|
Бахтин
Михаил Михайлович (1895-1975)
|
|
Михаил
Михайлович Бахтин (1895-1975) - крупнейший мыслитель XX века,
работы которого в области философии и филологии ныне считаются классическими.
Родился в Орле. Окончил филологический факультет Петроградского университета.
С 1920 начал педагогическую и литературную деятельность. В книге "Проблемы
творчества Достоевского" (1929) вводит в обиход филологии представление
о "полифонизме" текста, то есть таком типе повествования,
когда слова героев звучат как будто из разных независимых источников
- так игра разных инструментов в ансамбле образует полифонию. В противовес
"монологическому" слову большинства писателей проза Достоевского
"диалогична". Философское понимание культуры как диалога,
вырастающее у Бахтина из наблюдений над прозой Достоевского, привело
к революции в социолингвистике и заложило основание современной культурологии. Переворот
в теории литературы вызвала работа Бахтина "Творчество Франсуа
Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" (завершена
в 1940, опубликована в 1965). Бахтин показал, что литература имеет корни
в "народных праздниках" - карнавалах и мистериях древности.
В целом работы Бахтина, посвященные исследованию западной литературной
традиции, остаются революционными до сих пор и по сути открывают целый
новый мир - мир мифо-ритуальной традиции, которую Бахтин увидел в карнавале
и связал с народной смеховой культурой . Сейчас становится ясно, что
дело не столько в "народности" этой культуры, сколько в ее
традиционной обрядовости, которая позволяет передавать предания из глубины
веков "живым примером", вне письменной фиксации. Для
творчества Бахтина была характерна социологическая направленность. Ряд
своих работ, как считают некоторые исследователи-литературоведы, он
опубликовал "под маской", пользуясь псевдонимами "В.
Н. Волошинов" (книга "Философия и социология гуманитарных
наук") и "П. Н. Медведев" (книга "Формальный метод
в литературоведении"). В настоящее время исследованию творчества
Бахтина посвящены десятки монографий, выходят специальные журналы, где
наследие мыслителя рассматривается с разных сторон (например, журнал
"Диалог, Карнавал, Хронотоп"). Наблюдается и определенное
недопонимание позиции и представлений Бахтина - ряд западных исследователей
упрощает его идеи, сводит открытия Бахтина, в частности его представления
о карнавализации бытия, к воспеванию "телесного" и индивидуалистического
начала в человеке. Сам же Бахтин в своей работе "К философии поступка"
ясно говорил об "архитектонике личности" как необходимости
жить не в сфере абстракций, а в реальном мире - и отвечать за свои поступки.
Труды Бахтина дали мощный импульс развитию целого ряда научных дисциплин
- и пусть некоторые идеи были намечены им приблизительно, ныне они получают
развитие и продолжение в работах целых научных школ. Бахтин
писал о критерии истинности гуманитарного знания, ключевым моментом
которого является "выяснение внутреннего ядра личности, в отношении
которого возможно только чистое бескорыстие". Мировая наука получила
в лице Бахтина не просто одного из наиболее глубоких мыслителей XX в.
- русский ученый с его идеями культуры как диалога поставил проблему,
к которой западная философия не была готова. Заметим, что сам ученый
прожил жизнь, которая кажется в некотором смысле "сказочной",
исключительной: он смог плодотворно работать все время, не поступаясь
своим личным и научным достоинством. С
1957 руководил кафедрой литературы Мордовского государственного университета
в Саранске. Нечипоренко
Ю.Д.
|
Все
содержание (C) Copyright РХГА