Климент
Римский
Святого
Климента, епископа Римского,к коринфянам послание I
Глава I.
Церковь Божия, находящаяся в Риме, Церкви Божией, находящейся в Коринфе,
званным, освященным по воле Божией чрез Господа нашего Иисуса Христа.
Благодать вам и мир от всемогущего Бога чрез Иисуса Христа да умножится.
Внезапные и одно за другим случившиеся с нами несчастия и бедствия были
причиною того, братья, что поздно, как думается нам, обратили мы внимание
на спорные у вас дела, возлюбленные, и на неприличный и чуждый избранникам
Божиим, преступный и нечестивый мятеж, который немногие дерзкие и высокомерные
люди разожгли до такого безумия, что почтенное, славное и для всех достолюбезное
имя ваше подверглось великому поруганию. Ибо кто, побывавший у вас, не
хвалил вашей, всеми добродетелями исполненной и твердой, веры? Не удивлялся
вашему трезвенному и кроткому во Христе благочестию? Не превозносил вашей
великой щедрости в гостеприимстве? Не прославлял вашего совершенного и
верного знания? Во всем вы поступали нелицеприятно, ходили в заповедях
Божиих, повинуясь предводителям вашим, и, воздавая должную честь старшим
между вами! Юношам внушили скромность и благопристойность; жен наставляли,
чтоб они все делали с неукоризненною, честною и чистою совестию, любя,
как должно, своих мужей, и учили их, чтобы они, не выступая из правила
повиновения, пристойно распоряжались домашними делами, и вели себя вполне
целомудренно.
Глава II.
Все вы были смиренны и чужды тщеславия, любили более подчиняться, нежели
повелевать, и давать нежели принимать. Довольствуясь тем, что Бог дал
Вам на путь земной жизни, и тщательно внимая словам Его, вы хранили их
в глубине сердца, и страдания Его были пред очами вашими. Таким образом
всем был дарован глубокий и прекрасный мир и ненасытимое стремление делать
добро: и на всех было полное излияние Святого Духа. Полные святых желаний,
с искренним усердием и благочестивым упованием, вы простирали руки свои
ко всемогущему Богу и умоляли Его быть милосердым, если вы в чем невольно
погрешили. День и ночь подвигом вашим было попечение о всем братстве,
чтобы число избранных Его спасалось в добродушии и единомыслии. Вы были
искренни, чистосердечны, и не помнили зла друг на друге. Всякий мятеж
и всякое разделение было вам противно. Вы плакали о проступках ближних;
их недостатки считали собственными. Не скучали делать добро, готовые на
всякое дело доброе. Будучи украшены такою добродетельною и почтенною жизнию,
вы все совершали в страхе Господа: Его повеления и заповеди были написаны
на скрижалях сердца вашего.
Глава III
Вся слава и широта дана была вам, и исполнилось, что написано: “он ел
и пил, разжирел и растолстел, и сделался непокорен возлюбленный” [Втор
32, 15]. А отсюда ревность и зависть, вражда и раздор, гонение и возмущение,
война и плен. Таким образом, люди бесчестные восстали против почтенных,
бесславные против славных, глупые против разумных, молодые против страших.
Поэтому удалились правда и мир, - так как всякий оставил страх Божий,
сделался туп в вере Его, не ходит по правилам заповедей Его, и не ведет
жизни, достойной Христа, но каждый последовал злым своим похотям, допустив
снова беззаконную и нечестивую зависть, чрез которую и смерть вошла в
мир.
Глава IV
Ибо так написано: “и было спустя несколько дней, приносил Каин от плодов
земли жертву Богу: и также Авель приносил от первородных овец и от туков
их; и призрел Бог на Авеля и на дары Его; на Каина же и на жертвы его
не посмотрел. И весьма опечалился Каин, и опало лицо его. И сказал Бог
Каину: что ты стал печален, и от чего опало лицо твое? Не согрешил ли
ты, если ты хотя правильно принес жертву, но неправильно разделил? Успокойся.
К тебе обращение его и ты будешь обладать тем. И сказал Каин Авелю, брату
своему: пойдем в поле; и было в то время, как они находились в поле, восстал
Каин на авеля брата своего и убил его”. Видите, братья, ревность и зависть
произвели братоубийство. По причине зависти отец наш Иаков убежал от лица
Исава, брата своего. Зависть была причиною, что Иосиф гоним был на смерть
и подвергся рабству. Зависть принудила Моисея бежать от лица фараона,
царя египетского, когда услышал он от единоплеменника своего: “кто поставил
тебя решителем или судьею над нами? Не хочешь ли убить меня, как убил
вчера египтянина?” За зависть Аарон и Мариам жили вне стана. Зависть Дафана
и Авирона живых низвела в ад за то, что они возмутились против Моисея,
служителя Божия. По причине зависти Давид не только подвергся ненависти
иноплеменных, но был гоним и от Саула, царя израильского.
Глава V
Но оставив древние примеры, перейдем к ближайшим подвижникам: возьмем
достойные примеры нашего поколения. По ревности и зависти величайшие и
праведные столпы Церкви подверглись гонению и смерти. Представим пред
глазами нашими блаженных апостолов. Петр от беззаконной зависти понес
не одно, не два, но многие страдания, и таким образом претерпевши мученичество,
отошел в подобающее место славы. Павел, по причине зависти, получил награду
за терпение: он был в узах семь раз, был изгоняем, побиваем камнями. Будучи
праповедником на Востоке и Западе, он приобрел благородную славу за свою
веру, так как научил весь мир правде, и доходил до границы Запада, и мученически
засвидетельствовал истину перед правителями. Так он переселился из мира,
и перешел в место святое, сделавшись величайшим образцом терпения.
Глава VI
К этим мужам, свято провождавшим жизнь, присовокупилось великое множество
избранных, которые по причине зависти претерпели многие поругания и мучения,
и оставили среди нас прекрасный пример. Завистию гонимы были женщины как
Данаиды и Дирки; претерпевши тяжкие и ужасные мучения, они прошли твердым
путем веры, и, немощные телом, получили славную награду. Зависть отлучала
жен от мужей и извращала слова праотца нашего Адама: “вот ныне кость от
костей моих, и плоть от плоти моей” [Быт 2, 23]. Зависть и раздор ниспровергли
великие города и совершенно истребили великие народы.
Глава VII
Это, возлюбленные, пишем мы не только для вашего наставления, но и для
собственного напоминания; потому что мы находимся на том же поприще, и
тот же подвиг предлежит нам. Итак, оставим пустые и суетные заботы, и
обратимся к славному и досточтимому правилу святого звания нашего. Будем
смотреть на то, что добро, что угодно и приятно Создателю нашему. Обратим
внимание на кровь Христа, - и увидим, как драгоценна пред Богом кровь
Его, которая была пролита для нашего спасения, и всему миру принесла благодать
покаяния. Пройдем все поколения людей и узнаем, что Господь в каждом поколении
милостиво принимал покаяние желавших обратиться к Нему. Ной проповедывал
покаяние, и послушившиеся его спаслись. Иона возвестил Ниневитянам погибель,
но они, раскаявшись в своих грехах, умилостивили Бога своими молитвами
и получили спасение, хотя были далеки от Бога.
