Проблемное поле антропологии


Антропология и другие формы понимания человека

Педагогика и антропология





К. Динельт: педагогическая антропология как метод

Карл Динельт — автор книг «Педагогическая антропология» (Мюнхен, 1970) и «Антропологические основания педагогики. Конструктивно-аналитические размышления по теме “педагогическая антропология”» (Кастеллаун, 1977), «От метатеории образования к смысло-ориентированной педагогике. Оправдание и задачи педагогической антропологии в наше время» (Франкфурт-на-Майне, 1984) и целого ряда статей, среди которых «К дискуссии о педагогической антропологии» (1966), «Необходимость и шансы антропологии» (1980) и др.
Первоначально К. Динельт полагал педагогическую антропологию как фундаментальную педагогическую теорию, позднее он изменил свою позицию и стал трактовать ее как способ рассмотрения, пронизывающий всю педагогику (в духе О. Больнова, о котором речь будет идти дальше). Сам Динельт отмечал ту роль, которую сыграли в эволюции его взглядов экзистенциальная аналитика В. Франкла и концепция образования Й. Дерболава. В интерпретации Динельта педагогическая антропология на основе специальных наук выявляет фундаментальную структуру человека, причем раскрытие феноменов человеческого бытия и долженствования служит для него ключом для педагогической теории. Источник для педагогической антропологии образуют, согласно Динельту, данные всех наук о человеке. Этот материал педагогическая антропология использует для построения теории человека, рассмотренного под антропологическим углом зрения, и прежде всего в свете процесса воспитания и образования, их целей (особенно с позиций осуществления генезиса личности), под углом зрения анализа условий возможности педагогической практики. Педагогическая антропология является опосредствующим звеном между общей антропологией, т. е. общим учением о человеке, и педагогической теорией и практикой. Она позволяет осуществить переоценку современной ситуации в образовании и сформулировать релевантные цели воспитания и образования. Педагогическая антропология занимается, по мысли Динельта, тремя проблемами: 1) определением сущности воспитуемого; 2) уяснением того, как понимается воспитание и образование в различные исторические периоды; 3) критической оценкой современной ситуации в образовании.
Книга Динельта «Педагогическая антропология» состоит из трех частей. В первой части «Определение сущности Homo educandus» раскрываются различные антропологические модели структуры человека — А. Гелена, А. Портмана, кибернетические модели, экзистенциальный анализ В. Франкла — и характеризуются элементы педагогических способностей человека — ответственность, совесть, ориентация на ценности. Во второй части проясняются фундаментальные характеристики воспитания и образования, такие как предметность образования, педагогическая атмосфера, педагогическая интенция, самоосуществление, самоосуществление ребенка и функции воспитателя. В третьей части «Современная ситуация в образовании в свете антропологических размышлений» развертывается полемика с ведущими психологическими и кибернетическими концепциями образования — с психопедагогикой М. Монтессори, с идеей ненаправленного воспитания Г. Мюллера-Экхардта, рассматривается отношение экзистенциализма и педагогики, а в завершающей главе характеризуются основные задачи, стоящие перед педагогической антропологией, отмечается важность вопроса о смысле жизни, воспитания в человеке чувства ответственности и анализируется состояние школы в наши дни.
Позднее понимание Динельтом структуры педагогической антропологии усложнилось, поскольку она стала трактоваться как антропологический способ рассмотрения в педагогике, т. е. методологически. То, что ранее принималось за предмет педагогической антропологии, например спор с различными направлениями и тенденциями в педагогической антропологии, которые оказывают непосредственное воздействие на содержание педагогической теории и практики, в дальнейшем вошло в предмет самой педагогики и было исключено из структуры педагогической антропологии.

А.П. Огурцов В.В. Платонов