|
Культурная
антропология –
это направление в развитии антропологических исследований, в которых в качестве
основы полагается анализ культуры (ее исторических форм, ее общего генезиса,
ее структурных особенностей и т. п.).
Понятие культуры приобрело особенно большое значение в конце 19 – начале
20 века благодаря исследованиям немецких философов: Г.
Риккерта, В. Дильтея, Г.
Зиммеля, Э. Кассирера, О.
Шпенглера и др. В их работах термин «науки о культуре» дополнил или даже
заменил классический термин «науки о духе» и стал ключевым понятием по отношению
к сфере, в которой осуществляется конкретный анализ творческой деятельности
человека. Культура в современной философии определяется разными исследователями
по-разному, однако во всех случаях культура полагается в качестве важнейшего
проявления человеческой деятельности, как универсальный результат жизнедеятельности
человека, причем как результат, в котором наиболее адекватно «отпечатывается»
сущность человека. Именно поэтому совершенно естественным является использование
анализа культуры, ее истории и ее форм в качестве основы для исследования человеческого
бытия.
Особое значение для антропологических исследований анализ культуры имеет
в тех случаях, когда закрыт непосредственный доступ к тем структурам, в которых
функционирует человек; это относится либо к исчезнувшим структурам, т. е. к
общественным системам, существовавшим в прошлом, либо к примитивным («закрытым»)
сообществам, которые, как правило, недоступны для непосредственного вхождения
в них человека цивилизованного общества.
Первый тип исследований до сих пор в основном осуществляется историками,
которые, не ограничиваясь фиксацией событийной стороны тех или иных эпох, пытаются
обозначить общие составляющие культурного развития эпохи и через них показать
специфику бытия человека. Одними из первых примеров такого рода исследований
являются исторические труды Л. П. Карсавина
(например книга «Основы средневековой религиозности в XII—XIII веках, преимущественно
в Италии», 1915). В 20-30-е годы по этому пути пошли многие западные историки,
культурологи и, отчасти, философы. Среди самых известных трудов, созданных в
этом направлении: Й. Хёйзинга «Осень средневековья»,
М. Дворжак «История итальянского искусства в эпоху Возрождения», М.
Бахтин «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья» и др.
Во второй половине 20 века особенно большую известность приобрели выполненные
в этом духе работы М. Фуко («История безумия в
классическую эпоху» «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук» и др.).
На втором направлении работали в основном этнографы и этнофилософы, которые
через анализ культурных стереотипов и форм примитивных сообществ пытались найти
основу как для более глубокого понимания бытия самих этих сообществ и человека
к них, так и для вскрытия общих закономерностей и принципов бытия человека в
сообществах любого типа. Исследование примитивных культур оказалось полезным
в том смысле, что в них удалось обнаружить фундаментальные принципы жизни человека,
которые в развитых, цивилизованных культурах оказываются заслоненными и затемненными
более яркими, но вторичными явлениями и структурами. К классическим трудам в
этой области относятся работы К. Леви-Стросса,
К. Юнга, К. Леви-Брюля,
Б. Малиновского и др.
Наконец, последним и самым современным направлением в рамках культурной
антропологии является использование анализа отдельных феноменов современной
культуры с целью выявления особенностей бытия современного человека. В силу
сложности современной культуры взгляд исследователей концентрируется на особенно
выразительных и специфичных культурных феноменах, характерных именно для современной
постиндустриальной культуры: кинематограф, мода, реклама, техносфера, виртуальная
реальность и т.п.