Антропология и другие формы понимания человека
Педагогика и антропология
К.
Динельт: педагогическая антропология как метод
Карл Динельт — автор
книг «Педагогическая антропология» (Мюнхен, 1970) и «Антропологические основания
педагогики. Конструктивно-аналитические размышления по теме “педагогическая антропология”»
(Кастеллаун, 1977), «От метатеории образования к смысло-ориентированной педагогике.
Оправдание и задачи педагогической антропологии в наше время» (Франкфурт-на-Майне,
1984) и целого ряда статей, среди которых «К дискуссии о педагогической антропологии»
(1966), «Необходимость и шансы антропологии» (1980) и др.
Первоначально К. Динельт полагал педагогическую антропологию как фундаментальную
педагогическую теорию, позднее он изменил свою позицию и стал трактовать ее как
способ рассмотрения, пронизывающий всю педагогику (в духе О. Больнова, о котором
речь будет идти дальше). Сам Динельт отмечал ту роль, которую сыграли в эволюции
его взглядов экзистенциальная аналитика В. Франкла и концепция образования Й.
Дерболава. В интерпретации Динельта педагогическая антропология на основе специальных
наук выявляет фундаментальную структуру человека, причем раскрытие феноменов человеческого
бытия и долженствования служит для него ключом для педагогической теории. Источник
для педагогической антропологии образуют, согласно Динельту, данные всех наук
о человеке. Этот материал педагогическая антропология использует для построения
теории человека, рассмотренного под антропологическим углом зрения, и прежде всего
в свете процесса воспитания и образования, их целей (особенно с позиций осуществления
генезиса личности), под углом зрения анализа условий возможности педагогической
практики. Педагогическая антропология является опосредствующим звеном между общей
антропологией, т. е. общим учением о человеке, и педагогической теорией и практикой.
Она позволяет осуществить переоценку современной ситуации в образовании и сформулировать
релевантные цели воспитания и образования. Педагогическая антропология занимается,
по мысли Динельта, тремя проблемами: 1) определением сущности воспитуемого; 2)
уяснением того, как понимается воспитание и образование в различные исторические
периоды; 3) критической оценкой современной ситуации в образовании.
Книга Динельта «Педагогическая антропология» состоит из трех частей. В первой
части «Определение сущности Homo educandus» раскрываются различные антропологические
модели структуры человека — А. Гелена, А. Портмана, кибернетические модели, экзистенциальный
анализ В. Франкла — и характеризуются элементы педагогических способностей человека
— ответственность, совесть, ориентация на ценности. Во второй части проясняются
фундаментальные характеристики воспитания и образования, такие как предметность
образования, педагогическая атмосфера, педагогическая интенция, самоосуществление,
самоосуществление ребенка и функции воспитателя. В третьей части «Современная
ситуация в образовании в свете антропологических размышлений» развертывается полемика
с ведущими психологическими и кибернетическими концепциями образования — с психопедагогикой
М. Монтессори, с идеей ненаправленного воспитания Г. Мюллера-Экхардта, рассматривается
отношение экзистенциализма и педагогики, а в завершающей главе характеризуются
основные задачи, стоящие перед педагогической антропологией, отмечается важность
вопроса о смысле жизни, воспитания в человеке чувства ответственности и анализируется
состояние школы в наши дни.
Позднее понимание Динельтом структуры педагогической антропологии усложнилось,
поскольку она стала трактоваться как антропологический способ рассмотрения в педагогике,
т. е. методологически. То, что ранее принималось за предмет педагогической антропологии,
например спор с различными направлениями и тенденциями в педагогической антропологии,
которые оказывают непосредственное воздействие на содержание педагогической теории
и практики, в дальнейшем вошло в предмет самой педагогики и было исключено из
структуры педагогической антропологии.