Основные антропологические модели
МИСТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С.

Антропософская концепция человека -

- учение немецкого мистика Р. Штейнера, переживающее сегодня своеобразный ренессанс. В начале 20 в. Штейнер разработал мистическое учение - антропософию, согласно которому человек является носителем “тайных” духовных сил. Проблему соотношения тела и духа он решал следующим образом: “Все тело человека построено так, что в органе духа, в мозгу, оно находит свой венец. Лишь тогда можно постичь строение человеческого мозга, если рассматривать его в отношении к его задаче, состоящей в том, чтобы быть орудием мыслящего духа”. Физическое тело человека разрушается, дух же вечен и, как утверждает Штейнер, подчиняется закону перевоплощения после смерти тела, или реинкарнации. Дух принадлежит “иному”, сверхчувственному миру и проявляется в ч. при помощи физических механизмов мозга. Эти положения Штейнера в последнее время стали объектом внимания некоторых западных ученых, стремящихся синтезировать науку и мистицизм. Так, в сборнике статей “Метафоры сознания” американский исследователь П. Ли приходит к аналогичным построениям, что и Р. Штейнер, но и с др. позиции - на основе анализа такого органа чел. организма, как вилочковая железа (тимус). По Ли, механизмом, который ведает деятельностью “витальных корней” человеческого сознания, является вилочковая железа. В итоге тимус у Ли есть и “витальная реальность”, и биопсихическая метафора, которая дает не только ориентацию в жизни, но и указывает на существование “иного” (сверхъестественного) мира. Религиозно-мистическое вероучение Штейнера и его современный модернизированный вариант, осуществленный Ли в концепции “тимус как биопсихическая метафора”, достаточно широко распространены.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 1999. С. 410-411.