Глава VIII
Служители благодати Божией по вдохновению Духа Святого говорили о покаянии;
и Сам Владыка всего говорил о покаянии с клятвою: “жив Я, говорил Господь,
не хочу смерти грешника, но покаяния”; и присовокупил еще следующую прекрасную
мысль: “Дом Израилев, обратитесь от нечестия вашего”. “Скажи сынам народа
Моего: хотя грехи ваши будут простираться от земли до неба, и хотя будут
краснее червлени и чернее власяницы, но если вы обратитесь ко Мне от всего
сердца, и скажите: Отче! то Я услышу вас, как народ святой”. И в другом
месте так говорит: “омойтесь, и очиститесь, удалите лукавство из душ ваших
пред очами моими, отстаньте от злодейств ваших; научитесь делать добро,
ищите правды, избавьте обиженного, рассудите о сироте, оправдайте вдовицу,
и придите и будем судиться, говорит Господь: и если будут грехи ваши,
как пурпур, то убелю их как снег; и если будут как червлень, то убелю
их как волну; и если хотите и послушаете Меня, то будете наслаждаться
благами земли; если же не хотите и не послушаете Меня, то меч истребит
вас: ибо уста Господни сказали это”. Итак, Он всех Своих возлюбленных
хочет сделать участниками покаяния, и утвердил это всемогущею Своею волею!
Глава IX
Поэтому покоримся величественной и славной воле Его, и, оставив суетные
дела, раздор и зависть, ведущую к смерти, припадем и обратимся к Его милосердию,
умоляя Его милость и благость. Будем постоянно взирать на тех, которые
совершенно послужили величественной Его славе. Возьмем Эноха, который
по своему послушанию был найден праведным, и преставился и не видели его
смерти. Ной был так же найден верным, и по своему служению проповедал
миру обновление, и через него спас Господь животных согласно вошедших
в ковчег.
Глава X
Авраам, названный другом, найден верным по своему послушению словам Божиим.
Он из послушания вышел из земли своей, и от родства своего, и из дому
отца своего, чтобы оставить землю малую, родство малосильное и небольшой
дом, наследовал обетованию Божии. Ибо так Бог сказал ему “удались из земли
твоей, и от родства твоего, и из дому отца твоего в землю, которую покажут
тебе. И сделаю тебя народом великим; и благословлю тебя, и возвеличу имя
твое, и будешь благословен. И благословлю благославляющих тебя, и проклинающих
тебя прокляну, и благославляться в тебе все племена земные”. И опять по
разделении его с Лотом сказал ему Бог: “подыми глаза твои, и взгляни с
места, где ты теперь, к северу и югу, и к востоку и к морю: ибо всю землю,
которую ты видишь, отдам тебе и семени твоему на век. И соделаю семя твое
как песок земной: если кто может сосчитать песок земной, то и семя твое
сочтется”. И еще сказано: “вывел Бог Авраама и сказал ему: взгляни на
небо и сосчитай звезды, если можешь счесть их: так будет семя твое”. И
поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. За веру и гостеприимство
был дан ему в старости сын, но он из послушания принес его в жертву Богу
на одной из показанных от Него гор.
Глава XI
За гостеприимство и благочестие Лот вышел невредимым из Содома, тогда
как вся окрестная страна была наказана огнем и серою: и тем ясно показал
Господь, что Он не оставляет уповающих на Него; а уклоняющихся от Него
подвергает мучениям и казни. Ибо вышедшая с ним жена его, так как была
других мыслей и несогласна с ним, поставлена в знамение: она сделалась
соляным столбом, и осталась даже до сего дня, чтобы все знали, что двоедушные
и сомневающиеся о могуществе Юожием служат примером суда и знамением для
всех родов.
Глава XII
За веру и гостеприимство была спасена Раав блудница. Когда Иисусом Навином
были посланы соглядатаи в Иерихон, и царь земли той узнал, что они пришли
осматривать его землю, то послал людей схватить их, чтобы схватив, предать
их смерти. Но гостеприимная Раав, принявши их к себе, скрыла на верху
своего дома в снопах льна. И когда посланные от царя явились к ней и говорили:
люди пришли к тебе, соглядатаи земли нашей, выведи их, так повелевает
царь, то она отвечала: приходили ко мне два человека, которых вы ищете,
но они скоро ушли, и теперь в пути; таким образом, она не показала их
посланным. А мужем тем сказала: знаю верно, что Господь Бог ваш предаст
вам этот город; потому что страх и трепет от вас напал на живущих в нем.
Итак, когда удастся вам взять его, сохраните меня и дом отца моего. А
они сказали ей: будет так, как ты сказала нам. Как скоро узнаешь о приближении
нашем, собери всех своих под кровлю твою и будут целы, а кто будет найден
вне дома, погибнет. Притом дали ей знак, чтобы она свесила из дома своего
красную веревку, - и тем показали, что всем верующим и уповающим на Бога
будет искупление кровию Господа. Видите, возлюбленные, в этой жене была
не только вера, но и пророчество.
Глава XIII
Итак, будем смиренны, братья, отложив всякое надмение, гордость, неразумие
и гнев, и будем поступать как написано. Ибо говорит Дух Святой: “да не
похвалится мудрый мудростию своею, но сильный силою своею, ни богатый
богатством своим, но хвалящийся пусть хвалится Господом, ища Его, и творя
суд и правду”. Особенно будеми помнить слова Господа Иисуса, которые изрек
Он, научая кротости и великодушию. Он так сказал: “милуйте, чтобы быть
помилованными, отпущайте, дабы вам было отпущено; как вы делаете, так
вам будут делать; как даете, так вам дано будет; как судите, так самы
судимы будете; как будете снисходить, так к вам будут снисходить; какою
мерою мерите, такою отмерится вам”. Этою заповедию и этими внушениями
утвердим себя, чтобы ходить со смирением, повинуясь святым повелениям
Его. Ибо святое слово говорит: “на кого воззрю, - только на кроткого и
тихого, и трепещущего слов Моих”.
Глава XIV
Итак, праведное и святое дело, братья, более повиноваться Богу, нежели
последовать тем, которые в надменности и кичливости стали предволителями
презренной зависти. Ибо не малому вреду, а напротив, подвергнемся великой
опасности, если опрометчиво отдадим себя на волю тех людей, которые подстрекают
нас к раздору и мятежам, чтобы отвести нас от добродетели. Будем снисходительны
друг к другу, как милосерд и благ Сотворивший нас; ибо написано: “добрые
будут обитателями земли, и невинные останутся на ней; а беззаконные истребятся
с нее”. И опять говорит Писание: “я видел нечестивого превозносящегося
и высящегося, как кедры ливанские; и прошел я мимо, и вот его уже не стало,
и искал я места его, и не нашел. Храни невинность и соблюдай правоту,
потому что мирного человека ожидают добрые последствия.
