Проблемное
поле антропологии
|
Отто
Фридрих Больнов (1912–1991) — один из наиболее известных сторонников педагогической
антропологии, последователь «философии духа» В. Дильтея, с 1959 года — профессор
в Тюбингене, автор множества книг, в частности «Новый образ человека и задача
педагогики» (1934), «Сущность настроений» (1941), «Философия экзистенциализма
и педагогика» (1959), «Педагогическая атмосфера» (1964), «Антропологический
способ рассмотрения в педагогике» (1965), «Кризис и новое начало. Статьи о педагогической
антропологии» (1966), «Педагогика в антропологическом освещении» (1971), «Антропологическая
педагогика» (1983) и др.
Исходный пункт его философских идей — философия жизни и «философия духа», на
основе которых он пытается дать обоснование педагогической антропологии. Поэтому
для него очевидным является факт взаимодействия между феноменами образования
и способом жизни человека, или человеческой экзистенцией. Результаты специальных
наук о человеке должны быть поняты с единой позиции — с позиции педагогической
антропологии. Однако педагогическая антропология является не простой интеграцией
данных наук о человеке, а специфической постановкой задачи — антропологического
подхода к этим данным, антропологического рассмотрения этих данных.
Антропологический способ исследования задается вопросом о том, насколько полны
специально-научные данные о человеке, исходя из целостности человека, из жизни
человека как целостного феномена. Антропологический способ рассмотрения предполагает
осознание безосновности человеческой жизни, которая никогда не может быть полностью
постигнута ни в одной из концепций человека. Этот способ оказывается весьма
созвучен феноменологическому методу редукции. Разъясняя его в книге «Антропологический
способ рассмотрения в педагогике» (1965), Больнов выявляет четыре принципа,
методологическизначимых для антропологических исследований: 1) принцип антропологической
редукции; 2) принцип Органона; 3) принцип антропологической интерпретации отдельных
феноменов; 4) принцип открытых вопросов.
Больнов обращает внимание на изменения в образе человека, произошедшие на протяжении
XX века. Если в 20–30-х годах образ человека был наполнен оптимизмом и верой
в его творческие силы, то в последующем этот образ человека был утрачен, в нем
стали усматривать демоническое, злое существо. Отмечая важность взаимодействия
между экзистенциалистской философией и педагогикой, Больнов специально останавливается
на трех проблемах педагогики, которую он называет экзистенциальной — наставление,
встреча и обязательство. По его словам, экзистенциальная философия не дает каких-либо
окончательных ответов, а лишь выявляет трудности современной ситуации, а выдвигаемый
им проект «экзистенциальной педагогики», или педагогической антропологии, значим
для прояснения экзистенциальных сфер существования человека, его различных пластов,
где используются различные методы воспитания и образования. Для Больнова несомненно,
что антропология является ключом для любой педагогической системы, что любая
система образования имплицитно или эксплицитно основывается на определении воспитания
и целей образования, которые формулируются философской антропологией.
А.П. Огурцов В.В. Платонов