ИССЛЕДОВАНИЯ
- КОММЕНТАРИИ - ССЫЛКИ
Оливье
Клеман
Афанасий
Александрийский
Сформировавшийся
не в результате изучения античной литературы и философии, но под воздействием
христианской среды эпохи гонении, этот египтянин, говорившим и писавший
по-коптски так же хорошо, как и по-гречески, был горячим сторонником
независимости Церкви от империи. Последняя, хотя и стала христианской,
то и дело склонялась к поддержке арианства, отрицавшего Божественность
Христа. Афанасий, будучи диаконом, сопровождал своего епископа на Никейский
собор в 325г., исповедавший Xристa homoousios "единосущным",
существенно тождественным Отцy как источнику Божества. В 318 г. Афаиасий
становится архиепископом Александрии и всего Египта. Перед лицом арианской
реакции он проявляет себя пламенным защитником единосущия, получая полную
поддержку со стороны своей паствы и ширившегося тогда в Египте монашеского
движения. С точки зрения Афанасия, сказать, что Христос есть всецело
Бог, - значит допустить обожение человечества, ибо "что не воспринято,
то не спасено". Вся его мысль вращается вокруг фундаментального
утверждения: "Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом".
Во Христе все человечество становится "словесным" и человек
обретает способность воспринять Духа... В противовес арианам, с их опорой
на некоторые ветхозаветные тексты, могущие навести на мысль о тварности
Премудрости Божией, Афанасий развивает целую софиологию (от Sophia -
мудрость), чтобы доказать связь Логоса, нетварной Премудрости, с мудростью
тварной и показать прозрачность творений и всего космоса для Божественных
энергий.
Непокорность
Афанасия стоила ему двух изгнаний на Запад (Трир, 335-337; Рим и Аквилея,
339-346), где он утверждал Никейский догмат. В начале 50-х годов, когда
напряженность возрастает до крайности, он добровольно укрывается в Египетской
пустыне у монахов (356-361 и 362-363), и прежде всего у св. Антония,
жизнеописание которого принадлежит его перу. Труд афанасия привел к
победе "единосущия" - основания христианской концепции личности.
Паскаль, вспоминая об Афанасии, пишет: "Никакие попытки насилия
не могут ослабить истину, но лишь еще отчетливее выявляют ее".
Об
арианстве
В
начале IV века Церкви пришлось столкнуться с ересью, которую можно назвать
"верховной" - ересью как таковой. Ересь возникает в момент,
когда ослабляется смысл таинства, как это происходит в современных формах
христианства, приспособляющегося к миру и его модным веяниям. Дело в
том, что ересь - не просто эпизод в истории культуры, для нас давно
утративший актуальность. Ересь есть выражение постоянного соблазна человеческого
разума, желающего объяснить таинство и в конечном счете свести его на
нет. Суть первоначального арианства не в абстрактных и запутанных спорах,
но в радикальном упрощении и приспособлении к "пониманию"
учения о Воплощении и о Троице. Арий был александрийским священником.
Вначале он стал инициатором утонченных дискуссий, но очень скоро его
воззрения приобрели популярность в массах, что он только приветствовал.
С приходом арианства христианство стало "простым". Арий, хотя
и утверждал первенствующее положение Христа в порядке творения, тем
не менее замыкал Его в области тварного, утверждая радикальное различие
по природе между Богом и Христом. Бог - это Бог, Христос же, хоть и
венец тварного мира, но все же тварь. Согласно этому насквозь рациональному
подходу, Бог остается замкнутым в Своей трансцендентности. В эпоху,
когда очевидная политическая победа христианства приводила в Церковь
массы людей, такое понимание, казалось, делало веру проще, доступнее.
Арианство
поставило христианскую мысль перед фундаментальными вопросами: как можно
одновременно признавать в Боге "первенствующее" существование
Отца как источника и начала Божества - и существование Сына Божия, ставшего
Сыном Человеческим, отличного от Отца и в тоже время решительно заявившего:
"Я и Отец - одно". Или: как примирить основополагающее библейское
утверждение о едином Боге и столь же ясно выраженное евангельским Иисусом
сознание Его идентичности с Богом? Победой над арианством Церковь решительно
утвердила существование в Боге (и, следовательно, в человеке как образе
Божием) антиномии единства и различия.