Глава XV
Итак, присоединимся к тем, которые с благочестием хранят мир, а не к тем,
которые с лицемерием желают мира; ибо сказано где-то: эти люди почитают
Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня. И в другом месте: “устами
своими они благославляли, а сердцем своим проклинали”. И еще сказано:
возлюбили Его устами своими, и языком своим солгали Ему; сердце же их
не было право с Ним; и они не были верны в завете Его. Да будут немы уста
льстивые, и да истребит Господь уста льстивых и язык велеречивый, - тех,
которые говорят: язык наш возвеличим, уста наши при нас: кто наш Господь?
Ради бедствий нищих, и воздыхания убогих, ныне Я восстану, говорит Господь:
послужу им спасением, и буду поступать с ними честно.
Глава XVI
Ибо Христос принадлежит смиренным, а не тем, которые возносятся над стадом
Его. Жезл величия Божия, Господь наш Иисус Христос не пришел в блеске
великолепия и надменности, хотя и мог бы, но смиренно, как сказал о Нем
Дух Святой. Ибо говорит Он: “Господи, кто веровал слуху нашему? и рука
Господня кому открылась? Мы возвестили пред Ним; Он как малый отрок, как
корень в земле жаждущей, - не имеет ни вида, ни славы. И мы видели Его,
и не имел Он ни вида, ни красоты; но вид Его бесчестен, унижен более вида
человеков: Он человек в язве и страдании, умеющий переносить болезнь;
потому что отвратилось лицо Его, - было поругано и презрено. Он грехи
наши носит и за нас страдает; а мы думали, что Он праведно подвержен страданию,
и язве, и мучению; но Он уязвлен был за грехи наши и мучен был за беззакония
наши; наказание мира нашего на Нем чрез рану Его мы исцелились. Все мы,
как овцы, заблудились; всякий человек блуждал на пути своем, и Господь
предал Его за грехи наши. И Он, будучи мучим, не отверзает уст: как овца
был веден на заклание, и как анец безгласный пред стригущим его, так Он
не отверзает уст Своих. За смирение Его с Него снят был суд. Кто расскажет
Его род, когда жизнь Его берется от земли? За беззакония людей Моих Он
идет на смерть. И потому помилую злых за гроб Его, и богатых за смерть
Его; ибо Он не сделал беззакония и обмана не нашлось в устах Его. И Господу
угодно очистить Его от язвы; если дадите жертву о грехе, то душа ваша
узрит семя долговечное. И Господь хочет спасти Его от страдания души Его,
показать Ему свет и образовать разумом, и оправдать праведного, который
благодетельно послужил многим; и грехи их Он понесет. Поэтому Он будет
обладать многими и разделит добычи сильных, - за то, что предана была
на смерть душа Его и был причтен к злодеям; и Он уничтожил грехи многих
и за беззакония их был предан”. И опять Он же говорит: “Я червь, а не
человек, поношение человеков и уничижение людей. Все видящие Меня издевались
надо Мною, говорили устамии кивали головою, говоря: “Он уповал на Господа,
пусть избавит Его и сохранит Его, так как благоволит к Нему”. - Видите
возлюбленные, какой дан нам образец: ибо если Господь так смирил Себя,
то что должны делать мы, которые чрез Него пришли под иго благодати Его?
Глава XVII
Будем подражать
и тем, которые скитались в козьих и овечьих кожах, проповедуя о пришествии
Христовом: разумеем пророков Илию, Елисея и Иезикиля, также и тех, которые
получили прекоасное свидетельство в Писании. Авраам получил великое свидетельство,
и назван другом Божиим: но, взирая на славу Божию, со смирением говорит:
я земля и пепел. Далее и об Иове так написано: Иов был праведен и непорочен,
истинен и благочестив, и удалялся от всякого зла. Но он, сам себя осуждая,
сказал: никто не чист от скверны, хотя бы и один день была жизнь Его.
Моисей назван верным во всем доме его, и Бог через его служение совершил
суд над Египтом посредством мучений и казней: но и он, столько прославленный,
не величался, но, когда из Купины было к нему Божественное слово, сказал:
кто я, что Ты меня посылаешь? Я заика и косноязычен. И опять говорит:
я пар из котла.
Глава XVIII
Что же скажем о прославленном Давиде, о котором сказал Бог: “Я нашел человека
по сердцу Моему, Давида сына Иесеева, милостию вечною Я помазал его”?
Но и он говорит Богу: помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и
по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Еще более - омой меня
от неправды моей, и очисти меня от греха моего, ибо я знаю неправду свою
и грех мой всегда предо мною. Тебе одному согрешил я и пред Тобою сделал
зло, чтобы Ты оправдался в словах Твоих и победил, когда станут судить
Тебя. Ибо в беззакониях зачат я и в грехах родила меня мать моя. Ты возлюбил
истину: сокровенные тайны премудрости Твоей Ты открыл мне. Окропи меня
иссопом, и буду чист, омой меня, и буду белее снега. Слуху моему дай радость
и веселие: и сокрушенные кости мои возрадуются. Отврати лицо от грехов
моих, и изгладь все беззакония мои. Создай во мне сердце чистое, Боже,
и дух правый обнови в утробе моей. Не отвергни меня от лица Твоего, и
Духа Твоего Святаго не отними от меня. Воздай мне радость спасения Твоего,
и уркпи меня духом владычним. Научу грешников путям Твоим и нечестивые
обратятся к Тебе. Избавь меня от пролития крови, Боже, Боже спасения моего.
Язык мой воспоет правду Твою. Господи, открой уста мои, и уста мои возвестят
хвалу Твою. Если бы Ты восхотел иной жертвы, я принес бы; но всесожжения
тебе не угодны. Жертва Богу дух сокрушенный; сердце сокрушенное и смиренное
Бог не презрит.
Глава XIX
Смирение и послушливая покорность этих мужей, получивших столь славное
свидетельство от Самого Бога, сделали лучшими не только нас, но и прежде
бывшие поколения, именно тех, которые со страхом и искренностию принимали
глаголы Его. Итак, имея пред собою столь многие великие и славные деяния,
обратимся к цели мира, указанной нам изначала, и взирая ко Отцу и Создателю
всего мира, вникнем в Его величественные и превосходные дары мира и в
Его благодеяния. Воззрим на Него умом и душевными очами, посмотрим на
долготерпение Его воли, и помыслим, как Он кроток ко всему творению Своему.
Глава XX
Небеса, по Его распоряжению движущиеся, в мире повинуются Ему: и день
и ночь совершают определенное им течение, не препятствуя друг другу. Солнце
и лики звезд, по Его велению, согласно, без малейшего уклонения проникают
на назначенные им пути. Плодоносящая земля, по Его воле, в определенные
времена производит изобильную пищу человекам, зверям и всем находящимся
на ней животным, не замедляя и не изменяя ничего из предписанного им.
Неисследимые и непостижимые области бездны и преисподней держатся теми
же велениями. Беспредельное море, по Его устроению совокупленное в большие
водные массы, не выступает за положенные ему преграды, но делает так,
как Он повелел. Ибо Он сказал: доселе дойдешь, и волны твои в тебе сокрушатся.
