Исследования
- сочинения - ссылки
.
КНИГА
РАЗМЫШЛЕНИЙ И МОЛИТВОСЛОВИЙ
ПРЕДВАРЕНИЕ
Поскольку
нижеследующие размышления или молитвословия предлагаются ради того, чтобы
возбуждать дух читающего к любви Божией, или ко страху Божию, либо же
к испытанию самого себя, читать их должно не в тревоге, но в тиши, не
поспешно, но помалу, с раздумием прилежным и неукоснительным. Притом читатель
не должен понуждать себя читать каждое из них до конца, но лишь покуда
он с Божьею помощью ощущает от него пользу для возжигания молитвенного
своего усердия или покуда утешается им. Равным образом нет ему нужды и
начинать каждое из них всякий раз от начала, но пусть он начинает с того
места, откуда ему покажется предпочтительнее. Разбиение их на разделы
произведено с этою самою целью, а именно дабы читатель начинал и кончал
по выбору, так, чтобы пространность и частое повторение одного и того
же не порождали в нем досады, но, напротив, он почерпал из них благочестивое
усердие, ради чего они и составлены.
РАЗМЫШЛЕНИЕ
ПЕРВОЕ.
О ДОСТОИНСТВЕ И БЕДСТВЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
О том, что
мы сотворены по образу и подобию Божьему
Пробудись, душа моя, пробудись; напряги дух твой, подвигни чувство, извергни
леность губительного твоего забытья, приложи усердие о спасении твоем!
Да устранится блуждание бесполезных промыслов! да отыдет праздность! да
блюдется усердие! Прилежи к размышлениям священным и к божественным прилепляйся
благам; озаботься вечным, оставь бренное. Но что будет для тебя полезнее,
что целительнее помыслить в столь божественных трудах духа, нежели сладостнейшей
думою возвращаться к безмерным благотворениям Создателя? Уразумей же,
каким величием, каким достоинством почтил он тебя при самом начале творения;
и взвесь, какою любовью, каким почтением должны мы воздать ему! Воистину,
когда он, созидая и устрояя целокупность вещей видимых и невидимых положил
сотворить человеческое естество, он верховной мыслью предначертал достоинство
состояния твоего, а именно решил прославить тебя выше всех творений, которые
только ни обретаются в мире. Усмотри же, сколь высоко твое сотворение,
и поразмысли, какой долг любви лежит на тебе.
"Сотворим, -- говорит Господь, -- человека по образу и подобию нашему".
(Быт., 1, 26). Если такое речение Создателя твоего не понудит тебя пробудиться,
если столь неизреченное благоволение, с которым тебе воздана почесть,
не подвигнет тебя всецело возгореться любовью к нему, если все недра твои
не воспылают томлением по нему, -- что сказать мне? Назвать ли тебя спящей?
Или, может статься, мертвой? Внимай же с тщанием, что это означает: быть
сотворенной по образу и подобию Божию. В этом тебе дан сладостный залог
благочестивого размышления, дабы упражнять на нем свои мысли.
Познай, что одно есть подобие, другое образ: примера ради, некое подобие
человека может являть в себе конь или бык и другие подобные творения,
между тем как образ человека не являет никто, кроме человека. Ест человек,
ест и конь; вот некое подобие и общность между различными естествами.
Образа же человеческого не воспроизведет никто, кроме как другой человек
той же природы, какую являет и образ. Потому образ выше, нежели подобие.
Подобие Богу можем мы иметь в себе, если, усматривая, сколь он добр, потщимся
быть добрыми; если, познавая, сколь он справедлив, усилимся быть справедливыми;
если, созерцая, сколь он милосерд, приложим силы наши к делам милосердия.
Но как обстоит дело с образом его? Поразмысли. Бог вечно памятует о себе,
разумеет себя, любит себя. Следовательно, и ты будешь причастен его образу,
если по мере скудных сил твоих станешь неустанно памятовать о Боге, разуметь
Бога, любить Бога; ибо в таком случае ты будешь усиливаться делать то
самое, что вечно делает Бог. Целокупную жизнь свою должен человек обратить
на то, чтобы памятовать о высшем Благе, разуметь его, любить его; каждое
помышление, каждое биение сердечное да будет устремлено, изощрено, подвигнуто
к тому, чтобы в неустанном чувствовании памятовала ты о Боге, разумела
Бога, любила Бога и через это спасительно изъявляла, что сотворена ты
по образу Божию.
Но к чему называю я тебя сотворенной по образу Божию, если, по свидетельству
апостола, ты еси сам образ Божий? "Муж, -- глаголет апостол, -- не
должен покрывать главу, ибо он есть образ и слава Божия" (I Коринф.,
11, 7). 3. О том, что где бы мы ни были, мы в нем живем, движемся и есмы,
его же самого имеем внутри себя. Тот, кто в небесах обитает и в ангелах
царствует, пред кем преклоняются небо и земля со всем сущем в них, сам
предложил тебе себя как обитель, сам уготовал тебе свое присутствие; ибо
Павел апостол научает нас, что "в Нем живем мы, движемся и есмы"
(Деяния апостолов, 17, 28). Сладостная жизнь, отрадное движение, вожделенное
бытие! Ибо что сладостнее, нежели иметь жизнь в Том, кто есть сама жизнь
блаженная? Что отраднее, нежели устремлять каждое движение пожелания и
действия нашего к Тому и в Том, кто утверждает нас в вечном постоянстве?
Что вожделеннее, нежели намерением и поведением неизменно быть в Том,
в ком только и есть, или лучше сказать, кто только и есть истинное бытие,
помимо которого ничто не может должным образом быть? "Я, -- молвит
он, -- есмь Тот, кто есть" (Исход, 3, 14). Как прекрасно!Ведь воистину
есть лишь Тот, кто обладает неизменным бытием.
И вот он, чье бытие столь превосходно, столь несравненно, что он один
воистину есть, и в сравнении с ним все сущее есть ничто; он, кто сотворил
тебя для удела столь возвышенного, чтобы ты даже не в силах была уразуметь
славу достоинства твоего, -- где назначил он тебе пребывать? Выслушай
со вниманием, как сам он говорит людям своим в Евангелии: "Пребудьте
во мне, и я в вас" (От Иоанна, 15, 4). О, неоцененная милость! О,
блаженная обитель! О, достословный обмен! Сколь велика милость Творца,
возжелавшего, чтобы творение его в нем обитало! Сколь непостижимо блаженство
творения, пребывающего в своем Творце! Сколь безмерна слава разумного
творения, соединенного с Творцом своим в обмене столь блаженном, что он
в творении, творение же в нем устрояет обитель! Сотворив нас так дивно,
он милосердно пожелал, чтобы мы в нем пребывали, -- в Том: кто будучи
превыше всего, правя над всем, бытийствует без тревог; кто, давая как
бы общее основание всему, все поддерживает без усилия; кто, превышая все
вещи, все превосходит без гордости; кто, держа мировую целокупность, объемлет
ее без распространения; кто, являя собою полноту всего, все исполняет
без утеснения, он-то сущий повсюду, пожелал устроить усладительное свое
Царство внутри нас, по свидетельству Евангелия, глаголющего: "Царствие
Божие внутри вас есть" (от Луки, 17, 21).
.
|