Исходным
пунктом воззрений Ария представляется унаследованная от греческой философии
концепция Бога: это скорее Бог Аристотеля, нежели живой Бог библеиского
откровения. Бог понимается как совершенная сущность, замкнутая в самой
себе, простая, не допускающая никакой сложности; некая вещь, находящаяся
в умопостигаемом небе. Влияние Аристотеля ощущается и в методе мышления:
в упрощающей строгости логической дедукции в ущерб смыслу неистощимого
и парадоксального таинства: technologia вместо theologia, как скажет
один из отцов IV столетия.
Таким
образом, Бог определяется роковой игрой слов как agenetos и agennetos:
agenetos - значит "нестановящийся" (от gignomai - "становлюсь"
плюс отрицающее а), agentos же - "нерожденный" (от gennao
- "рождаю", в пассивном залоге плюс отрицающее а). Следовательно,
Бог не только не рожден, но и не может сообщить свою сущность иному
через порождение иного, так как подобное рождение предполагает становление,
а значит, с точки зрения греческой античности, - разложение, расщепление
Его сущности. Понятие рожденного Бога, Бога-Сына - Сына, который предвечио
есть Бог, - представляется, следовательно, противоречивым в самой своей
сути, ибо истинный Бог по определению не рожден и не подвержен свойственному
твари : становлению. А значит, все отличное от Бога agenetos - agennetos
по необходимости оказывается genetos-gennetos, тварным-рожденпым: тварным,
ибо рожденным. И прежде всего это относится к Сыну, так как Он, будучи
рожден как Сын, не может не быть тварью. Слово есть первое, изначальное
творение, призванное стать началом и основанием космоса. Следовательно,
Оно не вечно, не существовало всегда, но перешло от небытия к бытию,
подобно прочим творениям. Хотя Его называют по традиции Богом и находят
намеки на Его Божественность в Писании, это не значит, что Он - истинный
Бог, как Отец: это лишь образ, прилагаемый в Писании также к праведникам.
Иисус был усыновлен Отцом в силу Своих заслуг, стал восприемником Слова,
первой тварью и началом творения. Вот что Он но своей сути: нравственно
совершенное существо.
Если
это так, то не существует ни таинства Троицы, ни Богочеловечества. Человечество
не обожено во Христе, и человек не может претендовать на реальное соединение
с Богом: между Богом и человеком возможно лишь моральное общение, образцом
которого является Иисус.
Именно
для того, чтобы дать ответ арианству, собрался в 325 году в Никее Первый
Вселенский Собор. Символ веры был уточнен следующим образом: "Сын
рожден от Отца, то есть из сущности Отца (ousia). Он есть Бог истинный
от Бога истинного, рожденный, но не сотворенный [то есть gennetos, но
не genelos], единосущный (hotnoousios) Отцу". Это последнее выражение
- homoousios toi Pafri - и состав-ляет несравнимый по значимости вклад
собора. Этот греческий термин, скомпрометированный в предыдущем столетии
неловким, на ощупь, употреблением в первоначальном троичном богословии,
был заново воспринят и радикально переосмыслен, чтобы выразить онтологию
любви. Homos означает тождество. Otisios происходит or onsiu, которая,
будучи субстанциализирована, означает акт бытия: не. нейтральность Субстанции,
но неистощимость Живого Бога--"Того, Кто есть". Назвать Сына
homoousios, "единосущным" Отцу - значит выразить, что Они
суть всецело одно - тем единством, которое есть не сходство, но тождество.
И тем не менее Сын остается Сыном, а Отец - Отцом.
Никейский
символ бескомпромиссно утвердил таинство воплощенного Слова. Если Христос
тождествен по Своей сущности Отцу, это означает Божественность и вечность
Воплощенного, как то решительно подчеркивается в Прологе Евангелия Иоанна.
Воплощаясь, Слово интегрируется в космос и интегрирует космос в Себе.
Значит, через единосущно Он всецело участвует в таинстве Бога. Так по
Христе устанавливается фундаментальная связь Бога и тво-рения, Бога
и человека. Впервые столь отважно Церковь утверждает, что благодаря
воплощению, воскресению и прославлению Господа человек включен в Бога,
а через человека - и весь мир...
Никейское
определение, однако, вызвало ожесточенные споры, длившиеся более полувека.
Многие остались арианами или полуарианами: отвергая Божественность Хрисга,
некоторые, вдобавок, отвергали (после 360г.) и Божественность Духа.