Непроходимый для людей океан, и миры за ним находящиеся, управляются теми
же повелениями Господа. Времена года - весна, лето, осень и зима мирно
сменяются одни другими. Определенные ветры, каждый в свое время, беспрепятственно
совершают свое служение. Не иссякающие источники, созданные для наслаждения
и здравия, непрестанно доставляют людям свою влагу, необходимую для их
жизни. Наконец, малейшие животные мирно и согласно составляют сожительства
между собою. Всему этому повелел быть в согласии и мире великий Создатель
и Владыка всего, Который благотворит всем, а преимущественно нам, которые
прибегли к милосердию Его чрез Господа нашего Иисуса Христа, Коему слава
и величие во веки веков. Аминь.
Глава XXI
Смотрите, возлюбленные, чтобы столь многие благодеяния Его не обратились
всем нам в осуждение, если мы, живя достойно Его, не будем единодушно
совершать благое и угодное Ему. Ибо сказано где-то: Дух Господа есть светильник,
испытующий тайны утробы. Помыслим, как Он близок к нам, и что ни одна
из наших мыслей или совещаний, какие мы делаем, не закрыты от Него. Итак,
надлежит нам не отступать от воли Его: лучше воспротивимся глупым и несмысленным,
превозносящимся и хвалящимся пышностию слова своего людям нежели Богу.
Будем благоговеть перед Господом Иисусом Христом, Коего кровь предана
за нас, будем почитать предстоятелей наших, уважать пресвитеров, юношей
воспитывать в страхе Божием, жен своих направлять к добру, чтобы они отличались
достолюбезным нравом целомудрия, показывали чистое свое расположение к
кротости, скромность языка своего обнаруживали молчанием, любовь свою
оказывали не по склонностям, но равную ко всем свято боящимся Бога. Дети
ваши пусть получают воспитание христианина; пусть научаются, как сильно
пред Богом смирение, что значит пред Богом чистая любовь, как прекрасен
и велик страх Божий и спасителен для всех, свято ходящих в нем с чистым
умом. Ибо Он есть испытатель мыслей и желаний наших: Его дыхание в нас,
и когда восхощет, возьмет Его.
Глава XXII
Все сие подстверждает вера христианская. Ибо Сам Христос чрез Духа Святого
так взывает к нам: приходите, дети, послушайте Меня; страху Господню научу
вас. Кто есть человек, хотящий жизни, любящий видеть дни благие? Удержи
язык твой от зла, и уста твои, чтобы не говорить коварства. Уклонись от
зла и сотвори доброе; ищи мира, и гонись за ним. Очи Господни обращены
на праведных, и уши Его на молитву их: а на делающих злое лицо Господне
обращается для того, чтобы истребить с земли память их. Воззвал праведник,
и Господь услышал его, и избавил его от всех скорбей его. Много бичей
грешному: уповающих же на Господа будет окружать милость Его.
Глава XXIII
Милосердый во всем и благодетельный Отец милостив к боящимся Его, и дары
Свои охотно и ласково раздает приступающим к Нему с чистым расположением.
Посему не будем сомневаться, и душа наша да не отчаивается о превосходных
и славных дарах Его: да будет далеко от нас сказанное в Писании, где оно
говорит: несчастны двоедушные, колеблющиеся душою и говорящие: это мы
слышали и во время отцов наших, и вот мы состарились, но ничего такого
с нами не случилось. Неразумные! Сравните себя с деревом, возьмите в пример
виноградную лозу: сперва она теряет лист, потом образуется отпрыск, потом
лист, потом цвет, и после этого незрелый, наконец, спелый виноград. Видите,
как в короткое время древесный плод достигает зрелости. Скоро поистине
и внезапно совершится воля Господа по свидетельству самого Писания: скоро
придет, и не замедлит, и внезапно придет в храм Свой Господь и Святой,
Которого вы ожидаете.
Глава XXIV
Рассмотрим, возлюбленные, как Господь постоянно показывает нам будущее
воскресение, коего начатком соделал Господа Иисуса Христа, воскресив Его
от мертвых. Посмотрим, возлюбленные, на воскресение, совершающееся во
всякое время. День и ночь представляют нам воскресение: ночь отходит ко
сну, - встает день; проходит день, - настает ночь. Посмотрим на плоды
земные, каким образом происходит сеяние зерен. Вышел сеятель, бросил их
в землю, и брошенные семена, которые упали на землю сухие и голые, согнивают;
но после этого разрушения великая сила Промысла Господня воскрешает их,
и из одного зерна возвращает многие и производит плод.
Глава XXV
Взглянем на необычайное знамение, бывающее в восточных странах, то есть
около Аравии. Есть там птица, которая называется Феникс. Она рождается
только одна и живет по пяти сот лет. Приближаясь к своему разрушению смертному,
она из ливана, смирны и других ароматов делает себе гнездо, в которое,
по исполнении своего времени, входит и умирает. Из согнивающего же тела
рождается червь, который, питаясь влагою умершего животного, оперяется;
потом, пришедши в крепость, берет то гнездо, в котором лежат кости его
предка, и с этою ношею совершает путь из Аравии в Египет, в город, называемый
Илиополь, и прилетая днем, в виду всех кладет это на жертвенник солнца,
и таким образом назад удаляется. Жрецы рассматривают летописи, и находят,
что эта птица являлась по исполнении пятисот лет.
Глава XXVI
Итак, почтем ли мы великим и удивительным, если Творец всего воскресит
тех, которые в уповании благой веры свято служили Ему, когда Он и посредством
птицы открывает нам Свое великое обещания Своего? Ибо говорится где-то:
и Ты воскресишь меня и восхвалю Тебя. И еще: я уснул, и спал, но восстал,
потому что Ты со мною. Так же Иов говорит: и Ты воскресишь эту плоть мою,
которая терпит все это.
Глава XXVII
В этой надежде да прилепятся души наши к Тому, Кто верен в обещаниях и
праведен в судах Своих. Заповедавший не лгать, тем более Сам не солжет;
ибо для Бога ничего нет невозможного: невозможно только солгать. Итак,
да воспламенится в нас вера Его, и будем помышлять, что все близко к Нему.
Словом величества Своего Он все создал, словом же может и разрушить это.
“Кто скажет Ему: зачем сделал? или кто воспротивится могуществу силы Его”.
Когда Ему угодно, Он все сделает, и ничего из определенного Им не останется
без исполнения. Все пред Ним, и ничто не скрыто от совета Его. “Если небеса
поведают славу Божию, то твердь возвещает о творении рук Его; день дню
отрыгает слово, и ночь ночи возвращает ведение. И нет слов, ни речей,
звуки которых не были бы слышимы.
Глава XXVIII
Итак, если Бог все видит и слышит, то убоимся Его, и оставим нечистые
стремления к худым делам чтобы милосердием Его покрыться от будущих судов.
Ибо куда может кто-либо из нас убежать от крепкой, руки Его? Какой мир
примет убежавшего от Него? Ибо говорит негде Писание: “куда пойду и где
скроюся от лица Твоего? если взойду на небо, Ты там; если пойду на конец
земли, и там десница Твоя; если расположусь в безднах, и там Дух Твой”.
Итак, куда мог бы кто удалиться, или куда убежать от Того, Кто все объемлет?
