числе сюрреалистов.
Основными лозунгами движения были антинационализм, антикапитализм, антипарламентаризм,
даже антидемократия, а основной целью – замена мифов фашизма мифами
моральной и сексуальной революции. Основными источниками вдохновения
«Контратаки» были сочинения маркиза де Сада, Фурье, Ницше (движение
распалось в 1936). Члены движения принимали участие в уличных манифестациях,
протестуя против действий националистической организации «Аксьон франсез».
В этот период Батая и близких к нему членов движения обвинили в профашистских
настроениях, поскольку в одном из составленных ими документов «недипломатическая
грубость» Гитлера трактовалась как позитивная альтернатива «слюнтяйства»
политиков и дипломатов. С 1936 Батай начал
организацию тайного общества «Асефаль» («Ac
phale») и одновременно журнала с тем же названием. Первый номер журнала
вышел в 1936, общество было создано в 1937 (его членами стали Клоссовски,
Шави, Шенон и др.; одно из правил общества – не подавать руки антисемитам).
В том же году Батай стал одним из организаторов социологического коллежа,
одной из задач которого была разработка социологии «священного», способной
дополнить марксистский анализ исследованием иррациональных фактов социальной
жизни, изучением социального бытия в тех его формах, в которых обнаруживается
присутствие «священного». В тот же период Батай организовал Общество
коллективной психологии, нацеленное на изучение роли психологических,
в том числе бессознательных, факторов в социальной жизни. На первый
план для Батая выдвинулись проблемы смерти как основы социальных отношений
(смерть – «эмоциональный элемент, придающий безусловное значение совместному
существованию»), вины (в 1944 выходит в свет его книга Виновный
– Le coupable), греха, зла, внутреннего
опыта (книга Внутренний опыт
– L'exp
rience int
rieure –
опубликована в 1943). В 1946 по инициативе
Батая началось издание журнала «Критика» («Critique»), где он опубликовал
статьи Моральный смысл социологии,
Тайна Сада, О рассказах жителей Хиросимы, Переход от животного к человеку
и рождение искусства, Коммунизм и сталинизм, Сад (1740–1814) и др. В эти годы и позже им были написаны
следующие работы: О Ницше
(Sur Nietzsche, 1945), Метод медитации («M
thode de m
ditation», 1947), Литература
и зло (La litt
rature et le mal, 1957), Эротизм («L'
rotisme, 1957») и др. В 1952 Батай был награжден орденом Почетного
легиона. Умер Батай в Париже 8 июля 1962. Дорофеев
Д. Ю |
Возврат: [начальная страница] [список авторов]
Все содержание
(C) Copyright РХГА