|
![]() |
|
|
||
БАТАЙ,
ЖОРЖ (Bataille,
Georges) (1897–1962), французский писатель и философ, в 1940–1950 годы
– один из лидеров левых интеллектуалов во Франции, автор книг по проблемам
философии, религии, экономики; по характеристике М.Хайдеггера – «самый
светлый ум во Франции». Родился 10 сентября
1897 в Бийоме. В 1901–1913 учился в лицее в Реймсе. В 1914 принял католичество.
В 1915 окончил колледж д'Эперней, в 1918 поступил в Эколь де Шарт в
Париже, где в 1922 защитил дипломную работу Рыцарский орден, стихотворная повесть 13 в. и получил квалификацию
архивиста-палеографа. В том же году поступил на службу в парижскую Национальную
библиотеку, где проработал до 1942. В начале 1920-х годов в Париже много
общался с Львом Шестовым; под его влиянием начал читать Достоевского,
Кьеркегора, Паскаля, Платона, принял участие в переводе на французский
язык книги Шестова Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше (1925).
Кроме этих мыслителей, его интересовали Ницше, Фрейд, де Сад, позже
– Гегель и Маркс; стержнем его концепции стало гегельянство, переосмысленное
с позиций ницшеанства и психоанализа. С середины 1920-х годов Батай
публиковал статьи в журналах «Аретуза» («Ar
С 1931 Батай участвовал
в семинаре Александра Койре в Школе высших исследований, а в 1934 –
в семинаре Александра Кожева, где в сотрудничестве с Р.Кено, Р.Ароном,
М.Мерло-Понти, Эриком Вейлем, Андре Бретоном и другими работал над переводом
и комментариями к гегелевской Феноменологии
духа (семинар действовал до 1939). В 1935 принял участие в работе
группы, организованной Ж.Лаканом. В 1935 стал одним
из инициаторов движения «Контратака» («Contre-Attaque»), объединившего
левых интеллектуалов различных творческих ориентаций, в том числе сюрреалистов.
Основными лозунгами движения были антинационализм, антикапитализм, антипарламентаризм,
даже антидемократия, а основной целью – замена мифов фашизма мифами
моральной и сексуальной революции. Основными источниками вдохновения
«Контратаки» были сочинения маркиза де Сада, Фурье, Ницше (движение
распалось в 1936). Члены движения принимали участие в уличных манифестациях,
протестуя против действий националистической организации «Аксьон франсез».
В этот период Батая и близких к нему членов движения обвинили в профашистских
настроениях, поскольку в одном из составленных ими документов «недипломатическая
грубость» Гитлера трактовалась как позитивная альтернатива «слюнтяйства»
политиков и дипломатов. С 1936 Батай начал
организацию тайного общества «Асефаль» («Ac
В 1946 по инициативе
Батая началось издание журнала «Критика» («Critique»), где он опубликовал
статьи Моральный смысл социологии,
Тайна Сада, О рассказах жителей Хиросимы, Переход от животного к человеку
и рождение искусства, Коммунизм и сталинизм, Сад (1740–1814) и др. В эти годы и позже им были написаны
следующие работы: О Ницше
(Sur Nietzsche, 1945), Метод медитации («M
Дорофеев
Д. Ю |
Возврат: [начальная страница] [список авторов]
Все содержание
(C) Copyright РХГА