Проблемное поле антропологии


Антропология и другие формы понимания человека

Педагогика и антропология




О. Ф. Больнов: педагогическая антропология как антропологический способ
рассмотрения

Отто Фридрих Больнов (1912–1991) — один из наиболее известных сторонников педагогической антропологии, последователь «философии духа» В. Дильтея, с 1959 года — профессор в Тюбингене, автор множества книг, в частности «Новый образ человека и задача педагогики» (1934), «Сущность настроений» (1941), «Философия экзистенциализма и педагогика» (1959), «Педагогическая атмосфера» (1964), «Антропологический способ рассмотрения в педагогике» (1965), «Кризис и новое начало. Статьи о педагогической антропологии» (1966), «Педагогика в антропологическом освещении» (1971), «Антропологическая педагогика» (1983) и др.
Исходный пункт его философских идей — философия жизни и «философия духа», на основе которых он пытается дать обоснование педагогической антропологии. Поэтому для него очевидным является факт взаимодействия между феноменами образования и способом жизни человека, или человеческой экзистенцией. Результаты специальных наук о человеке должны быть поняты с единой позиции — с позиции педагогической антропологии. Однако педагогическая антропология является не простой интеграцией данных наук о человеке, а специфической постановкой задачи — антропологического подхода к этим данным, антропологического рассмотрения этих данных.
Антропологический способ исследования задается вопросом о том, насколько полны специально-научные данные о человеке, исходя из целостности человека, из жизни человека как целостного феномена. Антропологический способ рассмотрения предполагает осознание безосновности человеческой жизни, которая никогда не может быть полностью постигнута ни в одной из концепций человека. Этот способ оказывается весьма созвучен феноменологическому методу редукции. Разъясняя его в книге «Антропологический способ рассмотрения в педагогике» (1965), Больнов выявляет четыре принципа, методологическизначимых для антропологических исследований: 1) принцип антропологической редукции; 2) принцип Органона; 3) принцип антропологической интерпретации отдельных феноменов; 4) принцип открытых вопросов.
Больнов обращает внимание на изменения в образе человека, произошедшие на протяжении XX века. Если в 20–30-х годах образ человека был наполнен оптимизмом и верой в его творческие силы, то в последующем этот образ человека был утрачен, в нем стали усматривать демоническое, злое существо. Отмечая важность взаимодействия между экзистенциалистской философией и педагогикой, Больнов специально останавливается на трех проблемах педагогики, которую он называет экзистенциальной — наставление, встреча и обязательство. По его словам, экзистенциальная философия не дает каких-либо окончательных ответов, а лишь выявляет трудности современной ситуации, а выдвигаемый им проект «экзистенциальной педагогики», или педагогической антропологии, значим для прояснения экзистенциальных сфер существования человека, его различных пластов, где используются различные методы воспитания и образования. Для Больнова несомненно, что антропология является ключом для любой педагогической системы, что любая система образования имплицитно или эксплицитно основывается на определении воспитания и целей образования, которые формулируются философской антропологией.

А.П. Огурцов В.В. Платонов