Глава XXIX
Итак, приступим к Нему в святости души, поднимая к Нему чистые и нескверные
руки, и любя кроткого милосердого Отца нашего, Который избрал нас в достояние
Себе; ибо так написано: “когда Вышний разделял народы, когда расселял
сынов Адамовых, то Он поставил пределы народов по числу ангелов Божиих:
и частию Господнею стал народ Его Иаков, межею наследия Его Израиль”.
И в другом месте говорится “вот Господь избирает Себе народ из среды народов,
как человек берет начатки с гумна своего и произойдет из того народа святое
святых.
Глава XXX
Итак, будучи уделом Святого, будем делать все относящееся к святости,
убегая злословия, нечистых и порочных связей, пьянства, страсти к нововведениям,
низких похотей, скверного прелюбодеяния и гнусной гордости. Ибо говорится:
Бог гордым противится, смиренным же дает благодать. Итак, присоединимся
к тем, которым дана от Бога благодать. Облечемся в единомыслие, будем
смиренны, воздержны, далеки от всякой клеветы и злоречия, оправдывая себя
делами, а не словами. Ибо сказано: кто говорит много, тот должен и слушать
в свою очередь; или многоречивый будет праведен? Благословен рожденный
от жены, недолговечный. Не будь многоречив, хвала наша да будет у Бога,
а не от нас самих; Бог ненавидит тех, которые сами хвалят себя. Пусть
свидетельство о добром поведении нашем будет дано от других, так как дано
было оно отцам нашим праведным. Наглость, надменность и дерзость свойственны
проклятым от Бога; умеренность, смиренномудрие и кротость да будут у благословенных
от Бога.
Глава XXXI
Итак, взыщем благословения Его, и посмотрим, какие пути приводят к благословению.
Вспомним, что было от начала. За что был благословен отец наш Авраам?
Не за то ли, что по вере своей творил правду и истину? Исаак с уверенностию
и зная будущее охотно стал жертвою. Иаков со смирением оставил из-за брата
землю свою, пошел в Лавану и служил; и даны ему двенадцать колен израилевых.
Глава XXXII
Если кто рассмотрит все в подробности, то познает величие даров, данных
от Бога. От Иакова все священники и левиты, служащие при жертвеннике Божием.
От него Господь Иисус по плоти: от него цари, начальники, вожди чрез Иуду;
и прочие его колена в немалой славе, так как обещал Бог: “будет семя твое,
как звезды небесные”. И все они прославились и возвеличились не сами собою,
и не делами своими, и не правотою действий, совершенных ими, но волею
Божею. Так и мы, будучи призваны по воле Его во Христе Иисусе, оправдываемся
не сами собою, и не своею мудростию, ил разумом, ил благочестием, или
делами, в святости сердца нами совершаемыми, но посредством веры, которую
Вседержитель Бог от века всех оправдывал. Ему да будет слава во веки веков.
Аминь.
Глава XXXIII
Итак, что нам делать, братья? Отстать ли от добродетели и любви? Отнюдь
нет, не дай Господь, чтоб это сталось с нами; напротив, со всем усилием
и готовностию поспешим совершать доброе дело. Ибо Сам Творец и Владыка
всего веселится о делах Своих. Он высочайшею Своею силою утвердил небеса
и непостижимою Своею мудростию украсил их; Он отделил землю от окружающей
ее воды, и утвердил на прочном основании Своего хотения, и Своею властию
повелел быть ходящим на ней животным. Он также сотворил море и в нем животных,
и оградил Своим могуществом. Сверх всего этого Он святыми и чистыми руками
образовал отличнейшее и по разуму превосходнейшее существо, человека,
начертание Своего образа. Ибо так говорит Бог: “сотворим человека по образу
и подобию Нашему. И сотворил Бог человека, мужа и жену сотворил их”. Совершив
все это, Он одобрил и благословил и сказал: раститесь и умножайтесь. Познаем
также, что все праведные украсились добрыми делами; и Сам Господь радовался,
украсив Себя делами. Имея такой пример, неленостно последуем воле Его,
и всею силою будем творить дело правды.
Глава XXXIV
Добрый работник
смело получает хлеб за труд свой; ленивый же и беспечный не смеет и взглянуть
на того, кто дал ему работу. И нам надлежит быть ревностными в делании
добра, ибо все от Него. Ибо предсказывает нам Писание: “вот Господь, и
награда Его пред лицом Его, чтобы воздать каждому по делу его”. Так увещевает
Он нас всем сердцем обратиться к Нему, и ни в каком добром деле не быть
беспечными и нерадивыми; в Нем да будет похвала и надежда наша; покоримся
воле Его. Помыслим о всем множестве ангелов Его, как они, предстоя пред
Ним, исполняют волю Его. Ибо говорит Писание: “тмы тем предстояли пред
Ним и тысячи тысяч служили Ему, и взывали: свят, Свят, Свят Господь Саваоф;
полно все творение славы Его”. Так и мы, в единомысленном собрании, единым
духом, как бы из одних уст, будем взывать к Нему непрестанно, чтобы сделаться
нам участниками великих и славных обетований Его. Ибо говорит Писание:
око не видало, и ухо не слыхало, и на сердце человеку не приходило то,
что Он уготовал уповающим на Него.
Глава XXXV
Как блаженны и чудны дары Божии, возлюбленные, Жизнь в бессмертии, сияние
в правде, истина в свободе, вера в уповании, воздержание в святости: все
это доступно нашему разумению. Какие же дары еще уготовляются ждущим?
Творец и Отец веков, Всесвятой, Он Сам знает их величие и красоту. Итак,
употребим все усилия быть в числе уповающих на Него, чтобы участвовать
в обетованных дарах. Каким же образом это будет, возлюбленные? Если ум
наш будет утвержден в вере в Бога; если будем искать того, что Ему угодно
и приятно; если будем исполнять то, что согласно с Его святою волею, и
ходить путем истины, отвергнув от себя всякую неправду и беззаконие, любостяжание,
распри, злонравие и коварство, клеветы и злословие, нечестие, гордость
и величавость, тщеславие и негостеприимность. Ибо делающие это ненавистны
Богу, и не только делающие, но и одобряющие это. Писание говорит: “грешнику
сказал Бог: зачем ты поведаешь заповеди Мои и принимаешь завет Мой устами
твоими, а возненавидел вразумление и отверг слова Мои? Если ты видел татя,
то бежал с ним, и с прелюбодеем принимал участие. Уста твои были исполнены
злобы, и язык твой сплетал обманы. Сидя на суде, ты клеветал на брата
твоего и сыну матери твоей строил ковы. Ты это делал, и Я молчал; ты,
беззаконный, подумал, что буду тебе подобен. Но обличу тебя и представлю
тебя перед лицом твоим. Разумейте же это вы, забывающие Бога, чтобы вам
не быть похищенными как бы львом, и некому будет избавить вас. Жертва
хвалы прославит Меня, и там путь, на котором явлю ему спасение Божие.
Глава XXXVI
Таков путь, возлюбленные, которым мы обретаем наше спасение, Иисуса Христа,
Первосвященника наших приношений, заступника и помощника в немощи нашей.