Их называли "пневматомахами"- "сражающимися против Духа".
Что касается императоров, они в большинстве своем поддерживали арианство.
В самом деле, трансцендентный и авторитарный Бог казался им более надежным
гарантом их власти, нежели Бог любящий, Бог страдающий, Отец, предвечно
дарующий Сыну все, что Он есть и что имеет, и осеняющий Его Духом Своим:
"Все, что принадлежит Отцу, принадлежит и Мне", - говорит
Иисус. . Троичное откровение - это откровение жертвенного и освобождающего
отцовства, дающего Духа и в корне разрушающего отношение типа "господин
- раб". В наши дни всякое размышление о власти приводит к антихристианству,
ибо принимает во внимание лишь авторитарные аспекты "христианского
общества" - христианского мира, основанного Константином. Это означает
забвение феномена исповедующей Церкви, бескомпромиссного пророческого
духа монахов, сопротивления великих свидетелей веры, подобных св. Афанасию
Александрийскому, множества испытаний, пространства духовной свободы,
так и не поглощенного напряжения между Царством Бога и Царством Кесаря.
Огромная
работа по богословскому и духовному углублению, прояснению и дополнению
Никейского догмата была проделана самим Афанасием, а после него - великими
епископами, уроженцами Каппадокии, давно эллинизированной малоазийской
области. Речь идет об отцах-капподакийцах: Василии Кесарийском, прозванном
"Великим", его друге Григории Назианзине и его младшем брате
Григории Нисском. Толкование единосущия подвергалось равной опасности
с двух сторон. Во-первых, опасности преувеличения Божественного единства
за счет лишения ипостасей их собственного существования. Это означало
возврат к прежним ошибочным взглядам Савеллия (ум. 260) - к савелианству,
усматривающему в Отце, Сыне и Духе три последовательных проявления Божества,
три "маски" Бога. Во-вторых, обратной опасности полного разделения
ипостасей, вплоть до впадения в тритеизм, то есть утверждение "трех
Богов". Афанасий и каппадокийцы точно выразили таинство Живого
Бога, Который есть Любовь, установив ясную антиномию единства и различия:
Живой Бог есть одна Сущность (Ousia) в трех Лицах (Hyposlases). Сущность
означает бесконечное единство Божественных Лиц: Отца, Сына и Духа. Каждое
Лицо представляет собой не отдельную сущность и не осколок целого, но
способ отдачи и получения единства, "образ существования"
единства. Абсолютное отождествление с Любовью. Отец, "начало"
Божественности, рождает Другого, иного по отношению к Себе - Сына, одновременно
заключенного внутри Него, равного Ему по бесконечности, ибо Любовь не
может быть одиночеством. "Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе", -
говорит Иисус. Но здесь же является и Третий - Дух. Троица, говорит
Василий вТрактате о Святом Духе, - не обозначение числа (он уточняет,
что речь идет о "метаматематике"), но бесконечное гревосхождение
в открытом единстве любви как всякого противопоставления, так и всякого
смещения, так что Сама Любовь Одного к Другому есть таинственная Личность,
ибо ничто не может быть безличным в Боге. Только Трое в Одном, в их
непрерывном взаимопереходе, при котором каждый - единственен и в то
же время неслиянно содержит в Себе двух других, представляют полноту
бытия в общении - общении, предстающем как источник бытия.
На
Втором Вселенское соборе, состоявшемся в Константинополе в 381г., Никейский
Символ был дополнен членом, утверждающим Божество Духа: "Верую...
в Духа Святого, Господа животворящего, исходящего от Отца, поклоняемого
и прославляемого вместе с Отцом и Сыном, говорящего через пророков...".
Кроме того, съехавшиеся на собор отцы (все принадлежавшие к восточным)
отправили в 382 г. собравшимся в Риме западным епископам соборное послание,
где ясно выражается антиномия единой Сущности и трех Лиц: "Слово
истины... учит нас верить во имя Отца, Сына и Святого Духа, исповедуя
чрез то единое Божество, силу и сущность Отца, Сына и Святого Духа...
в трех совершенных ипостасях, или Трех совершенных Лицах...".
О.
Клеман. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии.
Пер. с фр. М., Центр по изучению религий. Издательское предприятие "Путь",
1994. С. 310-315.