|
Антропология психологическая, первоначально именовалась направлением "культура-и-личность". Широкую известность она получила благодаря книгам М. Мчд, Бенедикт, И. Халлоуэла, Дж. Долларда, Дж. Уайтинга, И. Чайлда, Дж. Хонигмана, Э. Хьюза. Осн. предметом было исследование того, как индивид действует, познает и чувствует в условиях разл. культурного окружения. Поэтому психологичекая антропология является в большей степени разделом этнопсихологии как междисциплинарной отрасли знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д.
Создание специальной дисциплины, идеалистической по своим основаниям, - "психологии народов" было провозглашено уже в 1860 г. М. Лацарусом и X. Штейнталем, которые трактовали "народный дух" как особое, замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно как их самосознание; содержание его должно быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры. В начале XX в. эти идеи получили развитие и частичную реализацию в "психологии народов" В.Вундта.
В США этнопсихология и психологическая антропология практически отождествляется с неофрейдистской теорией, пытавшейся вывести свойства национального характера из так называемой "базовой", или "модальной", личности, которая в свою очередь ассоциировалась с типичными для данной культуры методами воспитания детей. Современное определение психологической антропологии не представляет собой единого целого ни по тематике, ни по методам. В ней можно выделить ряд самостоятельных направлений:
1) сравнительные
исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов,
памяти, эмоций, речи и т. д., которые теоретически и методически составляют
неотъемлемую часть соответствующих разделов общей и социальной психологии;
2) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического
мира и ценностных ориентации народной культуры, неразрывно связанные с соответствующими
разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и т. п.;
3) исследования этнического сознания и самосознания, заимствующие понятийный
аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии, изучающих
социальные установки, межгрупповые отношения и т. д.;
4) исследования этнических особенностей социализации детей, понятийный аппарат
и методы которых ближе всего к социологии и детской психологии (И.С.Кон).
Поскольку свойства национальной культуры и свойства составляющих этнос (этническую
общность) индивидов не тождественны, между культурологическими и психологическими
исследованиями этнопсихологии и психологичекой антропологии всегда существуют
определенные расхождения. Для психологов острой проблемой является надежность
тестов и экспериментальных процедур, применяемых для исследования этнических
общностей. В современных условиях особое внимание в этнопсихологии уделяется
изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных
путей их разрешения, а также выявлению истоков роста национального самосознания,
развития его в разных социальных и национальных средах.