Посредством Его взираем мы на высоту небес; чрез Него, как бы в зеркале
видим чистое и пресветлое лицо Бога; чрез Него отверзлись очи сердца нашего;
чрез Него несмысленный и омраченный ум наш возникает в чудный Его свет;
чрез Него восхотел Господь, чтобы мы вкусили бессмертного ведения. Он,
будучи сияние величия Его, столько превосходне ангелов, сколько славнейшее
пред ними наследовал имя. Ибо так написано: “Он творит ангелов Своих духами
и служителей Своих пламенем огненным”. О Сыне же Своем так сказал Господь:
“Сын Мой Ты, Я ныне родил Тебя, проси от Меня и дам Тебе народы в достояние
Твое, и пределы земли в обладание Твое”. И еще говорит к Нему, сиди одесную
Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих”. Кто же враги?
Порочные, противящиеся воле Божией.
Глава XXXVII
Итак, братья! будем всеми силами воинствовать под святыми Его повелениями.
Представим себе воинствующих под начальством вождей наших; как стройно,
как усердно, как покорно исполняют они приказания. Не все эпархи, не все
тысяченачальники, или стоначальники или пятидесятиначальники и так далее,
но каждый в своем чине исполняет приказания царя и полководцев. Ни великие
без малых, ни малые без великих не могут существовать. Все они как бы
связаны вместе, и это доставляет пользу. Возьмем тело наше: голова без
ног ничего не значит, равно и ноги без головы, и малейшие члены в теле
нашем нужны и полезны для целого тела; все они согласны и стройным подчинением
служат для целого тела.
Глава XXXVIII
Так пусть будет здраво и все тело наше во Иисусе Христе, и каждый повинуется
ближнему своему сообразно со степенью, на которой он поставлен дарованием
Его. Сильный не пренебрегай слабого, и слабый почитай сильного; богатый
подавай бедному, и бедный благодари Бога, что Он даровал ему, чрез кого
может быть восполнена его скудость. Мудрый показывай мудрость свою не
в словах, но в добрых делах. Смиренный не сам о себе свидетельствуй, но
предоставляй другому дать о тебе свидетельство. Чистый по плоти ... и
не превозносись, зная, что есть другой, дарующий ему воздержание. Помыслим,
братья, из какого вещества мы произошли, и какими вошли в мир, как бы
из гроба и мрака. Творец и Создатель наш ввел нас в мир Свой, наперед
приготовил нам Свои благодеяния прежде рождения нашего. Итак, все имея
от Него, мы должны за все благодарить Его. Ему слава во веки веков. Аминь.
Глава XXXIX
Безумные, несмысленный, глупые и невежды смеются и ругаются за это над
нами, желая самих себя возвысить в собственных мыслях своих. Но что может
смертный, или какая крепость в земнородном? Ибо написано: “не было образа
пред глазами моими; но я слышал только тихое веяние и голос: что же? будет
ли человек чист пред Господом, или в делах своих непорочен, если Он на
служителей Своих не полагается и в ангелах Своих усматривает недостатки?
небо не чисто пред Ним; тем менее живущие в бренных храминах, из числа
которых и мы сами, образованные из того же брения. Как бы моль поела их,
и от утра до вечера их уже нет: от того, что не могут помочь самим себе,
они погибли. Дунул на них и погибли, потому что не имеют мудрости. Призови
же, услышит ли тебя кто-нибудь, или увидишь ли кого из святых ангелов.
Безумного губит гнев и глупого умерщвляет рвение. Я видел безумных укореняющихся,
но тотчас истреблено было их жилище. Да будут сыны их далеко от спасения
и да будут презрены при дверях меньших, и некому будет спасти их. Ибо
что они собрали, поедят праведные, сами же от зол не будут изъяты”.
Глава XL
Будучи убеждены
в этом и проникая в глубины божественного ведения, мы должны в порядке
совершать все, что Господь повелел совершать в определенные времена. Он
повелел, чтобы жертвы и священные действия совершались не случайно и не
без порядка, но в определенные времена и часы. Также где и через кого
должно быть это совершаемо, Сам Он определил высочайшим Своим изволением,
чтобы все совершалось свято и богоугодно, и было приятно воле Его. Итак,
приятны Ему и блаженны те, которые в установленные времена приносят жертвы
свои; ибо, следуя заповедям Господним, они не погрешают. Первосвященнику
дано свое служение, священникам назначено свое дело, и на левитов возложены
свои должности; мирской человек связан постановлениями для народа.
Глава XLI
Каждый из вас, братья, благодари Бога за свое собственное положение, храня
добрую совесть и с благоговением не преступая определенного правила служения
своего. Не повсюду, братья, приносятся жертвы непрерывные, или обетные
или жертвы за грех, и жертвы повинности, но только в Иерусалиме, и там
не на всяком месте совершается приношение, а пред храмом на жертвеннике,
после того как жертва будет осмотрена первосвященником и вышеназванными
служителями. Те же, кои делают что-либо вопреки Его воле, наказываются
смертию. Видите, братья, чем большего сподобились мы видения, тем большей
подлежим опасности.
Глава XLII
Апостолы
были посланы проповедывать евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус
Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа; то
и другое было в порядке по воле Божией. Итак принявши повеление, апостолы,
совершенно убежденные чрез Воскресение Господа нашего Иисуса Христа и
утвержденные в вере словом Божиим, с полнотой Духа Святого пошли благовествовать
наступающее царство Божие. Проповедуя по различным странам и городам,
они первенцев из верующих, по духовном испытании поставляли в епископы
и диаконы для будущих верующих. И это не новое установление; ибо много
веков прежде было писано о епископах и диаконах. Так говорит Писание:
“поставлю епископов их в правде и диаконов в вере” [Ср. Ис 60, 17].
Глава XLIII
И чему дивиться, если те, коим во Христе вверено было бы от Бога это дело,
поставляли вышеупомянутых служителей? Блаженный Моисей, “вверенный служитель
во всем доме Божием”, все заповеданное Ему изобразил в священных книгах;
ему последовали и прочие пророки, утверждая своим свидетельством его узаконения.
Когда возникла распря о священстве, и колена Израилевы разногласили о
том, какое из них должно быть украшено этим славным именем, то Моисей
повелел двенадцать начальникам колен принести к нему жезлы, на которых
было написано имя каждого колена; и взявши их, связал, запечатал перстнями
начальников колен, положил их в скинии свидения на трапезе Господней.
И, заключив скинию, запечатал замки также, как и жезлы, и сказал им: братья,
которого колена жезл расцветет, то избрал Бог к священству и служению
Себе. На другой день утром созвал он всего Израиля, шесть сот тысяч человек,
и показал начальникам колен печати их, и отворил скинию свидения и вынес
жезлы: и оказалось, что жезл Ааронов не только расцвел но даже имел на
себе плод. Как вы думаете, возлюбленные, не знал ли Моисей прежде, что
это будет? Конечно знал, но так поступил он для того, чтобы не было возмущения
во Израиле, для прославления имени “истинного и единого Бога”. Ему слава
во веки веков. Аминь.
