Проблемное
поле антропологии
|
Карл
Хейнц Дикоп — немецкий теоретик педагогики, представитель трансценденталистского
направления в педагогической антропологии, автор книг «Кризис антропологического
обоснования педагогики» (1973), «Введение в антропологию воспитания и образования»
(1978), «Учебник систематической педагогики» (1983), «Антропология воспитания»
(1983) и ряда статей, среди которых назовем лишь некоторые: «Требование педагогической
антропологии» (1979), «Персонально-трансцендентальная педагогика» (1979) и др.
Согласно его позиции, педагогическая антропология призвана осмыслить положение
человека в социальных структурах. Причем наиболее фундаментальной структурой
человеческого бытия является понимание им самого себя. Поэтому педагогическая
антропология должна тематизировать те педагогические действия, которые ведут
к становлению человека, его самосознания, и способствовать содержательному определению
деятельности воспитателей и учителей. Для Дикопа несомненна необходимость воспитания
и образования для становления человека как человека. Выявить принцип воспитательного
действия — основная задача педагогической антропологии. Тематизировать в воспитательных
целях и действиях конституцию собственно человеческого, или гуманистического,
— такова цель педагогической антропологии. Тем самым она выполняет функцию ориентира
для педагогической деятельности, для легитимации целей воспитания и образования,
для реализации педагогической теории и практики. Человек становится тем, что
он есть, лишь благодаря воспитанию и образованию, и педагогическая антропология
должна, по мнению Дикопа, раскрыть нормы воспитания и образования. Он выделяет
четыре направления в трактовке целей воспитания и образования в зависимости
от их соотнесенности с ценностями: 1) личностно-ориентированный подход; 2) феноменологический
подход; 3) социально-соотнесенный подход; 4) интегративно-научный подход. Эти
четыре подхода базируются на различных философских предпосылках и по-разному
решают проблему законности воспитательной деятельности, формулируют различные
цели воспитания и образования. Сам Дикоп отстаивает личностно-ориентированную
педагогическую теорию и практику, базирующуюся на антропологии.
А.П. Огурцов В.В. Платонов