Проблемное поле антропологии


Антропология и другие формы понимания человека

Педагогика и антропология






К.Х. Дикоп: педагогическая антропология как вариант трансцендентализма

Карл Хейнц Дикоп — немецкий теоретик педагогики, представитель трансценденталистского направления в педагогической антропологии, автор книг «Кризис антропологического обоснования педагогики» (1973), «Введение в антропологию воспитания и образования» (1978), «Учебник систематической педагогики» (1983), «Антропология воспитания» (1983) и ряда статей, среди которых назовем лишь некоторые: «Требование педагогической антропологии» (1979), «Персонально-трансцендентальная педагогика» (1979) и др.
Согласно его позиции, педагогическая антропология призвана осмыслить положение человека в социальных структурах. Причем наиболее фундаментальной структурой человеческого бытия является понимание им самого себя. Поэтому педагогическая антропология должна тематизировать те педагогические действия, которые ведут к становлению человека, его самосознания, и способствовать содержательному определению деятельности воспитателей и учителей. Для Дикопа несомненна необходимость воспитания и образования для становления человека как человека. Выявить принцип воспитательного действия — основная задача педагогической антропологии. Тематизировать в воспитательных целях и действиях конституцию собственно человеческого, или гуманистического, — такова цель педагогической антропологии. Тем самым она выполняет функцию ориентира для педагогической деятельности, для легитимации целей воспитания и образования, для реализации педагогической теории и практики. Человек становится тем, что он есть, лишь благодаря воспитанию и образованию, и педагогическая антропология должна, по мнению Дикопа, раскрыть нормы воспитания и образования. Он выделяет четыре направления в трактовке целей воспитания и образования в зависимости от их соотнесенности с ценностями: 1) личностно-ориентированный подход; 2) феноменологический подход; 3) социально-соотнесенный подход; 4) интегративно-научный подход. Эти четыре подхода базируются на различных философских предпосылках и по-разному решают проблему законности воспитательной деятельности, формулируют различные цели воспитания и образования. Сам Дикоп отстаивает личностно-ориентированную педагогическую теорию и практику, базирующуюся на антропологии.

А.П. Огурцов В.В. Платонов