Глава XLIV
И апостолы наши знали чрез Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор
о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное
предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили
закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя
их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые
поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами,
с согласия всей Церкви, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением,
кротко и беспорочно, и притом в течение долгого времени от всех получили
одобрение. И не малый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих
дары будем лишать епископства. Блаженны предшествовавшие нам пресвитеры,
которые разрешились от тела после многоплодной и совершенной жизни: им
нечего опасаться, чтобы кто мог свергнуть их с занимаемого ими места.
Ибо мы видим, что вы некоторых, похвально провождающих жизнь, лишили служения
безукоризненно ими проходимого.
Глава XLV
Вы, братья, спорливы и ревностны в том, что ни мало не относится ко спасению.
Загляните в Писания, эти истинные глаголы Духа Святого. Заметьте, что
в них ничего несправедливого и привратного не написано. Вы не найдете
чтобы люди праведные были низвергаемы людьми святыми. Были гонимы праведные,
но от беззаконных; были заключаемы в темницу, но от нечестивых; были побиваемы
камнями от злодеев; были убиваемы от порочных, увлекавшихся преступною
завистию. Все эти страдания они перенесли со славою. Ибо что скажем, братья?
Даниил от богобоязненных ли людей был брошен в ров львиный? Анания, Азария
и Мисаил от чтителей ли благолепного и славного служения Всевышнему были
ввержены в пещь огненную? Отнюдь нет. Кто же сделал это? Люди порочные,
полные всякого зла, дошли до такого неистовства, что святою и непорочною
волею служащих Богу подвергли мучениям: они не знали того, что Вышний
есть заступник и защитник тех, которые с чистою совестию чтут всесовершенное
имя Его. Ему слава во веки веков. Аминь. А они, терпя в уповании, и были
превознесены Богом, и сделались достолюбезными в памяти их во веки веков.
Аминь.
Глава XLVI
Таким примерам и мы должны подражать, братья. Ибо написано: “прилепитесь
к святым; ибо прилепляющиеся к ним освятятся”. И опять в другом месте
сказано: “с мужем невинным будешь невинен, и с избранным будешь избран,
а с развращенным развратишься”. Итак, присоединимся к невинным и праведным,
они-то суть избранные Божии. К чему у вас распри; гнев несогласия, разделения,
война? Не одного ли Бога и одного Христа имеем мы? Не один ли Дух благодати
излит на нас, не одно ли призвание во Христе? Для чего раздираем и расторгаем
члены Христовы, восстаем против собственного тела, и до такого доходим
безумия, что забываем, что мы друг другу члены? Вспомните слова Иисуса
Господа нашего. Он сказал: “горе тому человеку; хорошо было бы ему не
родиться, нежели соблазнить одного из избранных Моих; было бы лучше для
него, если бы он повесил камень жерновый и ввергнулся в море, нежели соблазнить
одного из малых Моих”. Ваше разделение многих развратило, многих повергло
в уныние, многих в сомнение, и всех нас в печаль, а смятение ваше все
еще продолжается.
Глава XLVII
Возьмите послание блаженного апостола Павла. О чем он прежде всего писал
вам в начале ангельской проповеди? Истинно он по вдохновению написал вам
как о себе самом, так и о Кифе и Аполлосе, потому что и тогда произошло
у вас разделение на различные стороны. Но тогдашнее разделение подвергло
вас меньшему греху; ибо вы преклонялись на стороны прославленных апостолов,
и на сторону мужа, им одобренного. А теперь подумайте, какие люди развратили
вас и уменьшили красоту знаменитой братской любви вашей. Постыдное, возлюбленные,
и чрезвычайно постыдное и христианской жизни недостойное слышится дело:
твердейшая и древняя церковь коринфская из-за одного или двух человек
возмутилась против пресвитеров. И этот слух дошел не только до нас, но
и до самых врагов наших, так что чрез ваше безумие имя Господне подвергается
поруганию, и вам самим готовится опасность.
Глава XLVIII
Итак, прекратим это как можно скорее, и припадем к Господу, и слезно будем
умолять Его, чтобы Он умилосердившисб примирился с нами, и востановил
в нас прежнюю прекрасную и чистую жизнь, полную братской любви. Это врата
правды, отверстые к жизни как написано: “отверзите Мне врата правды; Я
войду с вами и восхвалю Господа. Это врата Господни, праведные войдут
ими”. Из многих отверстых врат врата правды суть врата Христовы, и блаженны
те, которые входят ими и направляют шествие свое в святости и правде,
все совершая без возмущения. Если кто тверд в вере, или способен предлагать
высшее ведение, или мудр в обсуждении речей, или чист по своим делам;
тем более он должен смиряться, чем более кажется великим, и должен искать
общей пользы, а не своей.
Глава XLIX
Кто имеет любовь во Христе, тот должен соблюдать заповеди Христовы. Кто
может изъяснить союз любви Божией? Кто способен, как должно, высказать
величие благости Его? Несказанна высота, на которую возводит любовь. Любовь
соединяет нас с Богом; любовь покрывает множество грехов, любовь все принимает,
все терпит великодушно. В любви нет ничего низкого, ничего надменного,
любовь не допускает разделения, любовь не заводит возмущения, любовь все
делает в согласии, любовию все избранные Божии достигли совершенства,
без любви нет ничего благоугодного Богу. По любви воспринял нас Господь;
по любви, которую имел к нам Иисус Христос, Господь наш, по воле Божией
дол кровь Свою за нас, и плоть Свою за плоть нашу, и душу Свою за души
наши.
Глава L
Видите ли, возлюбленные, как велика и дивна любовь, и невыразимо ее совершенство.
Кто может иметь ее, если кого Сам Бог не удостоит? Итак будем просить
и умолять Его милосердие, чтобы жить нам в любви непорочно, без человеческого
разделения. Все роды от Адама до сего дня миновали; но усовершившиеся
в любви по благодати Божией находятся на месте благочестивых: они откроются
с пришествием царства Христова. Ибо написано: “войди на некоторое время
в храмины, пока пройдет гнев и негодование Мое, и вспомню о дне добром,
и воскрешу вас от гробов ваших”. Блаженны мы, возлюбленные, если исполняем
заповеди Божии в единомыслии любви, дабы чрез любовь были прощены нам
грехи наши. Ибо написано: “блаженны те, коих беззакония отпущены и которых
покрылись грехи. Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в
устах его нет обмана”. Это обещание блаженства относится к тем, которые
избраны Богом чрез Иисуса Христа, Господа нашего. Ему слава во веки веков.
Аминь.
Глава LI
Итак, в чем
мы согрешили по каким-либо наветам врага, должны мы просить прощения.
И те, которые были предводителями возмущения и раздора, должны иметь в
виду общую надежду. Ибо провождающие жизнь со страхом и любовию лучше
хотят сами подвергнуться неприятностям, нежели подвергнуть ближних своих,
и охотнее на себя примут осуждение, нежели на преданное нам доброе и святое
согласие. И лучше человеку признаться в своих грехах, нежели ожесточать
сердце свое, как ожесточилось сердце возмутившихся против раба Божия Моисея:
суд над ними совершился явно, ибо они живые снизошли во ад и поглотила
их смерть. Фараон, войско его, все начальники египетские, и колесницы
и всадники их не по другой какой причине потонули в Черном море и погибли,
но потому, что ожесточились их несмысленные сердца, после стольких знамений
и чудес, совершенных в земле египетской чрез раба Божия Моисея.
Глава LII
Братья! Господь ни в чем не имел нужды, и ничего ни от кого не требует,
кроме исповедания Ему. Ибо говорит избранный Давид: “исповедуюсь Господу,
и это будет Ему приятнее, нежели молодой телец, у которого растут рога
и копыта. Пусть видят это бедные и возрадуются”. И опять говорит: “принеси
Богу жертву хвалы и воздай Вышнему молитвы твои. И призови Меня в день
скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь Меня. Ибо жертва Богу дух
сокрушенный”.
Глава LIII
Вы знаете, возлюбленные, и хорошо знаете священные Писания, и разумеете
слова Божии. Итак, приведите себе на память: когда Моисей взошел на гору
и провел сорок дней и сорок ночей в посте и смирении, тогда сказал ему
Господь: “Моисей, Моисей, сойди поскорей отсюда, потому что совершил преступление
народ твой, который ты вывел из земли египетской; скоро они совратились
с пути, который ты заповедал им, - сделали себе слияния. И сказал ему
Господь: говорил Я тебе раз и два, говоря: видел Я народ этот, и вот он
- народ жестоковыйный. Дай Мне истребить его, и погублю имя его под небом,
а тебя сделаю народом великим и дивным и многочисленнее этого”. Моисей
же сказал: “нет, Господи, прости грех народу этому, или и меня истреби
из книги живых”. О, великая любовь! О, несравненное совершенство! Раб
смело говорит Господу, просит прощения народу; в противном случае хочет
и сам быть истребленным вместе с ними.
Глава LIV
Итак, кто из вас благороден, кто добродушен, кто исполнен любви, тот пусть
скажет: если из-за меня мятеж раздор и разделение, я отхожу, иду, куда
вам угодно, и исполню все, что велит народ, только бы стадо Христово было
в мире с поставленными пресвитерами. Кто поступит таким образом, тот приобретет
себе великую славу в Господе, и всякое место примет его: ибо “Господня
земля и исполнение ее”. Так поступали и будут поступать все, провождающие
похвальную божественную жизнь.
Глава LV
Но представим примеры языческие. Многие цари и вожди во время моровой
язвы, по внушениям прорицалища, предавали себя на смерть, чтобы своею
кровию спасти граждан. Многие удалялись из своих городов, чтобы прекратилось
возмущение в них. И из своих мы знаем многих, которые предали себя в узы,
дабы других освободить. Многие предали себя в рабство, и, взявши ща себя
цену, питали других. Многие женщины, укрпленные благодатиею Божиею, совершили
много дел мужественных. Блаженная Иудифь, во время осады города, испросила
позволения у старейшин пойти в стан иноплеменников. И пошла она, подвергая
себя опасности из любви к своему отечеству и народу осажденному, и Господь
предал Олоферна в руки женщины. Не меньшей опасности подвергла себя совершенная
по вере Есфирь, дабы избавить от предстоявшей погибели двенадцать колен
Израилевых. В посте и смирении она умоляла всевидящего Господа, Бога веков,
Который, видя смирение души ее, избавил народ, для блага которого она
подвергла себя опасности.
Глава LVI
Будем и мы молиться о тех, кои находятся во грехе, чтобы дарована им была
кротость и смирение, чтобы они послушались не нас, но воли Божией. Ибо
таким образом будет для них плодотворно и совершенно милосердое воспоминание
их пред Богом и святыми. Примем наказание, на которое никто не должен
досадовать, возлюбленные! Взаимно делаемое нами друг другу вразумление
хорошо и весьма полезно, ибо оно не прилепляет нас к воле Божией. Ибо
так говорит Святое Слово: “тяжко наказал меня Господь, но смерти не предал
меня; ибо кого любит Господь, того наказывает, и бьет всякого сына, которого
принимает. Праведник накажет меня милостиво и обличит меня; елей же грешного
да не намастит головы моей”. И еще говорит: “блажен человек, которого
обличил Господь; и вразумления Вседержителева не отвращайся, ибо Он производит
скорбь и опять восстановляет, поражает и руки Его исцеляют. Шесть раз
избавит тебя от бед, в седьмой же не коснется тебя зло. Во время голода
избавит тебя от смерти, во время войны спасет тебя из руки железа; от
бича языка защитит тебя, и не убоишься пред наступающими бедствиями. Ты
посмеешься над неправедными и беззаконными, и диких зверей не устрашишься;
ибо звери дикие будут мирны с тобою. Потом ты узнаешь, что дом твой будет
наслаждаться миром и не будет недостатка в помещении твоего шатра. Узнаешь
также, что велико семя твое и дети твои будут, как различные злаки полевые.
Во гроб же сойдешь, как пшеница созрелая, вовремя пожатая, или как стог
гумна, вовремя свезенный”. Видите, возлюбленные, что наказуемые Господом
- под Его защитою, ибо, как благой, Бог наказывает для того, чтобы мы
вразумились святым Его наказанием.
Глава LVII
Итак, вы, положившие начало возмущению, покоритесь пресвитерам, и примите
вразумление к покаянию, преклонив колена сердца своего. Научитесь покорности,
отложивши тщеславную и надменную дерзость языка. Ибо лучше вам быть в
стаде Христа малыми и уважаемыми, нежели казаться чрезмерно высокими и
лишиться упования Его. Ибо так говорит всесовершенная Премудрость: “вот
предложу вам слово Моего дыхания и научу вас Моему разуму. Поелику Я звал,
и вы не послушали, Я простирал слова, и вы не внимали, но отвергали Мои
советы, и не покорялись Моим обличениям: то Я посмеюсь вашей погибели,
и порадуюся, когда придет вам пагуба, и когда внезапно настигнет вас смятение,
явится переворот подобно буре, или когда придет вам скорбь и бедствие.
Будет тогда, что призовете Меня, а Я не послушаю вас; будут искать Меня
злые и не найдут. Ибо они возненавидели премудрость, страха Господня не
приняли, и не хотели внимать Моим советам, но смеялись Моим обличениям.
И потому они вкусят плоды своих путей и насытятся своего нечестия... .
Глава LVIII
Всевидящий Бог и Владыка духов и Господь всякой плоти, избравший Господа
Иисуса Христа и чрез Него нас в народ избранный, да даст всякой душе,
призывающей великое и святое имя Его, веру, страх, мир, терпение, великодушие,
воздержание, чистоту и целомудрие в благоугождение имени Его чрез Первосвященника
и Ходатая нашего Иисуса Христа, чрез Которого Ему слава, величие, держава
и честь ныне и во веки веков. Аминь.
Глава LIX
Посланных от нас, Клавдия Эфеба и Валерия Витона с Фортунатом, немедленно
отпустите к нам в мире с радостию, чтобы они скорее известили нас о желаемом
и вожделенном для нас мире и согласии вашем, дабы и мы скорее могли порадоваться
о вашем благоустройстве. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет
с вами и со всеми, которые повсюду призваны Богом и чрез Него: чрез Коего
Ему слава, честь, держава и величие, престол вечный, от веков во веки
веков. Аминь.
|